Представьте среду, где не существует альтернативного средства получения информации, или место, где в 24/7 режиме с вами говорят о внешних угрозах и ожидаемом геополитическом апокалипсисе. Обратите внимание на слова, которые используются чаще всего: «опасность», «агрессия», «провокация», «страх», «враг», «уничтожение «. Поразмыслите над риторикой журналистов, экспертов, аналитиков. Потом умножьте этот информационный режим на определенный отрезок времени, и… Осознаете, что в вас что-то меняется.
Разумеется «среда», в которой не существует альтернативного средства получения информации, это преувеличенная оценка, однако феноменом российских СМИ является как раз таки создание ощущения привязанности. Несмотря на хронически негативную и тревожную риторику, царившую в российском теле-пространстве, постепенно начинаешь привыкать к такому формату, нравится, и более того, становишься зависимым от него!
Правда, это короткое письмо преимущественно имеет юмористический характер, да и факты «приукрашены», однако из него более-или менее хорошо видно, насколько большой риск содержит вещание российских телеканалов, и ссылка на них в таком государстве, как Грузия.
И все-таки, что с вами происходит, когда смотрите российские телеканалы?
Путешествие по российскому медиа-пространству. День 1:
Садитесь, включаете телевизор, и первое, что бросается в глаза, журналист (или группа журналистов) приятной внешности, который говорит очень убедительно и понятно.
Студия устроена, как в ведущих западных телекомпаниях.
После первого позитивного впечатления постепенно осознаешь, что «что-то» не так, или не так, как думал до сих пор.
Другие оценки, факты, и видения. Слышишь новые теории, которые еще больше подкрепляют убедительный анализ солидно одетых почтенных господ/дам. Через определенное время у тебя возникает немало вопросов. Ты в некотором замешательстве, и даже немного боишься… Опасаешься, что может произойти что-то ужасное, так как «западная агрессивная машина» приближается к российским границам со всех сторон.
Тем временем знакомишься с перечнем бескорыстного благодеяния России. Как она помогала/помогает «свободолюбивым народам» в самоопределении; Как жертвовали жизнью русские солдаты в борьбе за мир и свободу во всем мире; Как защищали наши северные соседи малочисленных народов от вымирания… Понемногу «тормозишь», и страх постепенно исчезает, его место занимает некоторое сочувствие.
После нескольких часов «путешествия» я обнаружил, что испытал несколько душевных состояний: удивление — страх-сочувствие, но все это произошло настолько быстро, что я предпочел воздержаться сделать вывод.
Тем временем, появился Путин. Я об очень, очень, очень многих президентах слышал оценку журналистов (в эпилоге, прологе, хвалебную, почтительную, благоговейную), однако никого с таким воодушевлением не восхваляли. О Путине говорили примерно так, как любители футбола Тринидада и Тобаго говорят о своем самом успешном и выдающемся футболисте Дуайте Йорке (единственный тринидадец, выигравший Лигу Чемпионов).
Еще интереснее то, что Путин не очень часто появляется на телеэкранах. Его появление всегда совпадает с «кульминационными» моментами: речь идет о проблеме — появляется Путин, и проблема исчезает!
После информационной волны наступает время документальных, познавательных, и развлекательных передач. Послушав криминальную хронику Москвы, я обнаружил, что подавляющее большинство преступлений совершают кавказцы (или особое внимание заостряют на совершенные ими правонарушения). Между ними лидируют чеченцы и грузины.
Путешествие по российскому медиа-пространству. День 2:
Второй день начался с разбора разгоревшейся в Украине войны. Слушаешь, с каким усердием старается Россия прекратить войну, но в то же время не может бросить этнических русских на произвол судьбы, и старается помочь им обеспечением гуманитарным грузом и убежищем (только лишь гуманитарными методами). Оказывается, многие мирные российские граждане погибают в процессе доставки гуманитарного груза, но Россия не сдастся до тех пор, пока не будет установлен мир.
