Кавказ Online

Меню
 
Страны
 
Регионы
 
Рубрики

Реклама

  • Разное

    Нина Хрущева: Россия остается страной Путина…

    29/11/2009
    Сакартвелос Республика
    Ия Мерквиладзе

    Тбилисская газета "Сакартвелос республика" в двух своих номерах – за 26 и 27 ноября – опубликовала интервью с проживающей в США внучкой бывшего первого секретаря ЦК КПСС и бывшего председателя Совмина СССР Никиты Сергеевича Хрущева, профессором Нью-йоркского университета The New School, экспертом международных отношений Ниной Хрущевой. Приводим наиболее интересные выдержки из этого интервью:

    "Всем отлично известно, кому 50 лет назад Никита Хрущев прокричал "Я покажу вам кузькину мать!". С целью "отметить" эту дату и побеседовать о российско-американских отношениях "Сакартвелос республика" обратилась к внучке Никиты Сергеевича Нине Хрущовой. В 1991 году, еще до развала СССР, литератор Нина поехала в США для продолжения обучения и, как она сама говорит, "наблюдала за процессом развала Советского союза по телевизору". До 1996 года она училась в аспирантуре, сначала занималась литературой, затем оставила это дело и начала писать в американских газетах комментарии о политике России. Таким образом, она переключилась на политику и сотрудничала с разными американскими газетами, в том числе и с Los Angeles Times, The New York Times и др. В России Нина окончила МГУ, а в США – докторантуру, работала в сфере сравнительного литературоведения, а ее диссертация называлась "Китай с Диккенсом и Гоголем". Из-за того, что в американских газетах она была активно занята политическим анализом, ее пригласили в Принстонский университет, а зетам она работала с известными американскими дипломатами – два года сотрудничала с Джеком Мэтлоком /последний посол США в СССР, кстати, Мэтлок хорошо знал не только русский язык, но и грузинский-прим.сайта/, с Джорджем Кенаном /специалист по СССР и истории "холодной войны"/. Нина решила, что останется в США только в том случае, если будет жить в Нью-Йорке и вот она уже 10 лет живет в этом мегаполисе. Наряду со столицей мира - Нью-Йорком - Нина очень любит столицу Грузии Тбилиси, часто приезжает сюда и мечтает здесь поселиться. Иногда Нина приезжает в Тбилиси даже на два дня – чтобы побывать на каком-нибудь спектакле.

    - Диалог между Россией и Америкой о сокращении стратегических вооружений больше напоминает попытку поднять на поверхность старые темы. Эти два атомных государства – не самоубийцы, чтобы обстреливать друг друга ядерными бомбами, тем более, ради «уважения» третьей страны…

    Н.Х.: - В дипломатии и политике это неплохо. Сокращение стратегического вооружения и одновременно поношение друг друга – это одно, а делать то же самое без этого поношения и к тому же на фоне взаимных комплиментов – другое. Во времена холодной войны тоже была уверенность, что эти две страны не станут бомбить друг друга. Несмотря на это, тогда проходили такие встречи, поскольку за ними следовало еще нечто.

    Добрая воля не останавливается только на доброй воле, она непременно имеет свои последствия, поскольку не заканчивается только на подписании соответствующего документа. Приезд Обамы в Москву имел большое значение. Конечно, беседа всегда имеет позитивную нагрузку, особенно, там, где превалирует недружественная атмосфера.

    Путин выступил в парламенте Германии. Я считаю, что это был большой дипломатический успех, хотя обе стороны к нему относятся осторожно. Думаю, они поступают правильно. Все мы помним, когда при предшествующей администрации Буш «посмотрел в глаза Путину», но это ничего хорошего не принесло. Они обнимали друг друга, но положение не улучшалось. Россия не изменилась, она по-прежнему остается засекреченной страной – как была осторожной и окутанной туманом, такой и осталась. Будет Медведев или еще кто-либо другой, это не имеет значения. Россия остается страной Путина. А об успехе предпринятых Обамой шагов можно будет говорить только в течение грядущих трех-четырех лет. Хотя шаги администрации Обамы на российском направлении я считаю успешными…

    - Однако, попрощавшись с Обамой, Медведев тотчас отправился в Цхинвали…

    Н.Х. - Да, им не удалось договориться по Грузии. Обе стороны заявили, что в чем-то соглашаются друг с другом, а в чем-то – нет. Однако несогласие не означает, что они антагонисты. Так было при прежних политиках, когда при отсутствии согласия по одному вопросу, по другим вопросам тоже должны были быть антагонистами. Я не уверена, что русские и американцы не найдут общего языка и не будут сотрудничать.

