Кавказ Online

Меню
 
Страны
 
Регионы
 
Рубрики

Реклама

  • Разное

    Всё, что мы делаем в жизни, эхом отзовётся в вечности

    28/04/2010

    Нийсон Лич

    Лишь познавшего страданье
    осеняет вдохновенье.

    Шота Руставели

    Двое смотрят вниз.
    Один видит лужу,
    другой – звезды в ней.
    Каждому – свое…

    Притча


    Вот так, идя от античности к средневековью и до современности, мы добрались, наконец-то, и до режиссера Мустафы Бекова с его сценарием «Враги». Человек, несомненно, талантливый, и помимо своего чутья и опыта, в этом суждении я опираюсь на мнение другого ингушского Таланта – Иссы Кодзоева. Я попросил его написать свое мнение о сценарии фильма «Враги» и 22 марта 2009 г. получил от него отзыв. Я приведу только наиболее характерные выдержки из него.

    «Великим режиссерским мастерством должен обладать автор, чтоб столкнуть судьбы двух главных персонажей: немца Пауля и ингуша, обыкновенного горца, Инала. Они так не похожи друг на друга по ментальности, но они становятся, пройдя через "чистилище" родными людьми. У них один и тот же внутренний стержень — мужество».

    «Да, Мустафа давно мечтал создать такой фильм, он мне об этом рассказывал в 1987 году у него дома».
    «Сцены великолепны».
    «Все на высоком художественном и нравственном уровне».
    «Мустафа "обнажает" правду - в этом сила данного сценария».
    «Многое бы я отдал, чтобы этот фильм был снят и показан хоть по одному разу в каждом селе. Поумнел бы наш народ процентов на 70!»
    «Женитьбу Пауля на Мадине надо устроить. Без этого фильм не получится».
    «Замечаний по сюжету у меня нет».

    Мнение же большинства тех, кто прочитал синопсис сценария, прямо противоположно: «А те, кто поддержал этот сценарий, не задумывались, какой нравственный удар он нанесет по молодому поколению? Какое воспитательное значение он будет иметь? Что он пропагандирует? Какие будут последствия? Я категорически против подобных фильмов и их пропаганды!» (здесь и далее цитаты из форума сайта «ingushetia.org» за март - апрель 2009г). Автору данного пассажа явно не хватает «зоркости сердца», о которой писал Антуан де Сент-Экзюпери: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь» («Маленький принц»).

    Вот давайте мы с вами, с позиций «зоркости сердца», разберем вопросы «нравственного удара», «воспитательного значения» и «последствий», которые произойдут, когда фильм выйдет на экраны. На мой взгляд, они будут ровно такими же, какие были от «Илиады», «Эдипа – царя», рубаи О.Хайяма, «Из тьмы веков» и «Г1ал1ай». Ни больше и не меньше.


    Мадина, по сравнению, со всеми ранее рассмотренными персонажами, созданными воображением писателей и реальными, взятыми из нашей с вами жизни, является воплощением нравственной чистоты. В отличие от них она не жила в разврате и не сбежала с Паулем, бросив всё и вся, как Елена Безобразная или наши ингушские «героини». Она вышла замуж с согласия своих родителей и братьев, которые шли на громадный риск быть расстрелянными «доблестными» НКВДэшниками за укрывательство немецкого диверсанта.

    Задумайтесь о той мере гражданского мужества, которое понадобилось им с учетом политической обстановки, военного времени и национальных обычаев, чтобы пойти на такой неординарный шаг. И ведь читатели не знают, какие резоны ими двигали, потому что читали только синопсис, который содержит мизерную часть сценария! Вот два предложения из синопсиса, на которые следует обратить внимание: «Отношения между Паулем и Мадиной становятся известными для родных Мадины. Возникает скандальная ситуация».
    Читателю неизвестно, как режиссер выводит своих героев из нее, неведомо, какими мотивами и чувствами руководствовались родные Мадины, потому что после этих слов сообщается о решении сыграть свадьбу по ингушским обычаям. И все, больше ни слова о выходе из сложившейся ситуации. Кстати, в России только два человека читали сценарий в полном объеме, остальные смогли ознакомиться, только, с его синопсисом, потому, что так решил режиссер, исходя из своих профессиональных интересов. Поэтому, может быть, не стоит спешить с убийственными выводами?!..

    Вы только послушайте: «Посмотрим на "Врагов", что мы имеем здесь. УПОР идет на то, как некий пришелец в виде немца попал в наши края. Его выходила ингушка Мадина, между ними разгорелся роман и вот они уже поженились. Ну и наконец, они в Германии...»

