24 апреля армянский народ в Армении, Арцахе и во всем мире единым образом, но в чрезвычайных условиях вызовов пандемии, взывает к памяти 105-ой годовщины общенародной трагедии. Это чрезвычайное положение не является уникальным: на протяжении более 1 века несколько поколений армянского народа были вынуждены выполнять свой моральный долг в различных других проблематичных ситуациях.
В целом, человечество, как показывают и глобальные события, вызванные COVID-19, имеет доказанное свойство сильно замедлять, не соразмерно и не единым образом действовать в вопросе оценки и противодействия универсальным вызовам и угрозам. Конечно, всегда бывают исключения, но в основном, увы, в виде продвинутых индивидуальных мыслителей того времени. Допустим, пример первого геноцида 20-го века. Призывам мыслителей времени и свидетелей гуманистов Армяского Мец Егерна Генри Моргентау, Иоганнес Лепсиуса, Армин Т. Вегнера, Фритьоф Нансена, Валери Брюсова, Анатола Франса, Александра Блока, Юри Веселоского и многих других международное сообществ начало прислушиваться только после десятилетий, даже столетие спустя, и только благодаря совместным огромным усилиям нескольких поколений армянского народа и всех армян, однако все еще не полностью. Массовая резня армянского народа в Османской империи в 1915-23гг., как заранее спланированный и последовательно совершенный акт геноцида, на разных уровнях признали только около 4 десятков стран и международных организаций.
В 1948г. Рафаэль Лемкин, автор Конвенции ООН «О предупреждении преступления геноцида и наказании за него», принятой 9 декабря, сочинил этот важнейший документ главным образом под влиянием массовых убийств армян в Османской империи.
Непропорциональная оценка Геноцида армян международным сообществом в течение следующего столетия привела к десяткам подобных трагедий, включая Холокост, геноцид в Камбодже, Руанде, Дарфуре и Синджаре и т.д.. Не будет излишним напомнить, что организаторы крупнейшего из вышеперечисленного еврейского Холокоста были вдохновлены примером властей Османской империи, знаменитым лозунгом «Кто сегодня помнит Геноцид армян?». Однако в контексте вышесказанного, возможно, наиболее трагичным является то, что в результате не признания и не осуждения вовремя Геноцида армян, в конце 80-х и начале 90-х годов значительная часть армянского народа подверглась аналогичным действиям со стороны другого соседнего тюркского государства- Азербайджана, в Баку, Сумгаите, Кировабаде и др. Более того, в марте 2014 г. политика геноцида Османской империи с новыми проявлениями и новыми инструментами использовалась в Сирии против жителей армянского поселения Кесаб, которые являются потомками тех, кто избежал Геноцида армян.
После восстановления независимости Республики Армения в 1991г. одним из ключевых направлений внешней политики стала борьба с преступлениями против человечества, меры, предпринятые по их предотвращению. В этом контексте целенаправленные шаги, направленные на признание и осуждение Геноцида армян, проявились уже в новом измерении. Между тем, следует подчеркнуть, что для Армении, почему нет, для всего мира этот процесс имеет не только моральную, но и проблему безопасности, особенно в контексте предотвращения текущих вызовов безопасности на Ближнем Востоке. Как наглядное доказательство этого, вся преступная политика нынешних турецких властей, которые отрицают геноцидные действия своего предшественника во всех отношениях. Это проявляется по-разному, как в собственной стране, против определенных слоев общества и групп, так и на севере Сирии, особенно в районах, населенных курдами, в форме массовых убийств, выселений, этнических чисток и ряда подобных действий. В то же время, не гуманистическая политика Анкары не ограничивается только этой областью. Вот уже почти 6 лет судьба миллионов беженцев, которые нашли убежище в Турции, используется как инструмент политического шантажа, особенно в отношениях с европейскими странами, способом нарушения всех гуманитарных норм.
Конечно, как говорится, вы не выбираете своих соседей. Армения и армянский народ обречены жить и развиваться, в соседстве с недружественными турецкими государствами на востоке и западе, которые закрыли свои границы с момента обретения независимости и пытаются всеми возможными и невозможными средствами расширить недальновидную политику блокады. Соседи, в политических инструментариях которых инструменты геноцида продолжают оставаться в качестве средств регулярного пользования по различным направлениям. Поэтому целеустремленный подход Еревана к предотвращению новых геноцидов путем осуждения предшествующего, также в вопреосе отношений с такими соседями является фактором, сдерживающим угрозу безопасности.
Морально-психологическое направление такого подхода настолько ясно: при поддержке международного сообщества способствовать тому, чтобы любое турецкое правительство, наконец, обрело смелость взглянуть в лицо своей собственной истории. Потому что ряд серьезных комплексов в турецком обществе сегодня являются результатом целенаправленного отрицания. И поэтому в той же Турции давно должны были понять, что принятие исторической правды, отказ от отрицания, извинения от имени своих предшественников от одной единицы своего общества исключительно в их собственных интересах, с точки зрения построения более демократического, лишенного разного рода проблем государства и толерантного, объединенного общества. В конце концов, есть яркий пример этого: Германия, которая, признав свои собственные ошибки в нужное время, смогла заложить основу и достигнуть формированию одного из самых образцовых государств и обществ Европы и почему бы и нет современного мира.
В конце концов, история доказала, что политика геноцида, проводимая и сегодня всеми турецкими государствами, недальновидна и рано или поздно обречена на провал. Ведь не только не удалось оставить «только одного армянина, и то в музее», но диаметрально противоположно: сегодня есть два армянских государства, сильная диаспора, а Армения является одним из первых во всех возможных инстанциях в борьбе с преступлениями против человечества в современном мире.