Поверенный Президента в Кахети Зураб Чиаберашвили дал интервью Свободной Зоне.
На парламентских выборах 1 октября прошлого года победила коалиция «Грузинская Мечта», одним из приоритетных предвыборных обещаний которой было налаживание отношений с Россией. Однако, несмотря на то, что новая власть действительно сделала конкретные шаги в сторону России — прекратилась антироссийская риторика, внесено существенное послабление в закон об оккупированных территориях – никаких позитивных сдвигов не чувствуется. Открытие российского рынка для отдельных грузинских товаров не в счёт, так как это результат вступления России в ВТО. У Вас большой опыт в дипломатии и очень интересно, чем Вы объясняете отсутствие результата?
У России в своих взаимоотношениях со всеми своими соседями всегда была четко выраженная логика, которая руководствуется только тем, на сколько сильное у конкретного соседа желание стать успешной страной, но никак не зависит от того, кто именно стоит там во главе правительства и какая у него риторика. Это нагляднее всего проявляется на примере Украины. Когда Янукович, одним из предвыборных лозунгов которого было налаживание взаимоотношений в Россией, стал президентом Украины, он в течение первых шести месяцев своего правления выполнил все, что входило в стратегические интересы России. Достаточно уже того, что он продлил пребывание российского черноморского флота с 2017 года до 2042 года, аж на целые 25 лет, правда в ответ на это Россия снизила для Украины тариф на газ, но зато взамен получила серьёзные приоритеты в её энергетической индустрии. И несмотря на все это спустя всего лишь два с половиной года Россия прямо объявила Украине настоящую торговую войну. А причиной этого является то, что, хотя ранее Россия утверждала, что она возражает только против вступления Украины в НАТО, а стремление ее к Евросоюз у России возражений не вызывает, сейчас выяснилось, что принуждение к отказу от НАТО было лишь первым этапом и Россию устроил бы отказ Украины и от сближения с Евросоюзом тоже.
Поэтому когда мы сегодня слышим у нас — « давайте не будем мы сейчас раздражать Россию, будем двигаться по направлению к НАТО, но не столь быстро, и давайте больше сосредоточимся на Евросоюзе» — это очень большая ошибка, т. к. в стратегические интересы России вообще не входит, чтобы ее бывшие сателлиты по Советскому Союзу стали успешными демократическими странами и не только потому, что Россию страшит размещение баз НАТО на территории Грузии, или потому, что России не нравится наличие здесь единственного альтернативного трубопровода из Азербайджана. Главной опасностью для России является то, что на постсоветском пространстве (не считая стран Балтии) может создаться прецедент успешной демократии. Это разрушит всю российскую концепцию – у нас есть демократия, но наша, европейский или американский тип демократии нам не подходит – это известная доктрина В. Суркова о «суверенной демократии». Именно этот стереотип разрушала Грузия, когда она шла в направлении демократизации и европеизации. К сожалению, наше теперешнее правительство увлечено иллюзиями и если рассмотреть её внутреннюю политику, здесь допускается многое такое, что Россия сможет использовать против нас.
Наглядным примером этого служат произошедшие в деревне Чела Адигенского района события, связанные с демонтажем минарета. Власти обязаны урегулировать эту проблему таким образом, чтобы эти выступления не переросли в масштабную протестную волну. События в Адигени уже не единичный случай, таких примеров уже несколько. В Панкиси не так давно имело место серьезное напряжение. И получается, что у нашего правительства нет продуманной политики не только в отношении России, но и в отношении внутренних проблем, активизируется много таких элементов, действия которых льют воду на российскую мельницу. То, что происходит в Адигени, вызовет напряженность в наших взаимоотношениях с Турцией и Азербайджаном, а это прямо входит в интересы России. За этим может последовать то, что Россия может предложить нам прислать к нам в помощь «армию Тотлебена» и реально осуществить нашу оккупацию, не только Самачабло и Абхазии, но и всей Грузии. Вспомним историю: 200 лет назад как повела себя Россия?Пообещав помощь царю Ираклию, на самом деле спровоцировала вторжение в Грузию Ага Магомет Хана, после чего разоренную и обескровленную страну легко было прибрать к рукам. К сожалению, действия теперешнего нашего правительства могут привести к такому же результату.