    Надо было очень сильно постараться, чтобы замкнув глаза, уши и сердце не увидеть ничего более несущественного, чем этот малозначительный факт сценария. Это линия сюжета находится на его периферии, главное-то ведь лежит совсем в другой плоскости, в другом измерении. Но все это надо увидеть, как говорится в одной замечательной восточной притче.

    Один человек спросил у монаха:
    - Одни говорят: «Бог есть!» Другие говорят: «Бога нет!» Что вы об этом думаете?
    - Они все говорят правду, - улыбнулся монах.
    - Ну и где же истина? – воскликнул человек.
    - Истина в том, что звезды существуют только для тех, кто их видит…

    Что можно было увидеть сердцем и душой в скупой информации синопсиса? Фильм Мустафы Бекова станет не просто трагическим эпизодом из жизни ингушского народа, а грандиозной панорамой битвы имперской власти со своими народами. Он прозвучит, как приговор национально–карательной политике Кремля и, в особенности, по отношению к репрессированным народам.

    Картина будет воспринята всеми депортированными народами и в свой адрес, потому что, образно выражаясь, нас всех высылали одним этапом в одном эшелоне. Нас истребляли одной и той же пулей, голодом, холодом, болезнями и мы терпели одни и те же издевательства, нас – умерших – швыряли в снег или траву вдоль «дороги смерти» и там до сих пор в земле лежат непогребенными косточки наших невыросших детей. И единый стон ужаса, боли, страха и непонимания вырывался из сотен тысяч глоток репрессируемых народов. И дорогу этому многотысячному стону в мир сопереживания и сострадания стремится дать наш, ингушский, кавказский режиссер.


    И зритель во всем мире ужаснется «воочию» увидев масштабы трагедии репрессированных народов и заглянув в бездну нравственного падения имперской власти.

    Убеждён, что картина – приговор, в том числе и современной власти, не будет допущена к просмотру в кинотеатрах России и к показу по телевидению. Она, может быть, пошла бы, если Мустафа ограничился бы показом преступлений только сталинской власти. Но он своими экскурсами в прошлое и переходом в современность прокладывает «дорогу смерти и рабства», на которой строились и строятся кровавые взаимоотношения империи и колоний.

    В этом смысле показательны кадры видеохроники, где толпы чеченских беженцев расстреливаются из проносящихся русских вертолётов. И режиссер дает «крупным планом искажённое в злобе лицо полковника Хрулёва, который командует уничтожением беженцев из Грозного» и с нескрываемой злобой вопит: «Я не дам ИМ размножаться!»

    Вот она истинная суть национальной политики, проводимой имперской властью на протяжении последних двухсот лет и она касается всех порабощенных народов России, но особенно репрессированных. Слова палача Хрулёва: «Я не дам ИМ размножаться!», адресованные чеченцам в конце 20 века, всколыхнут души всех депортированных народов от балкарцев до немцев Поволжья воспоминаниями о своей «дороге смерти», проложенной для того, чтобы не дать «им размножаться».

    В их памяти всплывут слова, которые были когда-то высечены золотом на памятнике А.П.Ермолову в Грозном: «Народа сего под солнцем нет подлее и коварней». Самый знаменитый палач Русско – Кавказской войны имеет в виду чеченцев. «Подлость и коварство» чеченцев и других кавказских народов заключалась и заключается в их неистребимом стремлении жить на дарованной им Всевышним земле согласно своим обычаям, традициям, законам и, свободно исповедуя свою христианскую и мусульманскую Веру.

    Картины, возникающие у раненого Инала в бреду – это мостик, перебрасываемый воображением режиссера в 19 век, когда полыхала Русско-Кавказская война. В его видениях нам также предстанут предки «героев» депортации 44 года и геноцида вайнахов на рубеже 20 - 21 века. И мир увидит, как царизм и ее военщина провоцирует и осуществляет массовый исход с земли предков в Турцию, Сирию и Иорданию северокавказских народов («кундуховщина»).

    Раненый Инал по воле режиссера бредит с огромным и трагическим смыслом, прочерчивая в пространстве и времени кровавую историю народов Кавказа.

    Вот еще одна сцена на эту же тему.
    «Инал в Таргимской котловине. На башнях горят сигнальные огни. Он стоит высоко над ними на горе с мечом в руках и в средневековой одежде ингуша-воина.

    - Оарц дала! Оарц дала! (идиома со смыслом: тревога! на помощь!, соответствующая старинному русскому выражению «ратуйте, люди!» - Н.Л.) - доносится от башни к башне.

    Бронепоезд с красной звездой, несётся, разламывая горы, сметая на своём пути башни. Воды реки Ассы превращаются в кровь, которая вытекая из берегов, затапливает Таргимскую котловину...

