В начале мая администрация Обамы объявит о новых усилиях по разрешению нагорно-карабахского конфликта между Арменией и Азербайджаном. Это не первые подобные усилия и, вероятно, не последние. Однако после аннексии Крыма Россией Соединенные Штаты, похоже, больше, чем когда-либо, стремятся решить давний спор, который Москва раздувала, чтобы сохранить свое влияние в регионе.
Москва рассматривает нестабильный статус-кво как способ сохранить Южный Кавказ под своим контролем. С одной стороны, неразрешенный конфликт гарантирует, что Армения не попросит российские войска уйти. И пока у России будут там войска, она сможет оказывать давление на Армению, чтобы она держалась подальше от Запада.
Мирные усилия не увенчались успехом потому, что Соединенные Штаты рассматривали Армению и Азербайджан как основных действующих лиц в споре, не обращая внимания на роль России в продлении конфликта. Например, госсекретари США и специальные переговорщики критиковали президентов Армении и Азербайджана за то, что они «не готовят свои народы к миру»,– лидеры Минской группы упрекали их в этом в прошлом году,– а также за то, что они не приходят к соглашению. Они вложили миллионы долларов в строительство связей между двумя обществами, но никогда не формировали стратегию для того, чтобы иметь дело с Москвой, поскольку до Крыма Вашингтон никогда не признавал, в какой степени Москва использует этнические конфликты в регионе в качестве рычага влияния.
Теперь же, когда Россия оказалась в немилости у Запада по другим причинам, нет никаких причин спускать этот вопрос на тормозах. Россия доказала готовность использовать военную силу (как это было на Украине и в Грузии), а также использовать избирательные процессы и организации гражданского общества (она поддерживала российских граждан на недавних выборах в Азербайджане, Грузии и Латвии), чтобы добиться своего. И Запад должен противостоять.
Но могут ли предстоящие переговоры быть успешными? Некоторые факторы благоприятны. Другие факторы могут быть менее благоприятными. Путин воодушевлен недавним успехом в Крыму и не кажется настроенным пойти на компромисс. Некоторые в администрации Обамы не согласны с этим, утверждая, что Путин хочет сгладить отношения России с Западом и что компромисс на Южном Кавказе будет простым способом сделать это. Однако это больше похоже на принятие желаемого за действительное.