И возвращается ощущение сочувствия! Как может не нравиться все это? Тем более после того, как видишь великодушный поступок т.н. «пророссийских» бойцов (как они кормят, и с сожалением беседуют с «заблудшими» украинскими плененными солдатами). После этого сюжета журналист с раздражением в голосе начал говорить о жестокости украинских солдат. Ведущий информационного выпуска государственного телевидения во взволнованном тоне комментировал переданные из Донецка кадры, «как жертвами украинских бомб стали невинные семьи».
После этой тяжелой картины я немного «вздохнул». На факте массовых ограблений квартир в Санкт-Петербурге задержали кавказцев. Эта новость была настоящей «отдушиной» после хроники украинской войны.
Тем временем опять появился Путин! На одной из встреч он в суровом и убедительном тоне говорил о мощи России. В течение двух часов он говорил почти обо всем, и после его выступления вновь начался информационный выпуск. Вновь Украина, ущемленная в правах Россия, 25-минутный обзор выступления Путина, оценки Путина о «неблагодарной» Молдове, и т.д.
В конце дня, до того, как в одной из юмористических передач пришлось слушать бездарные шутки про грузин и кавказцев, я еще раз посмотрел информационный выпуск (Телеканал «Россия»), где в течение 15 минут я слушал благодарственные тексты приехавших из Украины студентов о том, «как правительство России спасло людей от украинского фашизма, как украинская артиллерия бомбила школы, дома, и больницы».
Путешествие по российскому медиа-пространству. День3:
Третий день не особо отличался от предыдущих дней. Главные темы: Украина, русские беженцы, взявшая курс на Евросоюз «неблагодарная» Молдова, успех Путина на внешней арене, успех Путина на внутренней арене, предстоящий визит Путина в Среднюю Азию, процветающий Грозный, благодарные чеченцы, и наконец, пришла очередь Грузии. Правда, никто не сомневался в том, что Россия не начинала войну в августе 2008 года, но и сегодня они не могут объяснить поступок «любителей потанцевать, веселых и гостеприимных грузин»- как они поступили так с осетинами и абхазами (один из гостей назвал причиной «традиционное стремление грузин к неблагодарности»).
Через некоторое время опять криминальная хроника, кавказцы, говорящие на ломанном русском дагестанские, чеченские и грузинские криминалы.
Однако в конце дня одно из государственных телевидений сделало подарок своей аудитории, и предложило приятный сюрприз — полудокументальный фильм про Владимира Путина.
Путешествие по российскому медиа-пространству. День 6:
Не могу заснуть ночью. Перед глазами стоят русские дети, которых «уничтожили украинцы» в Донецке. Не дождусь, пока рассветет, чтобы посмотреть информационный выпуск.
Интересно, что происходит в Украине? Медведев отправил гуманитарный груз в Донецк, надеюсь, что он вовремя приедет туда. Грузия, оказывается, увеличила бюджет обороны на 1 миллиард долларов — любопытно, почему в грузинском теле-пространстве скрывают это? Наверное, здесь замешана рука американцев…
Уже восемь утра (в 7 там начинается информационный выпуск). В Таганроге, оказывается, несколько семей отравились молдавским вином. Спрашивают мнение у народа. Запретить или нет? Все согласны с тем, что надо запретить.
Тем временем публикуют статистику, по которой у 71% населения России высшее образование, то есть, эти люди понимают, о чем разговор.
Чувствую необъяснимое беспокойство. Чего-то не хватает. Послушал репортаж о грузинах, пробравшихся в Россию без визы из Белоруссии — вредные кавказцы! Чего им надо от русских?
Все равно не могу успокоиться. Потом понял, что мне не хватало Путина. Я даже немного испугался, что его не упомянули ни в одном информационном выпуске. Переключил на другой канал. Оказывается, он на рассвете улетел в Среднюю Азию…
P.S. В течение этих шести дней, судя по российскому теле-пространству, единственной сферой, где Россия не является главной целью мировых «темных» сил, это футбол. Так что, если вы хотите смотреть именно российские телекомпании, смотрите футбольные каналы. ☺
Вместо эпилога: создать это письмо мне «подсказала» одна из статей «Нью-Йорк Таймс», которая рассматривала влияние и формы российских СМИ.