    - Оарц дала! Оарц дала! - доносится со всех сторон.

    Инал выхватив меч, бросается в окровавленную бездну...
    Башни начинают с грохотом разваливаться....

    - Тийша болх! Тийша болх! (подлость) - кричит Инал».

    Какая потрясающе символическая картина: бронепоезд с красной звездой, разламывающий горы Кавказа, и из начала 19 века, пробивающий «дорогу смерти» в 21-й век. Вы только представьте себе, что это значит, увидеть эту картину «воочию»!..

    Под «тийша болх» имеется в виду подписание договора о «добровольном» вхождении в имперское рабство, а затем наступает «время собирать камни»: «Августейший Император повелевает мне уничтожить этот сброд. Какое имеют право эти дикари, жить на такой прекрасной земле… Повелеваю всех мужчин, способных носить оружие - уничтожить! Посевы - сжечь! Беременным женщинам вырезать животы, чтобы они не рожали бандитов!" (из приказа генерала Слепцова 1840)

    Вся суть имперской политики изложена в этом приказе очень просто и доходчиво, без всяких либеральных штучек: нам нужна кавказская земля, только без одной мелочи, без самих кавказцев, а еще проще она звучит на блатном жаргоне наследника Романовых - Слепцовых: «мочить в сортире» и «выковыривать из канализации».


    М.Беков еще более четко определил приоритеты кавказкой политики Кремля:
    «Аналитический центр лубянских преступников, всех времён и под разными названиями лелеял одну мечту, а именно: Кавказ без кавказцев. Сегодня никто не вспоминает, что город Сочи с прилегающей к нему территорией принадлежал убыхам. Да и о существовании такого народа, до их полного истребления, большинство не знает. Сегодня никто не претендует на эти земли. Они русские! Вот идеальная ситуация, которая должна быть на всем Кавказе» (Из письма автору от 11 июля 2009 г.).

    Вот с той кровавой поры и по сей день уже 200 с лишним лет, Кавказ сотрясает этот стон: «Оарц дала!», рвущийся из самых глубин человеческих душ, этот крик тревоги и боли раздается из сотен тысяч кавказских глоток. И он по воле режиссера Мустафы Бекова, Дала аьннадале (даст Бог), прозвучит на весь мир.

    «Война и мир» — роман-эпопея Льва Николаевича Толстого, описывающая события войн против Наполеона: 1805 года и Отечественной войны 1812. Роман, признанный критикой всего мира величайшим эпическим произведением новой европейской литературы.

    С этим не поспоришь, но есть очень существенные нюансы, которые внесло Время. В эпопее Л.Толстого есть ясность: идет война, понятно кто есть кто. На Родину напал захватчик, ему противостоит народ – защитник. Предельно понятно: кто враг, а кто друг. Столкновение армий, интеллектов Наполеона и Кутузова, патриотизма и экспансионизма, как и во все времена до этого.

    В картине Бекова временной охват событий два века. И захватчик, и защитник воюют более совершенным оружием массового уничтожения людей, поэтому счет жертв войны исчисляется не десятками, и даже не сотнями тысяч, как в романе «Война и мир», а десятками миллионов. Массовое истребление мирного населения, пленных и лагеря смерти. Однако, самое главное другое: все вышесказанное является лишь бесчеловечными проявлениями, происходящего противостояния двух самых чудовищных идеологий человечества: коммунизма и фашизма, возникших через лет сто, после описанных в романе Л.Толстого событий.

    И, наряду со всем этим, будет происходить тотальная депортация народов, которая и не снилась правителям Франции и России. «Свои» стали врагами, «свои» швыряют в пропасть или топят в озере Кезеной-Ам, «свои» заживо сжигают женщин, детей и стариков в Хайбахе и Мужичи, «свои» выдворяют с родной земли. Великий и трагический разлом в сознании людей, произошедший тогда не преодолён по сей день. И современная власть Русской империи его только усугубляет. Именно, поэтому из этого сценария получится, поистине, эпическая, масштабная и невероятно трагическая кинопанорама, которая не оставит равнодушным зрителя в любом уголке планеты.

    Скажете: «И тут Остапа понесло». Да нет! Во-первых, «Враги» этого стоят. Во-вторых, просто надоело стоять на коленях, надоело быть колониальным быдлом, воспринимающим все свое родное чем-то второсортным, холопским. Надоело с лакейским благоговением, взирать в барские очи, и с умилением, внимать, завуалированной всей системой образования и культуры, имперской пропаганде об ущербности духовного наследия покоренных народов. В-третьих, я своим восхищением перед «Врагами» нисколько не умаляю значения «Войны и мира». Не помню, чьи слова: «Шедевр искусства рождается навеки. Данте не перечеркивает Гомера». Л.Толстой свое место на Олимпе мировой культуры уже занял и этого ничем не перечеркнешь.