Зададимся вопросом: какой же должна быть адекватная политика властей на сегодняшний день? Ответ следующий: мы должны быть предельно активными и в отношении НАТО, и в отношении Евросоюза, и эта активность подразумевает не только организацию встреч в Брюсселе, но и недопущение внутри страны ничего такого, что позволит Брюсселю и Евросоюзу допустить мысль, что мы не находимся на том уровне, который соответствует членству в этих организациях. А события, подобные Адигенским, дают основание любому европейскому политику думать, что если в Грузии так остро стоит вопрос о правах религиозных меньшинств, она не может быть готова к заключению более тесного сотрудничества с Евросоюзом. А если и у этнических меньшинств будут проблемы, эта неготовность усугубится еще больше, даже если не говорить о преследованиях политических оппонентов с тех пор, как к власти пришло новое правительство. А это дополнительный фактор, который может затянуть и затормозить наше сближение с этими институтами. Поэтому совершенно необходимо, чтобы правительство не только на словах декларировало наше желание вступить в НАТО и в Евросоюз, а подтверждало это своими действиями прежде всего внутри страны. Это подразумевает поддержание политической стабильности внутри страны, стимулирование развития экономики и, что защита фундаментальных конституционных прав граждан и порядка. А на деле мы видим, что при необходимости соблюсти государственный порядок очень часто и в различных сферах власти проявляют полную недееспособность, и это наверняка не будет способствовать нашему внешнеполитическому успеху, а если наше европейское развитие застопорится, пасть у России всегда распахнута и мы можем в нее запросто угодить.
Разговоры о НАТО в Грузии начались уже 15 лет назад еще при Шеварднадзе. С тех пор прошло столько лет, не имеем ли мы дело с усталостью от долгого ожидания и потерю надежды и не влечет ли это в населении желание смены курса?
Уже тогда в 1998 году, когда Шеварднадзе заявил, что мы должны постучаться в дверь НАТО, появились сторонники так называемого нейтралитета. Те, кто ратовал и сейчас ратует за этот нейтралитет опасны тем, они производят подмену понятий: вместо того, чтобы открыто пропагандировать приверженность пророссийской ориентации, а в Грузии такая ориентация весьма непопулярна, они говорят – мы не должны быть ни с Америкой, ни с Россией и не быть камнем преткновения между ними, для нас самое хорошее быть нейтральной страной, как Швейцария. Нужно хорошо понимать следующее: нейтралитет Швейцарии обусловило то, что все соседствующие с ней страны договорились между собой, что это будет нейтральная территория. А без такой договоренности никакое одностороннее провозглашение нейтралитета не помешает российским танкам перепахать наше «нейтральную» землю и российским солдатам со штыками ворваться в наши «нейтральные» жилища. Поэтому все разговоры о нейтралитете есть не что иное, как завуалированная российская пропаганда, для того, чтобы убедить общественность в том, что от НАТО не будет никакой пользы, а нейтралитет лучше, на самом деле при таком «нейтралитете» мы навечно окажемся под российским сапогом.
А что касается усталости населения от ожидания, я этого не ощущаю, скажу больше, в последние месяцы исследования NDI и IRI показали очень интересную вещь. Как известно, ГМ с самого начала утверждала, что Россия не представляет реальную угрозу для Грузии, что Саакашвили своей риторикой сильно утрирует эту угрозу. И в опросах, проведенных в прежние месяцы, процент соответствующий утрированию был очень высок, а сейчас в последних исследованиях процент,соответствующий утрированию, уменьшился, зато резко возрос процент тех, кто верит в реальность российской угрозы. Так что обманывать общественность долго не удается, люди уже видят, что риторика Саакашвили тут ни при чем, и при Иванишвили российские военные продолжают укреплять оккупационную линию и похищать людей. В самое последнее время только вдоль абхазской оккупационной зоны похищено 40 человек.
Но главное, что нужно отметить — Россия бомбила Грузию и при Гамсахурдия, и при Шеварднадзе, и при Саакашвили и Иванишвили ей не помеха, и если мы не будем на страже своих государственных интересов, это никогда не кончится, вернее, это может завершиться только лишь, когда Грузия станет членом НАТО и Евросоюза. Но мы должны твердо и неуклонно следовать по этому пути и если мы при каждой смене правительства будем – знаете ли, прежние не были правы и мы должны менять политику – так мы все время будет крутиться по замкнутому кругу.
Саакашвили недавно признался, что и у него в начале была иллюзия, что если полюбовно поговорить с Россией, может они смягчат свою политику. Но, как известно, эта попытка не принесла никаких результатов, т. к. не в риторике дело. Как только вопрос стал актуальным вопрос признания независимости Косово, а это был вопрос острейшего противостояния между США и Европой с одной стороны и Россией с другой стороны. Уже в 2007 году, пока этот вопрос рассматривался, со стороны Путина были резкие заявления, а в феврале 2008 года, когда провозглашалась независимость Косово, Путин фактически пригрозил ответить симметрично, т. е. наказать Грузию.
Ввиду того, что вопрос Российско-Грузинских отношений так актуален, наши партнеры очень твердо стоят на страже территориальной целостности и суверенитета Грузии, несмотря на шантаж со стороны России.
Сейчас мало кто помнит обстоятельства, сопутствующие принятию Польши, Чехии и Венгрии в НАТО. Я тогда работал в «Резонанси» и освещал эти события. Тогдашняя агрессивная риторика России идентична той, которая имеет место по отношению к Грузии и была по отношению к Украине, тексты заявлений абсолютно те же. Как только эти страны были приняты в НАТО, вся эта истерия тут же переключилась на страны Балтии.
