Президент Национального банка Грузии Ираклий Кадагидзе заявляет, что «финансовой и макроэкономической стабильности страны опасность не угрожает», в то время, когда налицо обесценивание национальной грузинской валюты в отношении доллара США.
«Гарантом этого является Национальный банк», — заявил он на пресс-конференции 5 декабря, на которой он впервые прокомментировал текущий процесс обесценивания грузинской валюты.
В течение последнего месяца грузинский лари в отношении к доллару США обесценился на 11,2%. Официальный обменный курс лари по отношению к доллару США на 6 декабря зафиксирован на отметке 1.9527 (самый высокий курс после мая 2004 года). В обменных пунктах валюты 5 декабря курс лари к доллару составлял около 2 лари за один доллар США.
Кадагидзе отметил, что решил выступить с разъяснениями по той причине, что налицо «существенно ухудшенные экономические ожидания» и «нестандартное» колебание национальной валюты, и у этого есть «вызванные как внутренними, так и внешними факторами причины».
«За последние 7 лет наряду с исторически упрочненным долларом на одном уровне у нас имеется ослабление или снижение основных источников внутренних валютных притоков; В то же время, по нашим подсчетам, этот дисбаланс уже искоренен и уже отражен в обменном курсе лари», — заявил президент НБГ.
По его словам, «нет никаких оснований для беспокойства», но положение осложняет «ажиотажное поведение участников рынка». Кадагидзе также предупредил, что те участники рынка, которые «примут импульсивные решения в связи с конвертацией, как правило, всегда остаются в проигрыше, так как за любым обесцениванием следует упрочнение (валюты)».
Президент НБГ также заявил, что несмотря на то, что колебание обменного курса может отразиться на некоторые товарные группы, его ведомство не ожидает «более запланированного инфляционного давления» по двум причинам, одна из которых связана со снижением мировых цен на все такие основные товарные группы, как нефть, пшеница, сахар и растительное масло.
«Вторая причина, почему мы не ждем существенного инфляционного давления, заключается в факторе монетарных агрегатов, проще говоря, по сравнению с прошлым годом денежная масса не увеличивалась и более того, в результате консультаций с правительством, дефицитное расходование бюджета в декабре не будет иметь место, что еще раз ослабит давление на инфляцию», — заявил он.
Годовая инфляция в октябре составила 3,4%. Прогнозируемый показатель инфляции по бюджету 2014 года составляет 3,5%.
«Мы ежедневно наблюдаем и анализируем текущие процессы и в том случае, если мы увидим еще более усиленные негативные ожидания и риски, мы осуществим важные и объемные интервенции с помощью имеющихся у нас на руках всех финансовых инструментов для того, чтобы ситуация была бы стабильной», — заявил Кадагидзе.
«Лекарством и рецептом всех наших вызовов является только одно – это быстрый экономический рост», — отметил он.
Перед проведением пресс-конференции президент НБГ повел встречу с премьер-министром Ираклием Гарибашвили и представителями экономической команды правительства.
«На встрече было отмечено, что текущее колебание курса лари укладывается в параметры колебания, характерные для стабильны валют. По информации экономической команды, курс доллара на мировых финансовых рынках укрепился в отношении всех валют, что само по себе отражается на курсе лари/доллар США», — говорится в пресс-релизе, распространенном после встречи.
«Власти Грузии проводят последовательную политику, соответственно, финансовой стабильности и курсу лари в долгосрочной перспективе опасность не угрожает», — заявляет Администрация правительства.
Согласно тому же сообщению, для снижения негативного эффекта, вызванного «ажиотажем» вокруг изменения курса лари, Гарибашвили «призвал СМИ и политические партии, воздержаться от искусственного обострения ситуации».