    В моем отношении к русской культуре проложен четкий водораздел: есть Россия Романовых – Путиных, и есть Россия Пушкиных – Лермонтовых. Русская культура, русский язык, стал для меня мостиком к мировой литературе.


    Корифеи русской литературы – Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Чехов – подвели меня к осознанию необходимости изучения ингушского языка и литературы в возрасте 19-ти лет, когда я, служа в армии, перечитал их произведения не школьными глазами.
    И тогда же начал учиться читать на вайнахском языке по книгам «Г1алг1ай фольклор» и «Нохчий фольклор». Настоящее же осознание богатства и величия ингушского языка и литературы приходит спустя много лет только с эпопеей Иссы Кодзоева «Г1алг1ай».

    Но вернемся к нашему Бекову. Громадная удача не только для ингушского народа, но и для всех репрессированных народов в том, что сценарий написан, и снимать по нему фильм будет человек, стоящий на стыке трех культур: вайнахской, русской и немецкой. И не просто человек в лени и праздности пребывающий в них, а вобравший их в себя, осмысливший и переплавивший их самобытность и достижения в кинопанораму «Враги». И с высоты этих трех культур режиссер покажет на фоне столкновения фашизма и коммунизма, депортацию народов в 20 веке и через нее геноцид 19-го и рубежа 20 - 21-го веков. Покажет Человека и Нелюдь, оказавшихся в жерновах этих идеологий, войн, депортаций и геноцида.

    Мустафа Беков своим фильмом будет «убивать» последышей людоедской идеологии коммунизма, и, опосредованно, попутно не менее людоедской идеологии фашизма. «Родители» этих идеологий мало чем отличаются друг от друга: Адольф Сталин и Иосиф Гитлер – это единоутробные, единокровные порождения Сатаны и Тьмы.

    Есть еще один аспект, подчеркивающий то значение, которое будет иметь фильм Мустафы. Каждому убитому моджахедами «кафиру» имперская власть может противопоставить тысячи таких же «кафиров». Благо счет «кафирского пушечного мяса» идет на миллионы, и Русская империя без всякого сожаления будет швырять его на заклание моджахедам. А вот, что можно будет противопоставить фильму «Враги» - довольно таки увесистому «булыжнику», летящему в голову имперской власти?! Да, ничего! Разве только злобное шипение змеи, у которой вырвали жало…

    Даже в чисто религиозном плане борьба М.Бекова исходит из истинных позиций Веры. Направленность понятия Большой Джихад (борьба с Дьяволом, угнездившимся в наших сердцах – Н.Л.) Ибн Хаджар аль – Аскалани раскрывает следующим образом: «…борьба с нечестивцами осуществляется, прежде всего, руками, затем – языком, а затем – сердцем» (Сахих аль-Бухари, стр. 458). Можно ли представить себе большего нечестивца, чем Сталин, и более нечестивой идеологии, которую он огранил, усовершенствовал и довел до логического завершения и оставил в наследие современным правителям Русской империи. И Мустафа, в соответствии с установлениями истинной Веры, борется с ней «руками, языком и сердцем».

    А большинство критиков Бекова, прежде всего, мужчин, талдычат о Мадине, о позоре, который она навлечет на ингушский народ, об ингушской безгрешной нравственности, которая, видите ли, будет поругана ее замужеством за немца Пауля.

    По поводу грехов наших пророком Мухаммадом (сас) сказано: «Поистине, верующий смотрит на свои грехи так, будто он сидит у подножия горы и боится, что она обрушится на него, а нечестивый считает свои грехи чем-то вроде мухи, пролетающей у его носа, и отмахивается от нее вот так» (Бухари, 6308).


    В очередной раз, перечитывая этот хадис, я понял, насколько точно он передает смысл происходящих из-за киношного замужества Мадины словесных баталий. Ингушским мужчинам, проявляющим трогательную заботу об огромной «Горе» женской греховности, которая может «обрушиться» на их «несчастные, безгрешные» головы, надо избавляться от скромного замалчивания своих собственных грехов, которые представляются им «чем-то вроде мухи», пролетающей у их носа, и они отмахиваются от них.

    Также неплохо было бы для радетелей женской нравственности взять на вооружение этюд «Йо1и з1амсаги» («Девушка и парень») Иссы Кодзоева.
    - Йо1, - аьлар з1амсага 1оттар йе, - цу керта т1а тилла йовлакх мича доадаьд 1а?
    - Даьра, з1амсаг, доадаьд, - жоп деллар йог1а, - 1а хьай керта т1ара кий
    йоаяьчча-м.** («Девушка, - спросил парень с целью поддеть ее, - где ты уронила платок со своей головы?» Девушка ответила: «Там же, где ты посеял свой головной убор»).

