«Никто не должен подвергаться пыткам или бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению или наказанию», — ст. 3 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
«Право каждого человека на жизнь охраняется законом…», — ст. 2 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод .
Семья Масхадовых требует выдать тело Аслана Масхадова, его родственники заявляют, что с момента убийства прошло более пяти лет. Однако руководство Российской Федерации так и не выдало им тела для захоронения. Неуважение к телам умерших является вопиющим нарушением прав человека. В психоневрологических интернатах в РФ также бывают случаи неуважения к телам умерших.
Вдова и дети погибшего Аслана Масхадова обратились к участникам Всемирного межрелигиозного саммита в Баку, в ее письме говорится: «Мы полагаем, что поведение Кремля оскорбляет чувства верующих всех мировых конфессий и противоречит нормам морали и нравственности, принятым в цивилизованном обществе».
Аслан Масхадов был убит российскими силовиками 8 марта 2005 года в чеченском селении Дойкур-Эвл. Об этом сообщает «Кавказ Online».
Неуважительное отношение к телам погибших можно рассматривать, как унижающее достоинство обращение в отношении родственников умерших, нарушающее статью 3 Европейской Конвенции о защите основных прав и свобод челвоека. В прошлом, несколько чеченских интернет-изданий сообщили о том, что Европейский суд по правам человека принял жалобу по делу Аслана Масхадова от его родственников (косвенных жертв возможного нарушения прав человека в соответствии с Европейской конвенцией о защите прав и основных свобод человека), признал жалобу приемлемой. (А ведь, по некоторым данным, более 90 % жалоб признаются Европейским судом неприемлемыми!).
Заявители, по данным чеченских СМИ, сообщали, в частности, о таком факте: родственникам не выдали тело А. Масхадова после его смерти. Но, может быть, нарушение права на жизнь и неуважительное отношение к телу умершего не является исключением в Российской Федерации?
Так, у психиатрической больницы № 1 имени Кащенко в Санкт-Петербурге было свое собственное кладбище в прошлом, где хоронили пациентов этой психлечебницы. На том кладбище ранее хоронили пациентов этой психбольницы. Большинство пациентов были похоронены под табличками с деревянными номерами. Т.е. большинство несчастных пациентов были похоронены без фамилий, имён. Некоторые журналисты-правозащитники говорили, что видели только аналогичные советские кладбища для расстрелянных заключённых.
Санкт-Петербургской Гражданской комиссией по правам человека в прошлом был задокументирован случай пожилого петербуржца, г-на Ильичева, которого сын поместил по совету психиатров в психоневрологический интернат. Вскоре после помещения в психоневрологический интернат тот пожилой человек умер, хотя, как утверждал сын умершего, этот пожилой мужчина пришёл в психинтернат «на своих ногах».
Сыну сообщили о смерти его отца, он своевременно приехал забирать тело вместе с родственниками. В морге психоневрологического интерната ему выдали тело, обглоданное крысами!!! Сын возмутился, обратился с жалобой в соответствующий комитет Администрации Санкт-Петербурга. Там провели проверку и вынесли лишь взыскание директору психоневрологического интерната. Но директор психинтерната так и остался работать на своем посту!
Случай пенсионера Ильичева широко освещался интернет-изданиями, телевидением. Но уголовное дело по факту небрежного обращения с телом умершего петербуржца не возбуждено до сих пор…
Автор данной статьи глубоко убежден, что правозащитная общественность России должна требовать от властей уважительного отношения к телам умерших в «закрытых учреждениях» и к телам погибших, к которым не было доступа родственникам.