Украина подпишет, или не подпишет соглашение об ассоциировании. Грузия и Молдова должны парафировать его. Между тем, чем являются эти соглашения об ассоциировании с Евросоюзом, вызвавшие столько скандала и шума перед саммитом Евросоюза Восточного партнерства в Вильнюсе?
Предлагаем интервью «Радио Свобода» с Еврокомиссаром Штефаном Фюле.
— Чем в точности является соглашение об ассоциировании?
Соглашение ассоциирования является основным инструментом Евросоюза для сближения стран Восточного партнерства со стандартами и нормами Евросоюза. Оно состоит из 4 основных глав: общая внешняя политика и политика безопасности; Правосудие и внутренняя политика; Глубокое и всеобъемлющее свободное торговое пространство (DDCFTA); Четвертая глава содержит целый ряд вопросов, включая вопросы охраны окружающей среды, науки, транспорта и образования.
Подписав DCFTA, члены Восточного партнерства берут на себя обязательство принять конкретные акты законодательства Евросоюза в связи с торговлей, защитой прав потребителей, и выполнением норм охраны окружающей среды. Страны, подписчики DCFTA, должны в течение 10 лет принять примерно 350 законов Евросоюза.
Для стран, подписавших DCFTA, доступны 500 миллионов потребителей Евросоюза, и его рынок, совокупная экономика которого составляет 12,9 триллионов евро. Для сравнения, у его соперника, таможенного союза, управляемого Россией, есть всего 170 миллионов потребителей, и его совместная экономика составляет 1,4 триллионов евро.
— Сколько времени необходимо для вступления в силу соглашения об ассоциировании после его подписания?
План саммита Восточного партнерства предусматривал для Украины подписание соглашения, однако это пока еще требует выяснения, а план Грузии и Молдовы подразумевает парафирование их соглашений. После того, как страна Восточного партнерства подпишет соглашение об ассоциировании, оно должно быть ратифицировано всеми парламентами стран членов Евросоюза. Это процесс, которому требуется несколько лет. В промежуточный период, до вступления соглашения в силу, произойдет временное использование определенных его частей, в частности, связанного с торговлей сегмента, когда подписавшая Восточное партнерство сторона ратифицирует соглашение, и европейский парламент даст ей согласие. В случае подписания соглашения Украиной, это может произойти уже в марте 2014 года.
— Что произойдет, если Украина не подпишет соглашение в Вильнюсе?
Если Украина не подпишет соглашение в Вильнюсе, она теоретически может подписать его в будущем на любой встрече министров Евросоюза. Однако практически, отказ от подписания в Вильнюсе может затормозить ход Киева к Европе, и потенциально надолго.
— Каков график для Грузии и Молдовы?
Молдова и Грузия завершили переговоры в июне и июле. Следовательно, с тех пор юристы и лингвисты проводили некую «правовую чистку». После того, как они парафируют свои соглашения в Вильнюсе, целью Тбилиси и Кишинева будет минимум в сентябре 2014 года подписать эти соглашения и получить к началу 2015 года временное пользование.
— Какие вопросы и разногласия возникли с членами Восточного партнерства в ходе переговоров о соглашении ассоциирования?
Украина в своей преамбуле уделяла большое внимание получению перспективы членства Евросоюза — обязательству окончательного членства. Получить членство было бы трудно даже в случае самого благоприятного положения, но посреди экономического кризиса это фактически было невозможно.
— Грузия в большой мере была ориентирована на вопросе территориальной целостности из-за ее пророссийских сепаратистских регионов — Абхазии и т.н. Южной Осетии, этот вопрос лейтмотивом проходил по всему тексту. Определенная часть попала в текст, но меньше, чем Тбилиси старался сделать это.
Единственное разногласие с Молдовой было связано с желанием Кишинева о плане действия либерализации визового режима, и обеспечения Евросоюзом недискриминационной политики в связи с рабочими местами.
Как для Молдовы, так и для Грузии было трудно в рамках данного соглашения найти также правильный тон к сепаратистским регионам: в Приднестровье в случае Молдовы, и в Абхазии и т.н. Южной Осетии в случае Грузии. Во всех трех сепаратистских регионах будет использоваться связанная с торговлей часть ассоциирования в случае, если местные компании будут действовать сообразно европейским стандартам.
— Какой период должен пройти от подписания соглашения об ассоциировании, чтобы страна стала государством членом Евросоюза?
Первое, что следует помнить, это то, что предложение соглашения об ассоциировании восточным партнерам не включает вступление в Евросоюз, а также однозначно не исключает его. Так что, эта сделка не такая уж сладкая, как те сделки, которые были предложены балканским странам, которые прямо получили членство; Однако этот путь предлагает гораздо больше, нежели соглашения ассоциирования с Марокко и Тунисом, что исключало окончательное членство. Хорватии понадобились 12 лет со дня подписания с Брюсселем соглашения о стабилизации и ассоциировании, чтобы присоединиться к клубу Евросоюза. Турция подписала ассоциирование в 1962 году, и все еще ждет вступления в него.
— Какой существует статус для Армении, Азербайджана и Белоруссии?
Азербайджану понадобится еще минимум год переговоров вокруг соглашения об ассоциировании без включения части о глубоком и всеобъемлющем свободном торговом пространстве, поскольку Баку пока не является членом Всемирной торговой организации. Армения отказалась от соглашения об ассоциировании в начале года, она выбрала таможенный союз России. Это означает, что в Вильнюсе она не подпишет ни один документ, кроме потенциальной политической декларации, которая подчеркивает двухстороннюю политическую волю об углублении сотрудничества во всех сферах. А для Белоруссии, которая уже является членом таможенного союза, самой амбициозной надеждой является поиск нового правового основания для ее отношений с Евросоюзом, поскольку на сегодня ее отношения с Брюсселем основываются на старом соглашении Евросоюза и Советского Союза.