    Еще один перл на эту же тему из форума: «Я практически мало жил среди ингушей, но хорошо знаю историю своего народа и горжусь ей. Но мне стыдно за этого Бекова, что он смог опустить свой народ так низко».

    Кто же такой «этот Беков» и откуда он свалился на наши головы, чтобы «опустить свой народ так низко»?!.. Давайте пройдемся по основным этапам его жизни.

    1979 год. Дипломный спектакль, в Ижевске по пьесе Азата Абдулина «13-ый
    Председатель». Режиссер акцентировал внимание на серость, ложность и лицемерность системы, которая уничтожает личность. Овации зрителей, перешедшие в поношение советской действительности.

    Первая «отеческая» беседа в КГБ.

    1981 год. Спектакль по пьесе Ф.Шиллера «Коварство и Любовь». Основная идея режиссерского замысла: система враждебна ко всему, что может ей угрожать. Даже такое безвинное явление, как любовь будет уничтожена, если она хоть в малейшей степени, противоречит интересам системы.
    Вторая беседа в КГБ с антисоветчиком Мустафой.

    1983 год спектакль по пьесе М.Горького «Яков Богомолов» в Сарово (Арзамас - 16). Яков Богомолов, инженер-мелиоратор, мечтает построить город-сад (читай: коммунизм) в Крыму, где, как известно, нет воды. Основная идея спектакля - утопические мечтания и идеи талантливых людей, способных увлечь массы, смертельно опасны для развития человечества и ведут к бессмысленным революциям. Спектакль после премьеры запретили, декорации уничтожили.

    Антисоветское нутро Бекова довело его до третьей беседы в КГБ.

    1985 год. Спектакль по пьесе В.Арро «Синее небо, а в нём облака» в Новокузнецке. Все театры союза ставят эту пьесу в жанре лирической комедии, а режиссёр Беков - о девальвации идей революции и трагических разочарований людей, и их искалеченных судьбах.

    Антисоветизм насквозь разложил личность продажного наймита буржуазии Бекова – пожалуйте на КГБэшный ковер в четвёртый раз.


    Но тлетворное влияние разлагающих идей загнивающего Запада продолжает сказываться на «этом Бекове», несмотря на титанические усилия КГБ СССР. Кгбнаькъан раьза хургбоаца нигат чутеха хиннад Дала Мустафайна! (Господь вложил в Мустафу нутро, которое явно не по нраву КГБэшникам)

    1985 год. Первая в истории нашей культуры инсценировка романа А. Бокова «Сыновья Беки». Основная идея спектакля - активное участие в революции на стороне безбожников - большевиков, трагическая ошибка ингушского, да и других народов. Спектакль запретили. Опять… «свидание» с «любимым» КГБ (пятое). «Под мрачным видом прошлого, режиссёром М.Бековым пропагандируются религиозные нравы и традиции», - говорилось в докладе первого секретаря Обкома КПСС Чечено-Ингушетии Фотеева на областной партконференции.

    Однако, самое главное достижение «любимого режиссера КГБ» Бекова не в этих спектаклях, нисколько не умаляя значение этой части его профессиональной деятельности. Самое важное – это создание на (!) 71-м году советской власти в январе 1988 г. Ингушского Драматического театра, преодолевая яростное сопротивление людей без национальности: Фотеева, министра культуры ЧИ АССР Киндарова и завотделом культура Обкома партии Сайханова и иже с ними. И он все время на острие атаки, вплоть до выдавливания его из театра уже «урядниками от культуры» Республики Ингушетия.

    Мустафе есть чем гордиться в этой жизни! О его деятельности в Германии, как режиссере, а также собственнике и ведущем специалисте в Институте усовершенствования режиссерского и актерского мастерства, его обширных связях в среде деятелей культуры и политики в Германии и других странах Западной Европы и участии в жизни кавказской диаспоры я уже писал ранее.

    В начале августа 2009 г. в Гамбурге прошла премьера спектакля "Избранник судьбы" по пьесе Бернарда Шоу. Постановку, а также гастроли с этим спектаклем осуществляла «Mac Bekov Company» владельцем, которой является Мустафа. Постановка на немецком языке с немецкими актёрами. Режиссёр-постановщик - М. Беков, режиссёр- Александра Хардорф. Художник – постановщик – Александр Бевц. Композитор – Даниель Кабульский с его же музыкальным сопровождением на аккордеоне. Гастроли прошли в немецкоязычных странах: Германии, Австрии, Швейцарии, Лихтенштейне и в странах, где есть зрители, знающие немецкий язык. Это приграничные районы Дании, Голландии и Бельгии.