Цены на нефть в 90-ые годы были низкие…
Да, конечно, тогда цены были другие, но если мы рассмотрим энергетическую зависимость Европы от России во времени и сравним цены 1980-го года и нынешние, увидим следующую картину: в 1880 году 80% энергоносителей Европа получала из СССР, а сейчас из России она получает только 40% энергоносителей. За все эти годы Европа постепенно производит диверсификацию своего энергоснабжения, чтобы меньше зависеть от России. И то что произошло в Ливии, и то, что сейчас происходит на Ближнем Востоке, все это ведет к тому, что Европ и вообще Запад будут все меньше зависеть от России.
А как обстояли дела в 70-ых года прошлого века? Прослеживается очень много параллелей: В 1773 году – иомкипура (вторая арабо-израильская война ред.) цены на нефть взметнулись вверх, экономический кризис в Европе, в США. СССР наоборот усиливается и на подъеме вступает в Афганистан и занимает серьезные позиции в Латинской Америке; Запад, напротив, теряет позиции и происходит это при администрации Картера. И вот за Картером приходит Золотой человек (Рейган ред.), который начинает целенаправленно перерезать все те каналы, которые питают экономику СССР. А экономика СССР держалась на ценах на энергоносители, от которых зависел весь мир.
Что вызвало распад СССР? А то, что его лишили возможности грабить другие государства, а внутренние потребности в стране сильно возросли. И мы еще станем свидетелями того, что в результате развития добычи сланцевого газа, а на это нужно время, не далее, как в конце этой декады, Россия станет все меньше влияния сможет оказывать на Запад. Это вовсе не значит, что наши проблемы разрешатся, потому,что у России всегда будет столько сил, чтобы создать нам серьезные проблемы, но на международной арене влияние России будет все уменьшаться и этот процесс необратим.
Сейчас у нас предвыборный период. Многие сторонники и активисты ГМ переходят в лагерь Нино Бурджанадзе, в регионах открываются ее офисы. Чем можно, объяснить такое перетекание кадров от Мечты к Бурджанадзе? Тем, ли что ГМ уже обманула надежды своего электората, и они метнулись к Бурджанадзе, или же мы имеем дело с внутренней перетасовкой?
Я думаю, что активизация Бурджанадзе прямо связана с тем, о чем мы только что беседовали, в частности с Россией. Я не большой сторонник теории заговоров, но имеется весьма основательные подозрения, что финансирование Бурджанадзе получает из России. Одно же могу сказать точно — к Бурджанадзе переходят две категории людей: в первой категории это те люди, которые однозначно за Россию; и во второй категории те, кто недоволен тем, что Национальное Движение не наказали «по справедливости», но при этом конкретно о какой такой «справедливости« идет речь, они, возможно, и не вполне себе представляют. А Бурджанадзе говорит им все, что они хотели бы услышать —все, что вам обещала Мечта и не выполнила, выполню я, но для этого нужно что? Вот именно, нужно по-настоящему броситься в объятия России. А как же НАТО? Да о НАТО надо попросту забыть, точно так же, как и о коабитации…
Коабитация, с которой вынуждена против своей воли считаться ГМ и которую ее лидеры постоянно поносят, совершенно необходима для нашего развития по направлению к европейской демократии, потому что в демократических странах коабитационное правление это норма. У нас, так же как и в европейских демократических странах выборы президента, выборы парламента и выборы местного самоуправления происходят в разное время, а при этом естественно, что в одних выборах может победить одна сила, во вторых выборах другая, и в третьих выборах — третья. Соответственно, власть на разных уровнях будет представлена разными партиями, а это означает, что в стране коабитационное правление. Поэтому агитация Бурджанадзе против коабитации вообще, в чем ей вторит ГМ, очень вредна для нашего общества, т. к. она призвана угробить в зародыше нашу демократию, наше европейское будущее, ведь европейская демократия означает коалиционное правительство и коабитационные власти на разных уровнях. Дискредитировать эту идею только потому, что не нравится ЕНД и конкретно Саакашвили, это значит рубить сук, на котором сидим мы все, если нам суждено европейское развитие и европейское будущее. Поэтому, ругая коабитацию, ГМ практически помогает и усиливает позиции Нино Бурджанадзе, и это очень опасная игра для страны. Не скажу, что она опасна для ЕНД, т. к. у ЕНД своя очень четкая линия и скольких из нас ни бросили в тюрьму, эта линия сохранится, т. к. прозападные силы в стране всегда будут. Но активизация Бурджанадзе опасна для самой ГМ, т. к. как только окажется, что сила на её стороне, а не на стороне Иванишвили, произойдет массовый переход в её лагерь.