    - А согласие по вопросу Грузии недостижимо?
    Н.Х.: - Не знаю, как они договорятся по Грузии. Россия не намерена отказываться от признания независимости Абхазии и Южной Осетии, а Америка из-за Грузии ввязываться в войну не станет. Известно также, что обе стороны постараются обойти грузинский вопрос. Они имеют собственную повестку дня, поэтому эту тему пока не будут затрагивать – тема войны невыгодна. Ныне мы переживаем очень интересный и, в то же время, опасный период.

    - В условиях абсолютной идейно-политической несовместимости напряженность неизбежна даже при самой высокой благорасположенности.

    Н.Х.: - С Украиной напряженность тоже дает о себе знать, но она не перерастает в военный конфликт. В Чечне иная ситуация, поскольку она – часть России. Проблему Чечни сначала решали российские цари, затем – генеральные секретари, а теперь – русские президенты. Вопрос Грузии несет особую нагрузку. Тут очень трудно сказать, что и как должно было быть. Я очень удивилась, когда президенты Грузии и России пошли на этот шаг, поскольку для обоих была выигрышна напряженность, но не конфликт. Но свои действия они основали на военных мерах. Думаю, эта напряженность долго продолжаться не будет, вопрос надо решать, но где и как, никто не знает, поскольку Грузия никогда не смирится с отчуждением этих регионов и нарушением своей территориальной целостности. По моему мнению, эта война явилась следствием безответственных действий президентов России и Грузии.

    - Дочь Дика Чейни – Лиз Чейни – заявила, что Обама согласился с медведевской интерпретацией «холодной войны», показав этим, что он – слабый президент.

    Н.Х.: - Лиз Чейни вместе с отцом пишет мемуары и повторяет слова своего родителя. Дик Чейни – фигура «холодной войны», которая всегда была готова превратить ее в войну «горячую» и показать силовое преимущество. Естественно, Лиз Чейни атаковала Барака Обаму с республиканским жаргоном, поскольку Обама не делает того, что делал ее отец, находясь в Вашингтоне. Она ничего нового не сказала. Дик Чейни и сейчас считает, что против России надо бороться, не доверять и относиться к ней, как к врагу номер один.

    - Это не атака республиканцев, а обычная критика. Инициативы Обамы на Ближнем и Дальнем Востоке тоже не проходят успешно.

    Н.Х.: - Это более, чем критика. Республиканцы считают, что коммунисты не реформируются, а Россия всегда виновата. Барак Обама же показывает, что Америка не является врагом России. Его инициативы нельзя считать неудачными. Если они не смогли договориться по вопросу Грузии, это вовсе не значит, что их «большая политика» провалилась.

    Если между США и Россией настанет "оттепель", то что измениться в этом случае для Грузии?

    Н.Х.: Обама и Медведев не сумеют договориться по Грузии и думаю, что в данной ситуации в интересы ни одной из стран не входит тестирование отношений Грузией. Саакашвили в этих отношениях является третьим лицом и для него будет полезным расшатывание существующего положения, т.к. Грузия является жертвой агрессии и это нужно учитывать. Надеюсь, что у всех хватить ума на то, чтобы сохранить спокойствие. Я не уверена в ответственной политике Путина и Саакашвили, а Обама окажется посередине ситуации, т.е. будет вынужден решать тот вопрос, который совершенно от него не зависит. Возможно, что Саакашвили начнет "расшатывать" Путина, в Путин всегда готов в "шатанию" и затем к моментальному реагированию на это. Я не Кассандра и не могу прогнозировать.

    Речь идет о судьбе той стране, с которой вас связывает детство, теплые воспоминания...