    Во всей этой бурной театральной, политической жизни Бекову Мустафе остро недостает бесед с любимым КГБ – ФСБ, но это контора и он обитают на разных планетах. В жизни всегда приходится чем-то жертвовать, вот ему и пришлось пожертвовать.

    Очень весомым доказательством его способности добиваться успеха в любых условиях, самодостаточности его личности являются перечисленные факты периода его «немецкой жизни». Кто не согласен с этим, может проверить на себе, что это значит, оторваться от родных корней уже в зрелом возрасте и окунуться в чужую культуру, в чужой язык, суметь добиться успеха именно по своему профилю, в своей любимой профессии. Чтобы прозябать на пособие или потом работать дворником, официанткой или посудомойкой и т.п., не надо никакого таланта, ума и силы воли. Подметай! Таскай тарелки! Мой кастрюли! Ной о тяготах эмигрантской жизни!

    «Этот Беков», в отличие от автора приведённого «перла» большую часть жизни провел среди ингушей, сейчас, как уже было сказано, проживает в Германии. По мне пусть живет хоть в Африке. Человечность, Талант, Патриотизм – эти понятия не прикованы стальными цепями к национальности, конфессии и географии. Они от Бога и самого Человека с его правом на выбор между добром и злом. И меня переполняет гордость, что у ингушского народа есть такой сын, как Мустафа Беков и я молю Всевышнего, чтобы он сумел, успел, чтобы Господь даровал ему время, здоровье и деньги снять и показать миру эту картину.

    В связи с финансовым обеспечением фильма «Враги» хотелось бы высказать следующие соображения. Мы стремимся творить добродеяние словом, делом и частью своего богатства родственникам, соседям и даже совершенно незнакомым людям. Это, может быть, добро адресованное десяткам, сотням человек. Инвестирование же средств на съемки фильма «Враги» будет посвящено памяти миллионов жертв карательной политики имперской власти за последние 200 с лишним лет. Трудно представить себе более масштабное богоугодное благодеяние.

    Вложения части своего богатства в память об этих жертвах требует понятие истинной Веры, ибо Пророк Мухаммад (сас) завещал нам: «Не завязывай (свой мех), ибо тогда и для тебя его завяжут». Имеется в виду: «Не отказывай в оказании помощи нуждающимся, запасаясь тем, что превышает меру необходимого, так как если ты пожалеешь потратить что-нибудь ради Аллаха, то Аллах лишит тебя твоего удела или в значительной мере сократит его» (Бухари, 1433).

    Финансирование "Врагов" и его экранизация чрезвычайно важна для духовной культуры, для художественного осмысления более чем 200-летней трагедии не только ингушей, но и всех кавказских народов и ее апофеоза – депортации народов с выходом, в своем значении, за пределы Кавказа (греки, поляки, калмыки, крымские татары и немцы Поволжья).

    Своего часа, своих сценариев и экранизации, помимо «Врагов», ждут книги «Из тьмы веков», «Г1алг1ай» и другие… Представляете, господа «денежные тузы», сколько можно заработать денег, да еще заслужить воздаяние от Всевышнего и получить признательность репрессированных, да и не только, народов Русской империи. Человек, решившийся на такой поступок, будет отмечен Знаком Божьей благосклонности к себе еще при своей жизни. Об этом свидетельствовал пророк Мухаммад (сас), которого однажды спросили: «Что скажешь ты о человеке, который совершает доброе дело, за что люди воздают ему хвалу?» - и он сказал: «Это – благая весть (, получаемая) верующим уже в мире этом» (Муслим - из сборника мухаддиса ан-Навави, хадис 1621).

    К великому сожалению, отсутствие гражданского мужества не дало возможности бизнесменам - вайнахам или представителям других репрессированных народа приобщиться к богоугодному делу почтения памяти своих депортированных предков. С марта прошлого года, когда был опубликован синопсис, и по сей день не поступило ни одного предложения. Пишу с надеждой на братьев из Азербайджана, Армении и Грузии, не скованных путинскими оковами и страхом лишиться из-за этого своего богатства. Финансировать съемки фильмы на уровне правительств этих государств, скорее всего, невозможно в силу политических, дипломатических соображений. Однако на уровне отдельных представителей бизнеса этих трех стран - это вполне осуществимое деяние. Мы не просим подаяния, мы надеемся на Милосердие к памяти убиенных Русской империей кавказцев и вложения части своих средств на создание им кинопамятника, который будет стучать в сердца человечества.

