Никогда Грузия не имела дела с равным с ней государством. Она всегда противостояла великанам: римской империи, византийскому кесарю, арабскому халифату, персидскому шахиншаху, монгольской орде, османскому султанату, царской России, красной России. Что могло помочь Грузии в этой неравной борьбе, если не ум, прозорливость, гибкость и смекалка. Грузинский народ создал такой идеал в лице Нацаркекиа (сказочный персонаж лукавого бездельника). Надел маску ленивца и хвастуна, чтобы обмануть врага. Хвастовство и ленивость Нацаркекиа является мистификацией, маской для сокрытия настоящей сущности, поскольку он всегда выходит победителем даже с великаном, который в разы сильней и мощней, чем Нацаркекиа. То есть свойством Нацаркекиа (грузина) является ум, проницательность, гибкость и смекалка, а не лень и хвастовство.
Акакий Бакрадзе
Грузия разделилась на две части. Ехать на олимпиаду, или нет — этот вопрос является наиболее популярным в последнее время, и так и будет до вечера 23 февраля 2014 года, когда закроется XXII зимняя олимпиада в Сочи.
Оба лагеря уверены в своей правоте. Для сторонников участия, в том числе для правительства, основным аргументом является восстановление нормальных отношений с Россией. А сторонники бойкота в основном говорят об оккупации и достоинстве.
Защищают ли позиции двух этих лагерей интересы Грузии? Может быть, существует третий путь? Давайте сначала сформируем интересы страны в контексте одного из самых популярных и зрительных в мире мероприятий, чему в публичных дискуссиях уделяется меньше внимания. Давайте договоримся, что к этому вопросу надлежит подходить рационально и стратегически, а не демагогически («спорт не политика», «спортсмены готовились четыре года»), или эмоционально («поездкой в Сочи теряем достоинство», «мы узакониваем оккупацию России»).
В 2008 году мы проиграли сражение, и два исконно грузинских региона оккупированы, однако мы ведь по-прежнему боремся для того, чтобы вернуть их? Линия этого фронта сегодня проходит на политических, дипломатических отношениях, и отношениях с международной общественностью, и так будет продолжаться, по крайней мере, в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Следовательно, для постоянного информирования мирового содружества и осуществления политики деоккупации, Грузия непременно должна использовать все средства, в том числе главные форумы планеты. То есть для мультипликации грузинского послания на международной арене государственные интересы должно отстаивать руководство страны на саммитах НАТО, Евросоюза, ООН, Совета Европы и т.д., однако также должны проводить интересы страны на международных мероприятиях его граждане — актеры, спортсмены, бизнесмены и др.
Если мы договоримся о такой стратегии, становится естественным необходимость использования Сочинской олимпиады с точки зрения защиты наших интересов. Не стоит забывать, что в симпатии и поддержке мирового содружества к Грузии, выраженных в войне, начатой в ночь с 7 на 8 августа, большую роль сыграло всеобщее внимание СМИ к олимпиаде в Пекине. И в частности обусловило постоянное упоминание вопроса Грузии на церемониале открытия 8 августа (его смотрели 4-5 миллиардов человек, 70% населения всего мира).
Однако, исходя из нынешней грузинской реальности, главная сложность состоит собственно в способах использования Сочинской олимпиады. Безусловное участие в Сочинской олимпиаде, поддерживаемое правительством, не садится ни в вышеупомянутую стратегию, ни в какую-либо иную иллюзорную политику потепления грузинско-российских отношений.
Первым делом потому как власти не используют, и очевидно, не намереваются использовать Сочи сообразно национальным интересам. Они думают только о спортивном участии в Сочи, и не имеют необходимых посланий, и разработанную тактику их распространения. Более того, мы слышали вредоносные заявления в отношении вопроса олимпиады неадекватного министра Закареишвили: «никто не знает, кто начал войну», «не стоит копаться в том, кто будет держать в руках олимпийский факел». Во вторых потому, что в рамках «политики нормализации» с Россией Тбилиси без условий и наивно уступил козырь участия в Сочинской олимпиаде, за которым вполне логично последовало из Москвы варварское осуществление характерной для России нерациональной политики колючих заграждений. В этом контексте следует отметить абсолютно неприемлемое «отбеливание» России премьером, будто колючие заграждения связаны с Сочинской олимпиадой.
В этом контексте большое значение принимает включенность общественности в дискуссию бойкота, и следует приветствовать кампанию «Нет оккупации и бойкот олимпиаде», предусматривающую подписи под петицию и разные мероприятия.
В случае поездки для участия в олимпиаде, целью данной кампании должна быть, заставить правительство разработать, вынести на суд общественности, и затем осуществить стратегию, содержащую интересы страны. Как ее осуществить? Не стоит детально перечислять здесь все способы и приемы, но такой опыт мы приобрели до войны, во время войны, и после нее. В этом процессе мы набрали серьезную сеть друзей, партнеров, лоббистов, СМИ, и просто настроенных к нам с симпатией заинтересованных людей, и теперь следует придать ей вид организованных, стратегических коммуникаций. С тем, чтобы привлечь внимание международного содружества, большей возможности, чем эта, у нас не будет еще два года, до олимпиады в Рио.
Следует отметить, что в этом контексте серьезную помощь окажут нам наши западные партнеры, для которых нежелателен бойкот олимпиады Грузией (в бойкоте никто к нам не присоединится), и частично справедливо укрепляет и обостряет имидж — «Грузия является головной болью» (то есть, источником проблемы). Сочинская олимпиада также и для западных стран является некой уникальной возможностью разными средствами (отказ от присутствия на торжественном церемониале, официальные критические заявления, интервью, использование СМИ) осуществить давление на Кремль: в защиту прав человека, против авторитаризма, и пусть даже против оккупации Грузии. По их небезосновательному мнению, в случае бойкота Грузия теряет шанс на расстоянии нескольких километров от Абхазии, с территории, превращенной в течение двух недель во всемирный эпицентр, сообщить всей планете правду, и говорить о деоккупации, беженцах и агрессивной политике России. Однако для этого необходима твердая политика грузинской власти, целенаправленная стратегия и серьезная работа, а не пребывание в пассивной позе непонятного ожидания.
Если правительство откажется от данной стратегии, общественную кампанию с требованием бойкота следует продолжить. Лучше не ездить в Сочи, чем ехать, смирившись с поражением. Никого не обмануть разговорами о судьбе спортсменов, которых на пальцах можно счесть, оккупированная Грузия не может позволить себе вернутся с сочинского фронта вновь обманутой и проигравшей.