В Ингушетии заместитель директора по научной работе «Мемориального комплекса жертвам репрессий» Зарифа Саутиева после своего увольнения обратилась в суд. Женщина считает, что ее «сократили» из-за участия в протестах против соглашения об административных границах с Чечней. Официальная причина увольнения — замена двух заместителей директора на дворников.
Заявление Зарифы Саутиевой рассматривает Магасский районный суд Ингушетии. Интересы женщины представляют адвокат Тома Цечоева, которая ведет это дело по соглашению с правозащитным центром «Мемориал», и адвокат Билан Дзугаев, сообщает сайт ПЦ «Мемориал».
25 января 2019 года Саутиеву ознакомили с приказом о том, что с 28 января она освобождается от занимаемой должности в связи с сокращением штатной единицы заместителя директора. Согласно поручению правительства республики от 15 ноября 2018 года, Минкульт республики решил внести изменения в штатное расписание «Мемориального комплекса» и заменить двух заместителей директора на дворников.
По словам Зарифы, необходимости проводить такие изменения в штатном расписании не было, но, так как у руководства Минкульта отсутствовали другие законные основания уволить ее с работы, использовали именно эту схему.
В феврале Зарифа Саутиева обратилась за юридической консультацией в представительство ПЦ «Мемориал» в Назрани. При содействии юристов правозащитной организации было подготовлено исковое заявление, в котором Саутиева просила суд признать ее увольнение незаконным в связи с рядом допущенных нарушений: сотрудницу не предупредили под расписку за два месяца до увольнения, как того требует ст. 180 ТК РФ; ей не предложили другие вакантные должности либо работу, соответствующую ее квалификации, что нарушает статьи 73 и 180 ТК РФ.
Закон также запрещает вместо сокращаемой должности вносить в штатное расписание иную должность, на которую принимают нового работника.
По словам Саутиевой, в «Мемориальном комплексе жертвам репрессий» до сих пор имеются вакантные должности.
Наконец, уволенной сотруднице до сих пор не выплатили в полном объеме выходное пособие в размере среднего месячного заработка, что регламентируется ст. 178 ТК РФ. Ей также не выдали трудовую книжку с записью об увольнении.
22 февраля Саутиева подала исковое заявление в суд, а 27 февраля состоялось предварительное заседание суда. Судья Гамид Мурзабеков объяснил такую поспешность в принятии в производство жалобы Саутиевой указанием Верховного суда РФ рассматривать исковые заявления по трудовым спорам в течение месяца с момента обращения в суд. На предварительном заседании судья попросил ответчика предоставить в суд все необходимые документы, касающиеся увольнения Саутиевой (приказ об увольнении, уведомления, штатное расписание и т. д.).
13 марта в заседании суда, помимо истицы, ее адвокатов и представителя Минкульта республики (ответчика) Хидриева, участвовал представитель прокуратуры Назрани Ахмед Богатырев. Ответчик не согласился с доводами истицы, заявив, что уведомление о предстоящем увольнении было направлено Саутиевой по почте, и это подтверждается почтовым уведомлением с указанием даты вручения и подписью получателя. Он также заверил суд в том, что выходное пособие было выплачено Саутиевой переводом денежных средств на ее карту.
Ответчик предъявил суду поручение правительства Ингушетии, которое послужило основанием для увольнения Саутиевой и попросил суд вызвать представителя правительства в суд в качестве одной из сторон. Саутиева заявила, что уведомление по почте не получала, а на документе, который якобы подтверждает получение письма, стоит не ее подпись. В день, когда уведомление якобы было вручено, она находилась в Москве. Никто из ее родственников такого уведомления не получал и в бланке получения не расписывался.
14 марта ответчик предоставил суду уведомление о предстоящем увольнении, которое, по его словам, было направлено Саутиевой по почте, штатное расписание, уставы Минкульта и «Мемориального комплекса». Адвокаты Саутиевой обратили внимание суда на то, что уведомление было направлено по неправильному адресу, печать на уведомлении свежая, а дата стоит поверх печати. Также ее представители заметили, что штатное расписание утверждено министром культуры, хотя, согласно уставу «Мемориального комплекса», должно утверждаться директором этого учреждения.
Адвокат Тома Цечоева также показала суду распечатку из интернета о том, что министерство культуры и архивного дела Ингушетии приглашает желающих принять участие в конкурсе на замещение вакантной должности экскурсовода для работы в «Мемориальном комплексе жертвам репрессий» в Назрани. Судья Мурзабеков отметил, что распечатка из интернета должна заверяться нотариально, но приобщил этот документ к делу.
Представитель Минкульта не смог пояснить суду, почему эту должность не предложили Саутиевой. Ответчик также не предоставил суду книгу приказов и трудовой договор.
26 сентября 2018 года глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров и глава Чечни Рамзан Кадыров подписали соглашение об установлении административной границы между двумя республиками, которая не была официально определена со времен распада Чечено-Ингушской АССР в начале 1990-х годов. 4 октября парламенты обеих республик ратифицировали документ, в тот же день Евкуров и Кадыров подписали законы о его утверждении.
Сразу после подписания Евкуровым и Кадыровым соглашения 26 сентября многие жители Ингушетии вышли на протестные митинги, требуя широкого обсуждения вопроса об установлении административной границы. Власти Ингушетии не решились разгонять участников несогласованной акции в Магасе, к которым примкнули и местные силовики. Впоследствии власти согласовали проведение митинга в центре Магаса с 8 по 17 октября, а также с 31 октября до 2 ноября.
Евкуров и Кадыров заявляли, что определение границы будет способствовать дальнейшему укреплению взаимосвязей между двумя республиками. Однако участники протестов считают, что у Ингушетии несправедливо отнимают в пользу Чечни несколько десятков тысяч гектаров территории. Конфликт пытались уладить представители федеральных структур, включая полпреда президента в Северо-Кавказском федеральном округе Александра Матовникова.
В начале ноября митингующие разошлись по домам. Они решили, что если КС РФ сочтет соглашение незаконным, оно будет окончательно отменено на новом заседании парламента. «Если парламент снова проголосует за соглашение — делать нечего, с этим надо жить», — заявил председатель тейпов ингушского народа Малсаг Ужахов. Жители Ингушетии подали в республиканский избирком заявление о создании инициативной группы по проведению референдума по поводу границы с Чечней.