    Всегда есть выбор: или ты цепной пёс, стерегущий свое добро, или благотворитель, преумножающий не только свое материальное, но и духовное богатство. История искусства знает немало примеров, когда рядом с именами выдающихся Художников навсегда остались имена тех меценатов, которые дали им возможность творить…


    И последний вопрос, который вызвал яростные споры в ходе обсуждения фильма. Это вопрос соответствия фильма реальным историческим событиям, фактам и пр.

    Пустое все это! Художник имеет право на свое видение исторических событий.
    И насколько я знаю и понимаю ни один художественный фильм, не обходится без расхождений с историческими фактами в той или иной мере.

    Например, фильмы «Храброе сердце»*** и «Гладиатор»**** несут в себе много расхождений с реальными историческими фактами, но зритель приходит в кино не для того чтобы изучать историю… Кино обращено в первую очередь к чувствам человека, а потом уже к разуму. Великий педагог В.А.Сухомлинский писал, что художественный образ, сказка, притча и т.п. является мостиком к развитию логического мышления, и, таким образом, пробуждает в человеке интерес к познанию. Доказанный наукой вектор его направления: ощущения – восприятие – представление – обобщение – абстрактное мышление.

    Критики же «Врагов» напрочь забыли, что первично, а что вторично и ведут бесплодные споры о парашютистах, временах, достоверности или недостоверности тех или других фактов из фильма. Искусство развивается по своим законам, отличным от законов истории. Тем же, кто желает изучать историю, стоит взять учебники по истории, исторические хроники, архивные документы, воспоминания современников и сравнивать, анализировать, помня о разных подходах к историческим событиям, о разном ее осмысливании разными историками, например, А. Авторхановым и
    зло - Пыхаловым.

    И стоит, еще раз, посмотреть на кучу расхождений с историческими фактами в фильмах «Храброе сердце» и «Гладиатор» и нескончаемые споры вокруг них в среде умников.***** И при этом им следует иметь в виду совершенно наплевательское отношение к их словопрению со стороны зрителей во всем мире, которые с неослабевающим интересом уже многие годы продолжают смотреть эти фильмы, восхищаться ими, сопереживать и сострадать.

    И такая же судьба уготована «Врагам»!.. Нет никаких сомнений в том, что фильм будет снят и выйдет на экраны вопреки яростным атакам имперской власти, провокациям ее прислужников и горе - критиков:

    «У Черного моря урядник стоит
    И на море черное грозно глядит,
    И злоба урядника гложет,
    Что Черное море унять он не может».
    (Владимир Гиляровский)

    Конечно, невзирая ни на какие особенности духовного творчества, и в частности, создания кино, не переведутся «урядники от культуры», «критики» - умники, зрители - привереды и зло - Пыхаловы, о которых очень метко и мудро сказала Дошо Уйла (Мысль, 25.03.2009):

    «У злопыхателей такая работёнка, плеваться на наших героев, в надежде, что и другие от дурости или от злости тоже плюнутся в их адрес.

    Разлагать народ, не дать ему сплотиться, гордиться своей историей, стремиться брать пример с наших Героев, вот их задачка и работёнка.

    Ничтожества всегда хотят других превратить в ничтожества, а личность всегда стремится развить личность в окружающих!»




    ПРИМЕЧАНИЯ

    *Слова Максимуса - главного героя фильма «Гладиатор».
    **Газета «Даймохк» («Отечество») Демократического Союза Ингушетии «Нийсхо» («Равенство»), № 3 (48) от 23 марта 2009 г., стр. 21.
    ***«ХРАБРОЕ СЕРДЦЕ». Главный герой фильма — Уильям Уоллес, предводитель шотландцев, в исполнении Мела Гибсона, он же режиссёр. В 1996 году фильм «Храброе сердце» был выдвинут на 10 номинаций премии «Оскар» и выиграл 5 из них, включая награду «Лучший фильм» 1995 года. Бюджет $72 млн.

    Внимание, господа «денежные тузы». Кассовые сборы только за первый год проката: в США - $75,6 млн., в мире + $134 800 000 = $210 409 945; количество зрителей за год составило 21,72 млн. человек.

    Деньги создателям фильма по сей день сыпятся в их кубышку.

    Фильм «Храброе сердце» - это пример того, как следует продвигать свой народ, его историю и культуру на мировую арену.
    РАСХОЖДЕНИЯ С ИСТОРИЧЕСКИМИ ФАКТАМИ
    в фильме «Храброе сердце»

    Король Эдуард I не был язычником, как это утверждается в фильме. Более того, он был участником Восьмого крестового похода.

    Отец и брат реального Уильяма Уоллеса были убиты в 1291 году, то есть когда Уоллесу было около 21 года, а не 10, как это показано в фильме.

