Права человека на Кавказе. Кто в действительности разжигает межнациональную и межрелигиозную рознь?

Эмигрантское чеченское русскоязычное веб-издание «Ичкерия.info» 23.07.10 г. сообщает, что Европейский суд по правам человека оштрафовал Россию на 207 тысяч евро за исчезновение троих граждан Чечни в 2002 и 2003 годах. По заявлениям истцов, к похищению их родных причастны федеральные силы.

Из материалов дела следует, что Саид-Селим Бенуев и Абу Жналаев пропали в ноябре 2002 года. Вооруженные люди в масках увезли их из дома, и родственники выехали в погоню за машинами. Тогда из одной из них вышел человек и сообщил, что это автомобили ОВД города Урус-Мартан, и преследовавших могут застрелить. На следующий день глава отдела заявил истцам, что к их родственникам силу применять не будут, и после этого Бенуева и Жналаева никто не видел.

Артур Ахматханов, студент Грозненского нефтяного института, пропал в апреле 2003 года в Шали, когда вместе с матерью отправился за покупками. Мать забыла документ и вернулась за ним домой, когда услышала выстрелы. Позже она увидела, что военнослужащие оцепили бывший медицинский склад, расположенный неподалеку от дома Ахматхановых. Ее сына нигде не было, позже на месте перестрелки нашли его кепку. Свидетели заметили, как военные сажали в машину юношу с пакетом на голове.

Суд решил, что родные пропавших представили логичное объяснение фактов, и отметил, что власти не передали в Страсбург всех требуемых документов. Судьи решили, что троих пропавших следует считать погибшими в результате непризнанной операции российских военных.

Суд постановил, что Россия нарушила ряд статей европейской Конвенции о защите прав человека. Отмечено нарушение статьи 2 (право на жизнь), 3 (запрещение пыток и бесчеловечного и унижающего достоинство обращения), 5 (право на свободу и личную неприкосновенность) и 13 (право на эффективное средство правовой защиты).

Российская Федерация должна выплатить 18 тысяч евро в качестве возмещения материального ущерба, 180 тысяч евро (!!) за моральный ущерб и 9,5 тысячи евро — в качестве возмещения судебных издержек.

Также правозащитные веб-издания проинформировали о пикетах/митингах памяти, посвященных Наталье Эстемировой, чеченской правозащитнице, погибшей от рук наемных убийц.

Наталья Эстемирова многое сделала для того, чтобы права этнических чеченцев и ингушей не нарушались, в том числе не территории РФ. Нужно ли говорить, что ситуация не нарушения прав кавказских мусульман возможна лишь в атмосфере уважения права на свободу совести и вероисповедания в любой европейской стране, включая Российскую Федерацию.

Сегодня уже мало кто помнит эксклюзивное интервью русской службе радио «Свобода»: г-н Р. Кадыров тогда заявил: «Зачем Кадырову убивать женщину, которая никому не нужна? У нее чести, достоинства, совести не было никогда, и все равно я ее назначил председателем Совета… Она не ходит на совещания, не говорит, она всякую чушь, ерунду несет…»

International Herald Tribune так прокомментирвовало слова г-на Р. Кадырова: «В очередной раз г-н Кадыров, которому всего 32 года, поглумился над своими обвинителями и жертвами…»

В том же интервью RFE/RL г-н Рамзан Кадыров заявил: «У нас в Чечне, а Чечня – это часть территории Российской Федерации, абсолютно соблюдаются все законы Российской Федерации. Кто-то говорит, что мы нарушаем права человека, — да, действительно, бывают моменты, это везде бывает, но если кто нарушил, будь то милиционер или он работает в спецслужбах, этого человека мы выявляем и наказываем. Это послевоенная республика… у нас силовые структуры не подчиняются президенту, министр внутренних дел, как и я, назначен президентом Российской Федерации. Начальник прокуратуры по Чеченской республике, весь наркоконтроль, все-все структуры по Чеченской республике – они президенту не подчиняются. Я как гарант Конституции стараюсь, чтобы они служили правильно, правдиво… Да, мы не ангелы, везде нарушают правоохранительные органы. А где не нарушают?»

Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) обязал Российскую Федерацию выплатить 35 тысяч евро в качестве компенсации за моральный ущерб жительнице Чечни Зине Пухиговой. ЕСПЧ признал Россию ответственной за исчезновение мужа этой женщины, инвалида первой группы Салмана Абдулазизова, в Чечне в 2001 году. Некие вооруженные люди увезли Салмана из его дома в селении Гойты. Его судьба осталась неизвестной.

ЕСПЧ удовлетворил жалобу жительницы Чечни, Сабигат Магомадовой к РФ. Суд установил, что сын Магомадовой Ибрагим Урусханов в 2002 году был задержан российскими военными и находился в заключении. Его арест не был признан властями, факт задержания не отражен в документах. Матери не удавалось в течение многих лет узнать о судьбе сына, который считается умершим на данный момент. ЕСПЧ признал Россию виновной в нарушении Европейской Конвенции по правам человека и обязал РФ выплатить потерпевшей компенсацию в 35 тысяч евро.

ЕСПЧ обязал РФ выплатить компенсации родственникам нескольких жителей Чечни. Это были дела об исчезновении четырех человек (трех мужчин и женщины) в разных районах Чечни в 2002 г. Во всех этих случаях, за исключением одного, люди пропали без вести после того, как были увезены неизвестными в камуфляжной форме. ЕСПЧ постановил, что власти России несут ответственность за неэффективное расследование дел об исчезновении данных жителей Чечни. Суммы компенсаций родственникам пропавших составили от 700 до 35 тысяч евро.

ЕСПЧ обязал РФ выплатить компенсации семьям двух жителей Чечни (общая сумма — около 90 тысяч евро). 35 тысяч евро должны получить жена и мать Асланбека Хамидова, пропавшего без вести в октябре 2000 г., тогда его увезли в неизвестном направлении вооруженные люди в военной форме. 52 с половиной тысячи евро — это сумма компенсации для родственников Казбека Тайсумова. Казбек погиб в результате артобстрела селения, в котором жил, в сентябре 2002 г. Вместе с г-ном Тайсумовым были убиты его жена и старшая дочь.

ЕСПЧ обязал Россию выплатить жителям Чечни 282 тысячи евро за исчезновение их родных и близких. Пострадавшие заявляли: их близкие пропали без вести в Чечне после задержания российскими военнослужащими. Иса Докаев, Руслан Асхабов, Иса Дубаев и Сайди Мальсагов были задержаны в 2002 г. Ханпаша Джабраилов — в 2003 г. Абдул-Малик Шахмурзаев пропал в 2001 г., когда его автомобиль был остановлен военными. В решении ЕСПЧ отмечается, что власти РФ несут отвтественность за предполагаемую гибель этих людей. Кроме того, власти РФ не смогли объяснить суду обстоятельства исчезновения людей и мотивы их задержания.

23-го декабря 2008 г. радиостанция «Свобода» процитировала российского судью в ЕСПЧ, Анатолия Ковнера: «Европейский суд по правам человека в этом году принял рекордное количество постановлений по Чечне — 40». Там же «Свобода» отметила, что это больше, чем за все предыдущие годы, вместе взятые. Также сообщалось, что Россия стала основным поставщиком жалоб в ЕСПЧ, количество жалоб составило около 26% от общего числа!

Изменилась ли принципиально ситуация с решениями Европейского суда по правам человека по так называемым «чеченским делам» в 2010 году?

Если проанализировать сводки НГО «Мемориал», рассылаемые их электронным подписчикам, то можно смело сказать: нет, ситуация принципиально не изменилась!

И если простой анализ показывает, что, правозащитная негосударственная организация «Мемориал» делая известными постановления ЕСПЧ по «чеченским» делам, права этнических чеченцев судами в России недопустимо часто не защищаются, а ЕСПЧ справедливо выносит решения по делам чеченских или ингушских заявителей против России, то следует ли говорить о не толерантности российского общества к этническим чеченцам, ингушам…

* * *

Международная Гражданская комиссия по правам человека подготовила документальный фильм «Психиатрия. Индустрия смерти», рассказывающий о том, кто разработал психиатрическую технологию контроля над разумом, о конкретных психиатрах и их «логиях», активно разжигавших рознь между представителями различных религий и рас.

Поделиться :

Новости по странам Кавказа

Подписка на новости