Жители Ингушетии сообщили о блокировке Даттыха

Въезд в село Даттых, которое решили восстановить власти Ингушетии, блокирован силовиками, рассказали жители республики.

Как информировал «Кавказский узел», 26 сентября Рамзан Кадыров и Юнус-Бек Евкуров подписали Соглашение о закреплении границы между Чечней и Ингушетией. В Ингушетии подписание этого соглашения и соответствующего республиканского закона привело к массовым акциям протеста. 31 октября Кадыров распорядился благоустроить территории на границе с Ингушетией, а в начале ноября власти Ингушетии анонсировали восстановление покинутого села Даттых близ границы с Чечней.

Село Даттых было покинуто жителями после обстрела в 2015 году. Люди приезжают сюда ухаживать за скотом и присматривать за кладбищами. Корреспондент «Кавказского узла» 14 ноября побывал в разоренном селении, которое привлекло внимание на фоне противостояния из-за передела границы с Чечней. Как выглядит сейчас разоренное селение Даттых, можно увидеть в фоторепортаже корреспондента «Кавказского узла» Умара Йовлоя «Даттых: расстрелянное село, брошенные дома».

После визита председателя правительства Ингушетии в Даттыхе был беспрепятственный въезд, блокпост при въезде в село был покинут, и люди могли спокойно перемещаться по селу, однако 20 ноября желающие проехать не были допущены в населенный пункт, рассказали опрошенные корреспондентом «Кавказского узла» жители окрестных сел.

Скрин записи Ислама Дзангиева в FacebookСиловики на посту ведут себя корректно и вежливо, сообщил «Кавказскому узлу» один из опрошенных на условиях анонимности. «Я не знаю, почему не пропускают, до этого можно было проехать. Развернули, сказали там какие-то мероприятия. Строителей вроде пропускают дорогу делать. Там никто не живет, туда ездят за скотиной присмотреть, на охоту», — сказал он.

Скрин записи Ислама Дзангиева в FacebookЖитель Ингушетии Ислам Дзангиев призвал воздержаться от поездок в Даттых.

«В Даттыхе идет сосредоточение федеральной группировки войск, — написал Дзангиев 20 ноября на своей странице в Facebook. — Выстраивается основательная оборона. Посты, заслоны, занимаются высоты».

Скрин записей Магомеда Ангуша в FacebookДзангиев утверждает, что лично был на месте 20 ноября. «Лично видел. 40 минут не выпускали из Даттыха», — указал он.

Житель Ингушетии Магомед Ангуш также сообщил, что был 20 ноября в районе Даттыха и видел, что в это село не пропускают людей. «Дальше Галашек не пускают, только по прописке», — написал Ангуш в Facebook.

Еще один пользователь Facebook с ником «Sim Master» отметил вечером 20 ноября, что со стороны Даттыха доносились взрывы, похожие на взрывы артиллерийского снаряда.

Скрин записи пользователи Sim Master в FacebookСкрин записи Саварбика Султыгова в Facebook»Надо проверить, не расконсервированы ли скважины нефтяные. Может, там уже начали подземные взрывы для добычи нефти и газа методом гидроразрыва пласта?» — задался вопросом пользователь соцсети Саварбик Султыгов.

Официальных комментариев от властей Ингушетии по поводу блокирования въезда в Даттых 20 ноября не поступало. Информации о введении особого режима в этом районе 20 ноября не было ни на сайте Национального антитеррористического комитета, ни на сайте МВД Ингушетии.

Чемурзиев рассказал о свободном посещении Даттыха 17 ноября

На сайте Совбеза Ингушетии в сообщении от 16 ноября указано, что горно-лесистая часть Сунженского района республики продолжает оставаться зоной проведения контртеррористической операции. В сообщении от 17 ноября на сайте ведомства уточняется, что в этом районе проводятся «работы по разминированию».

Однако участники конно-спортивного клуба «Дикая дивизия», совершившие конную прогулку по Даттыху и его окрестностям в районе реки Фортанга 17 ноября, рассказывали, что не встречали на пути никаких проблем.

Слова руководства Ингушетии о свободном перемещении по территории республики не соответствуют действительности, полагает глава общественного движения «Опора Ингушетии» Барах Чемурзиев.

«Как такового конфликта у нас нет с руководством Чечни, есть конфликт между народом Ингушетии и главой республики, ведь это глава Ингушетии распоряжается народными землями, как хочет», — сказал Чемурзиев «Кавказскому узлу».

Чемурзиев рассказал, что побывал в селе Даттых вместе с группой ингушского конно-спортивного клуба «Дикая дивизия», не обнаружив там силовиков из сопредельного региона, но был задержан местными силовиками.

«Конники из «Дикой дивизии» побывали в Даттыхе, перешли Фортангу и осмотрели новую дорогу, никого там не встретив. Говорят, что там были какие-то силовики из Чечни ранее, но всадники никого не застали… Пока мы были в Даттыхе, за нами приехали ингушские силовики, которые меня там и задержали, они ехали за мной туда», — отметил активист.

По его мнению, видеоролики с участием чеченских силовиков являются негативной пропагандой в глазах аудитории. «Что касается роликов, на которых силовики из Чечни, вооруженные до зубов, позволяют себе высказывания, то эта пропаганда наоборот против них самих, так как если бы они встретили активистов хлебом-солью, это бы сыграло им на руку, вместо этого они поджидают людей с оружием в руках, пулеметами, гранатометами, и это не придает им уважения в глазах общества», — считает он.

«Кавказский узел» писал, что представители ингушских тейпов, чьи родовые башни находятся в Сунженском районе близ реки Фортанги, инициировали субботник на территории, которая стала предметом спора на фоне подписания соглашения о границе с Чечней. В день субботника, 17 ноября, ингушские силовики помешали активистам проехать к его месту. Были задержаны четыре человека – блогер Руслан Яндиев, однофамилец главы организации «Машр» Магомед Муцольгов, глава общественного движения «Опора Ингушетии» Барах Чемурзиев и сопредседатель Всемирного конгресса ингушского народа Ахмед Погоров. При этом вооруженные чеченские силовики, как следует из опубликованных ими в сети видео, ждали ингушских активистов на спорных территориях.

«Есть одна кучка, которая хочет внести между нами смуту. Под предлогом проведения субботника хотят смуту устроить. Ходим тут весь день, дожидаясь их прихода. Они так и не пришли. Там и здесь стоим, ждем. Если бы они пришли, тут у нас работы накопилось. Мы бы взяли на себя [ответственность], чтобы их не отпустить, если бы они, наконец, пришли. Немного заняли бы их работой. Хорошо бы их придержали, пока наши дела не закончатся», — заявил на видео мужчина, слова которого перевел на русский язык корреспондент «Кавказского узла». На этом же видео показано, что на столе перед силовиками разложены карты, и человек в форме дает распоряжения рядом стоящим, одетым в камуфляжную форму.

Магомед Муцольгов ранее заявил «Кавказскому узлу», что видеозаписи с вооруженными чеченскими силовиками в ожидании субботника ингушских активистов за Фортангой дискредитируют чеченцев в глазах ингушей. Опрошенные «Кавказским узлом» чеченские публицисты полагают, что подобные выступления переводят спор из-за границы в плоскость межнационального конфликта, и именно такое развитие событий выгодно федеральному центру.

Поделиться :