    Реальный Уильям Уоллес не мог быть отцом Эдуарда III, как это предполагается в фильме. Между казнью Уоллеса (1305 год) и рождением Эдуарда III (1312 год) прошло 7 лет.

    В изображении битвы при Стерлингском мосту отсутствует собственно Стерлингский мост, который сыграл важную роль в победе шотландцев.

    Захват властями Уоллеса был спровоцирован не предательством отца Роберта Брюса, как это показано в фильме, а предательством лояльного английскому королю шотландского рыцаря Джона де Ментейса.

    Синяя краска из вайды, которой накрашены лица Уоллеса и его соратников, применялась древними кельтскими воинами. В XIII веке, когда происходит действия фильма, она не использовалась.

    Король Эдуард I умер не в одно время с Уоллесом, а через два года (в 1307 году).

    ****«ГЛАДИАТОР» — исторический художественный фильм, вышел на экраны 1 мая 2000 года. Награждён пятью Оскарами. Бюджет - $103 млн., маркетинг - $42,7 млн.

    А теперь, снова внимание!!! Информация для вас, господа олигархи, бизнесмены и чиновники: кассовые сборы за первый год (!) проката: в США - $187,7 млн., сборы в мире + $269 935 000 = $457 640 427, сборы в России по причине развитого «пиратства» всего - $1 280 000. Но имейте в виду, что наши «Враги» пойдут в мировой прокат из Европы или США: все зависит от щедрости или скупости «денежных тузов»!..

    РАСХОЖДЕНИЕ С ИСТОРИЧЕСКИМИ ФАКТАМИ
    в фильме «Гладиатор»

    Римский император Коммод действительно выступал на арене Колизея, но не был убит во время боя; его задушил в комнате для переодеваний атлет Нарцисс. Именно так и хотели назвать главного героя Максимуса в первых вариантах сценария. На самом деле Коммод погиб в 192 году, правив 12 лет, а по фильму — вскоре после восшествия на престол.

    Главный герой фильма - Максимус - пересекается в некоторых сюжетных линиях с реальным персонажем – императором Максимином. Он, единственный человек, ставший императором, не будучи знатным римлянином. Сын алана и готки, сделавший головокружительную карьеру в армии от пастуха до генерала. Судя по всему, он был первым императором, исповедовавшим христианство. Он же - единственный, кого возвел на трон не сенат, а легионеры.

    Император Максимин любил бороться с гладиаторами и профессиональными борцами. Однако плохо владел оружием, в отличие от героя Рассела Кроу. Его победы над всеми его противниками (однажды он победил 13 лучших борцов Рима подряд) были обусловлены не искусством борьбы, а неимоверными физическими данными (рост по разным данным от 248 см до 262 см, а также колоссальная физическая сила и выносливость), за которые он был прозван в армии циклопом.

    Вымыслом является и провинция Заккабар, которой никогда не существовало. Данное название носил римский город в Мавритании, находившийся вблизи современной Милианы (Алжир).

    Любопытный факт: современником описываемых событий был Луций Арторий Каст — исторический прототип короля Артура.

    *****
    Мнение одного из зрителей фильма «Гладиатор» (его смело можно отнести и к «Храброму сердцу» - Н.Л.).

    «Достоинств много, а недостатков я не вижу. Впрочем, всегда найдутся привереды-зрители, которых хлебом не корми, дай к чему-нибудь придраться.

    «Кастинг не напоминает лицами римлян ни на йоту»? Ну, давайте всем актёрам носы поломаем для горбинки. Я не историк, но знаю одну простую вещь, как бы ты не старался добиться полного соответствия эпохе, достичь этого невозможно. Все равно со временем появится новый прорыв в науке, и исторические воззрения поменяются в -надцатый раз. Поэтому нарушения в стилистике убранства, оружии, отношениях социальных слоёв, (достоверности или недостоверности различных событий и фактов –
    Н.Л.) доказать можно лишь обладая гипотетической машиной времени.

    Диагноз таков – не сосите дурь из пальца, а смотрите и наслаждайтесь, картина стоит вашего времени». 20.05.2000 Олег Зябликов





    * Мнения авторов статей могут не совпадать с позицией редакции. Ответственность за достоверность приведенных фактов несет автор статьи.


    Rambler's Top100 © «Кавказ Online» 2009 г. Информационно-аналитический портал. E-mail: [email protected]
    Новости стран Кавказа, эксперты и аналитики о конфликтах (Северный Кавказ, Южный Кавказ), проблемы развития Кавказа, геополитика Кавказа, экономика и бизнес, народы Кавказа. © "Кавказ Online", 2009
    При цитировании информации гиперссылка на "Кавказ Online" обязательна.