В интервью редактору радиостанции RFE/RL по Европе Рикарду Йозвяку комиссар ЕС по вопросам расширения Марта Кос заявила, что ЕС рассматривает меры в ответ на отход Грузии от демократических принципов и ухудшение ситуации с правами человека, включая возможную приостановку визовой либерализации, пересмотр Соглашения о глубокой и всеобъемлющей свободной торговле (DCFTA) и заморозку статуса страны как кандидата на вступление в ЕС. Она не исключила в будущем начала диалога с властями «Грузинской мечты» с целью «вернуть Грузию на европейский путь».
Кос отметила, что ЕС «очень осторожен» в отношении мер, которые он примет в отношении Грузии. «Мы могли бы, скажем, отменить визовую либерализацию, но это навредит большинству населения», — сказала она.
Марта Кос также выделила другие варианты, включая пересмотр Соглашения о глубокой и всеобъемлющей свободной торговле и замораживание статуса страны-кандидата на вступление в ЕС. Аналогичный подход в настоящее время применяется Евросоюзом в отношении Турции.
Она подчеркнула, что власть «Грузинской мечты» не учитывает европейские устремления грузинского народа и принимает законы, которые «явно противоречат европейским ценностям». Однако она также отметила, что не смирится с потерей Грузии Евросоюзом.
Говоря о санкциях, Марта Кос подтвердила, что среди государств-членов ЕС нет единодушия по этому вопросу, хотя и отметила, что некоторые отдельные государства-члены все же ввели санкции в отношении грузинских чиновников.
Несмотря на то, что в настоящее время взаимодействие на высоком уровне отсутствует, Кос не исключила возможности диалога с властями «Грузинской мечты» в будущем. Однако она подчеркнула, что ЕС все еще рассматривает, как и когда такое взаимодействие может иметь место и на каких условиях.
«Думаю, что самый простой способ — не разговаривать с ними, а если говорить с ними, нужно знать, что вы можете предложить и что готова принять другая сторона», — сказала Кос.
Она подчеркнула, что диалог должен преследовать ясную цель и строиться вокруг цели «возвращения Грузии на европейский путь».
Кос указала, что любой потенциальный диалог, скорее всего, начнется на низком уровне, но «потом мы посмотрим, как будет развиваться этот вопрос».