    Н.Х.: Я очень люблю Грузию и у меня там много друзей. В детстве я проводила очень много времени в Абхазии. В последний раз /в Грузии/ я была на репетиции спектакля Роберта Стуруа "Бидерман и поджигатели". Этот спектакль тоже критичен к Саакашвили - также как и предыдущий. Моя мама – Юлия Хрущева – сотрудница театра им.Вахтангова и она подружилась с Робертом Стуруа еще тогда, когда он поставил в этом театре "Брестский мир" /1987 г-прим.сайта/. Я очень люблю скульптуры Мераба Бердзенишвили, у меня мурашки по коже бегают когда я на них смотрю. В Тбилиси я была летом 2008 году до войны. Тбилиси произвел на меня очень хорошее впечатление, т.е. у меня было ощущение того, что там что-то происходит, конечно я была и на Шардене, но... Когда я нахожусь в Тбилиси я хочу знать, что я нахожусь в Тбилиси. Я говорила с молодежью, они радовались, что Тбилиси стал современным, но на Шардене я не поняла где я нахожусь – в Испании, Италии или Грузии? Молодые говорили мне, что в Тбилиси также хорошо, как Вене. А я говорила, что моя проблема в том, что я чувствую – грузинский пропадает. Становиться современными это хорошо, но почему-то грузинская современная культура, которая не похожа ни на что и ни на кого, постепенно переходит на задний план. Когда я нахожусь в Италии, я знаю, что я в Италии, а когда я в Австрии, то я знаю, что нахожусь в Австрии. Но когда я на Шардене, то я не знаю нахожусь ли в Грузии. Как будто все грузинское, но ...

    Что для вас грузинское?

    Н.Х.: Когда я приехала в Тбилиси после августа 2008 года то, естественно, я говорила на своем языке – на русском. Если бы моей родине – России – сделали то же, что Россия сделала Грузии, я не смогла бы быть настроенной по доброму. Меня встретили очень добро расположенные люди и я не лично не чувствовала особенной агрессии. Таксисты начинали моментально говорить по-русски и говорили, что при СССР жить было лучше, что сейчас трудные времена...
    Грузинское для меня – это грузинский воздух, маленькие магазинчики, по которым я так любила гулять. Там продавались маленькие картины и книги. Я любила и тех женщин, которые заведовали этими магазинами. Храмы, театр Руставели, маленькие улочки и балконы, но они все больше и больше становятся похожими на "Дисней Ленд". Возможно это является общей проблемой для постсоветских стран, потому что всюду начиналась "реконструкция". Но в Италии реконструкция ведется по-итальянски, а не по-американски. Итальянцы сохраняют свои древности. Делать все похожим на американское - это болезнь постсоветских стран. Да, США инновационная страна, она была построена с нуля. Но плохо, что мы стали имитировать ее у себя. В Тбилиси я уже не могу услышать те песни, которые могла слышать раньше. Я хочу иметь здесь /в Тбилиси/ маленький ресторан, где будет включена "Сулико", я хочу иметь выбор между "Лав машин" и "Сулико".

    - Оказывается, в Северной Корее в ресторанах официанты поют «Сулико».
    Н.Х.: Наверно потому что красиво

    - И потому, что для них это российско-советский мотив...

    Н.Х.: Я бы с удовольствием перебралась жить в Тбилиси. Прекратила бы американскую жизнь и поселилась бы в Грузии. В Грузии нет цензуры, хотя телевидение управляется из центра. В Грузии чувствуется свобода. Это и есть моя Грузия. У Грузии есть такое, чего нигде в другом месте нет и естественно, Россия также имеет то, чего нет в другом месте. Но, когда такая маленькая страна имеет стольких выдающихся людей, это совсем другая тема. Россия – страна великой культуры, но когда маленькая Грузия является носителем такой большой культуры, это делает ее особенной страной. Шарден прекрасен, но...

    - Потому что Тбилиси стал почти похож на Дубай?

    Н.Х.: Да, именно. Когда подобные Дубаю города пытаются стать похожими на Америку, это не проблема, но когда Грузия говорит, что является прозападной, по моему, для вас это должно больше означать европейскость. Существует разного вида европейскость. Равняться на Америку не всегда плохо, но... Восстановление такой страны, как Грузия, думаю, должно происходить больше по-европейских, например, по-французски, чем по-американски. Несмотря на мое большое уважение к Америке хочу сказать, что американское работает только в Америке, но не в другом месте. Не нужно строить заново новый Лас-Вегас.

    Вы наверно единственный русский человек, кто из Америки в Тбилиси ездит на пару дней для посещения грузинского спектакля.

    Н.Х.:Я русский человек, выросший в грузинской культуре, который часто бывал в Тбилиси. Когда Россия бомбила Грузию, я безмерно страдала, чуть с ума не сошла. Это было бы то же самое, если бы Америка разбомбила Англию. Ваша родина для меня является совсем другим уровнем включенности и близости. Вот поэтому я не являюсь обычным визитером Грузии.

