В Брюсселе проходит неформальное заседание Совета ЕС по общим вопросам (GAC), в котором принимают участие министры стран-членов ЕС и стран расширения, в том числе глава МИД Грузии Илья Дарчиашвили.
Перед встречей европейские политики прокомментировали инициированный в Грузии гомофобный законопроект, а также законопроект об «агентах иностранного влияния».
Вице-президент Европейской комиссии по ценностям и прозрачности Вера Юрова обсудила вышеупомянутые вопросы на встрече с Ильей Дарчиашвили.
«Думаю, для него не было сюрпризом, что Европейская комиссия настаивает на здоровой судебной и прокурорской системе, которая может расследовать организованную преступность, антикоррупционные схемы и т.д. Он не удивился, услышав от меня, что это главное, на чем мы концентрируемся. Мы также обсудили вопросы, связанные с законом о прозрачности неправительственных организаций, положением ЛГБТ и инициированной поправкой в Конституцию. Мой долг в таких ситуациях говорить министрам, что подобные действия могут быть отклонением от принципов Европейского Союза. Грузия должна уделять больше внимания защите таких меньшинств, как ЛГБТ, и не открывать двери дискриминации или грубой риторике», — заявила еврокомиссар.
По словам Веры Юровой, она посоветовала главе МИД Грузии пересмотреть директиву, представленную Еврокомиссией.
«Грузинская мечта» часто повторяет, что Евросоюз сам принимает аналогичный закон, за который критикует Грузию.
Речь идет о «пакете защиты демократии», который пока не одобрен Советом и Европарламентом и согласно которому представители интересов третьей страны должны быть зарегистрированы в национальных базах данных прозрачности.
Европейская комиссия в пояснительной записке к законопроекту указывает, что этот подход радикально отличается от законов об «иностранных агентах» в некоторых других юрисдикциях, в том числе в Грузии, тем, что он не называет в негативном ключе деятельность конкретных субъектов и не стремятся ограничить гражданское пространство, при этом не требуют прозрачности иностранного финансирования, которое не связано с деятельностью по представительству интересов, осуществляемой от имени третьих стран.
«Я посоветовала министру пересмотреть нашу директиву, которая также направлена на повышение прозрачности внешнего финансирования. Но я верю, что ЕС планирует сделать это без стигматизации и клеймения НПО как иностранных агентов.Разница между европейским и грузинским законодательством заключается в том, что мы не определяем такие организации, как НПО. Речь идет о субъектах, работающих на едином европейском рынке. И мы хотим знать о контрактах с правительствами третьих стран, а не просто о деньгах, поступающих извне. Это большая разница», — сказала Юрова.
Министр иностранных дел, европейских дел, внешней торговли и федеральных культурных учреждений Королевства Бельгии Хаджа Лабиб заявила, что если нынешняя ситуация с законом «О прозрачности иностранного влияния» в Грузии не изменится, то у страны не будет прогресса на пути к ЕС.
«У меня будет двусторонняя встреча [с грузинской делегацией]. Они приняли закон, что является определенным шагом назад на пути интеграции. Мы сожалеем об этом и проведем очень открытую дискуссию без каких-либо табу. Давайте посмотрим, как мы можем их поддержать и изменить эту ситуацию. В противном случае, боюсь, прогресса не будет», — сказала Хаджа Лабиб.
Министр иностранных дел Эстонии Маргус Цахкна отметил непоколебимую поддержку Эстонией расширения ЕС и отметил необходимость оказания помощи странам-кандидатам.
«У нас есть определенные опасения по поводу принятия Грузией различных законов. Сегодня нам предстоит обсудить, насколько процесс расширения соответствует правилам и основным принципам Европейского Союза», — заявил глава МИД Эстонии.
Напомним, 3 апреля стало известно, что правящая партия Грузии вернулась к планам принять закон «о прозрачности иностранного влияния», который сравнивают с российским законом об «иноагентах». Евросоюз и США выразили обеспокоенность по поводу намерений «Грузинской мечты» принять закон об «иноагентах». Президент Грузии Саломе Зурабишвили, назвала это решение»саботажем» европейского будущего Грузии. Первая попытка принять этот проект весной 2023 года спровоцировала масштабные акции протеста. Парламент одобрил проект в первом чтении, но после протестов власть решила его отозвать. В этом году многотысячные протесты против скандального закона проходят в центре Тбилиси уже более двух недель.