Баланс сил на Кавказе меняется: Иран выходит из-под давления санкций, становясь все более уверенным, а Россия меняет тактику, сближаясь с Азербайджаном вместо Армении в затянувшемся конфликте вокруг Нагорного Карабаха.
Об этом говорится в аналитической заметке на сайте американского аналитического центра STRATFOR.
«В начале августа Азербайджан сделал ставку на то, чтобы выиграть от этих перемен, организовав в Баку трехстороннюю встречу с участием президентов Ирана и России. […] Однако в повестке дня ключевым было региональное взаимодействие, в частности, вопрос реализации проекта транспортного коридора «Север – Юг, а не конфликт», — говорится в статье.
Проект коридора длиной 7200 км, который должен объединить Северную Европу с Индией и странами Персидского залива, впервые обсуждался в 2008 году. Часть пути предполагается проложить через территорию Азербайджана. Однако реализовать проект будет непросто из-за большого числа заинтересованых сторон и необходимой суммы в 400 млн долларов.
«Если проект все же будет реализован, он заметно повлияет на геополитический контекст в регионе, — говорится в публикации. – Этот коридор соединит Иран с российскими портами в Балтийском море, откроет для России возможность железнодорожного сообщения как со странами Персидского залива, так и с Индией».
«Согласно документации проекта, это означает, что товар может быть доставлен из индийского Мумбаи в иранский порт Бандар-Аббас и далее в Баку», — отмечается в материале.
Строительство железной дороги между Ираном и Азербайджаном уже идет. И пока региональные тяжеловесы пытаются повысить свою выгоду от проекта, значительную пользу от его реализации ощутит и Азербайджан. Значимая роль Азербайджана в реализации проекта предоставит этой стране еще больше преимуществ перед соперником в лице Армении.
«Север – Юг» еще больше изолирует Армению, поскольку позволит Ирану иметь прямой выход к восточным регионам Турции через железнодорожную линию Баку – Тбилиси – Карс, говорится в статье. Этот путь к портам Грузии на Черном море полностью идет в обход Армении.
«[Трехсторонний] саммит [президентов Азербайджана, России и Ирана] в Баку состоялся в самое подходящее для этого время, — отмечается в аналитической заметке STRATFOR. – Отношения между Россией и Арменией натянуты, учитывая то, что Москва давит на Ереван с целью добиться уступок в вопросе нагорно-карабахского конфликта. Администрация президента Армении Сержа Саргсяна столкнулась еще и с жестокими протестами и политической нестабильностью внутри страны».
В статье отмечается, что инициатива Азербайджана по активизации регионального взаимодействия уже окупила себя: за два дня до начала саммита в Баку Владимир Путин принял в Москве официальных лиц Армении. Как отмечается в заметке STRATFOR, министр обороны Армении Сейран Оганян заявил, что его страна не станет делать односторонних уступок в вопросе нагорно-карабахского конфликта, в особенности, если Россия продолжит продавать Азербайджану оружие.
В ответ Владимир Путин заявил, что Азербайджан волен закупать то, что считает нужным.
В частности, в кулуарах саммита в Баку российский премьер Дмитрий Рогозин сказал, что в феврале 2017 года планируется подписание с Азербайджаном долгосрочного контракта на поставки иркутских пассажирских и грузовых самолетов МС-21, а также открытие в этой стране сервисного центра по обслуживанию вертолетов.
«Однако, несмотря на углубление связей с Азербайджаном, маловероятно, что Москва будет оказывать на Армению сильное давление в вопросе Нагорного Карабаха, — говорится в статье. — Невзирая на поддержку позиций Баку, российское правительство осознает слабость Сержа Саргсяна и не хочет падения его правительства».
Президент Армении, в свою очередь, говорит о том, что его нежелание идти на уступки в вопросе Нагорного Карабаха больше связано с общественным недовольством, нежели с согласованной стратегией.
«Выгоды, которые предлагает Баку, слишком заманчивы, чтобы отказаться от них прямо сейчас. Армения, как и Азербайджан, все еще нуждается в России, а Россия выбрала свой обычный подход, максимально используя выгоду там, где это возможно», — говорится в статье.