    ***
    СПРАВКА:
    1) Нина Хрущева родилась в 1963 году, окончила филологический факультет МГУ в конце 1980-х годов, спустя несколько лет отправилась учиться в Принстонский университет и, окончив его, решила остаться в США. Преподает международные отношения в университете New School в Нью-Йорке, изучает творчество Владимира Набокова и, что естественно для человека с такой родословной, занимается политологией. Много пишет и высказывается о происходящем в России. Интересуется историей и судьбами великих диктаторов, а также феноменом диктатуры и пропаганды в целом. В людях более всего ценит внутреннюю свободу, а на вопрос о национальности отвечает, что она — гражданин мира и жительница Нью-Йорка.

    2) Экс-министр здравоохранения Абхазии, бывший руководитель Сухумского института курортологии Шота Гогохия рассказал тбилисской газете "Джорджиан таймс" (5 марта) о том, как в 1963 году тогдашний первый секретарь ЦК КПСС, председатель Совета министров СССР Никита Хрущев предложил первому секретарю Абхазского обкома КП Грузии Михаилу Бгажба "написать письмо –просьбу о том, что Абхазия просит Москву о выходе Абхазии и состава Грузии и присоединения к РФ".

    Ш.Гогохия рассказал следующее: "В 1963 году Хрущев в очередной раз приехал на дачу в Пицунду на отдых. Михаил Бгажба, с которым я дружим, позвонил мне по правительственному телефону и сказал: "Шота, завтра ты вместе со мной поедешь в Пицунду, Никита Сергеевич приезжает". По словам Гогохия, он был "удивлен такому приглашению, т.к. правительственная дача подчинялась 9-му управлению и местные врачи и организации здравоохранения не занимались вопросами медицинского обслуживания и обеспечения официальных лиц, которые приезжали туда отдыхать".

    Гогохия говорит: "На второй день мы поехали из Сухуми в Пицунду. Бгажба поднялся к Хрущеву и один час беседовал с ним. Пока они беседовали, для остальных был накрыт стол, в застолье участвовали личный врач Хрущева и несколько сопровождающих его лиц, меня назначили тамадой".

    "Когда М.Бгажба спустился, он предложил мне быстро уехать на его машине. По дороге Бгажба сказал мне: "Никита Сергеевич удивил меня и даже свел с ума – он сказал мне – пусть абхазы напишут письмо в Москву о том, что хотят выйти из состава Грузии и присоединится к России. А я ответил ему, что у грузин и абхазов одинаковые традиции, поэтому неудобно ставить такой вопрос", - рассказал Гогохия.

    Он сообщил, что "в тот же день М.Бгажба вылетел в Тбилиси и рассказал обо всем этом первому секретарю ЦК КП Грузии Василию Павловичу Мжаванадзе". "Как мне стало потом известно, позднее В.Мжаванадзе поднял большой шум в Москве по поводу этого предложения Хрущева и все это дело стихло", - рассказывает Гогохия.

    2) В последние десятилетия ряд бывших должностных лиц Грузии советского периода несколько раз говорили о том, что Н.Хрущева (в 1953-64 гг. он был первым секретарем ЦК КПСС, в 1958-64 гг – председателем правительства СССР) еще в конце 50-х годов говорил тогдашнему первому секретарю КП Грузии Василию Мжаванадзе (он занимал этот пост в 1953-72 гг.): "Грузины, ведите себя хорошо, а то абхазцев на вас натравлю". Эти слова широкой общественности стали известны в 60-70-е годы, хотя в кулуарах о них знали еще в конце 50-х годов. В 60-70 гг. абхазские сепаратисты имели в Москве несколько серьезных покровителей, в первую очередь называют члена Политбюро и главного идеолога ЦК КПСС Михаила Суслова (1902-1982 гг), это признавали и сами сепаратисты. Хотя в Политбюро и в правительстве СССР не меньше влияния имели те должностные лица, которые категорически не поддерживали идею выхода Абхазии из состава Грузии. Эта позиция тогда взяла верх.






    * Мнения авторов статей могут не совпадать с позицией редакции. Ответственность за достоверность приведенных фактов несет автор статьи.


    Rambler's Top100 © «Кавказ Online» 2009 г. Информационно-аналитический портал. E-mail: [email protected]
    Новости стран Кавказа, эксперты и аналитики о конфликтах (Северный Кавказ, Южный Кавказ), проблемы развития Кавказа, геополитика Кавказа, экономика и бизнес, народы Кавказа. © "Кавказ Online", 2009
    При цитировании информации гиперссылка на "Кавказ Online" обязательна.