Права правозащитных и некоммерческих организаций в России

За прошедшие годы погибли многие достойные правозащитники. Правозащитный центр «Мемориал» проводил акции памяти Станислава Маркелова и Анастасии Бабуровой в Москве. Правозащитная ассоциация «Мир и права человека» из Страсбурга, Франция сообщала о шествиях и митинге в Европе, также приуроченных к годовщине убийства Станислава Марке лова и Анастасии Буровой. Безусловно, правозащитная общественность должна отдать дань памяти погибшим правозащитникам (вечная им память!). Но это и повод задуматься о правах различных общественных, включая правозащитные, организаций в России.

Не секрет, что изменения в законах РФ, последовавшие за 2005 годом, негативно сказались на работе многих негосударственных и особенно правозащитных организаций. Теоретическая легальная возможность необоснованного ужесточения контроля за работой негосударственных организаций привела в дальнейшем к необоснованным преследованиям общественников-правозащитников, как это произошло в прошлом в отношении: петербургского «Мемориала» (с сомнительной целью проведенный обыск в помещении «Мемориала»), питерского журналиста-правозащитника, Николая Андрущенко («уголовно-психиатрическое» дело за его публикации), журналистов-правозащитников с берегов Волги, Елены Маглеванной, Сергея Крюкова (гражданское и уголовное дела, по сути, за их журналист кую и правозащитную деятельность), бывшего депутата Законодательного собрания Ленинградской области, кандидата наук, Владимира Леонова (уголовное дело, в сущности, за его журналистскую и правозащитную деятельность) и др.

В некоторых из вышеперечисленных дел были попытки использования психиатрии в не медицинских целях. Особенно это видно в деле Сергея Крюкова, который довольно долго находился в психиатрической больнице. В марте 2010 г. русскоязычное веб-издание, выходящее в Западной Европе, « Ичкерия.инфо»(www.ichkeria.info) сообщило о начале рассмотрения уголовного дела Сергея Крюкова, журналиста. Основа для обвинений — всего лишь статьи Сергея. Но за эти статьи, пока расследовалось дело, Сергея Крюкова поместили против его воли на стационарную психиатрическую экспертизу.

Санкт-Петербургская Гражданская комиссия по правам человека (www.cchr.spb.ru) является некоммерческой организацией, действующей с 2001 г. на основании своего Устава. Она приводится здесь в качестве примера того, как нужно легально, не нарушая Законодательства РФ, защищать права одной из наиболее социально незащищенных групп населения.

Гражданская комиссия Петербурга регулярно проводит пикеты в защиту прав человека в области душевного здоровья, как видно из информации, взятой с нашего веб-сайта. Начиная с 2005 г., говорят эти правозащитники, все сложнее получать согласования на проведение пикетов в различных районах города, в центре Санкт-Петербурга и у правительственных учреждений, например, у Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга.

Под различными предлогами, которые часто выглядят, как явно надуманные, общественникам-правозащитникам отказывают в проведении пикетов в местах, где они просят согласовать им проведение массовых акций. Взамен уполномоченные представители власти предлагают проводить пикеты там, где практически нет людских потоков.

Пресс-службы правозащитных негосударственных организаций все чаще информируют о том, что становится сложнее зарегистрировать общественную или некоммерческую организацию. Уже в середине 2000-х годов Петербургская Гражданская комиссия по правам человека проводила собственные общественные слушания совестно с тогдашним депутатом Законодательного собрания Ленинградской области, Владимиром Леоновым о недопустимости ужесточения Законодательства РФ, регулирующего деятельность неправительственных организаций. Материалы и резолюции наших слушаний направлялись в органы власти. Увы, явной либерализации Законодательства РФ, регулирующей деятельность неправительственных организаций, нет и не предвидится…

Конституция РФ, Европейская конвенция о защите прав и основных свобод человека, Международный билль о правах человека гарантируют право граждан объединяться в негосударственные объединения, в том числе и для защиты своих прав. Необоснованные ограничения этого права приводят к плачевным результатам. Так, к примеру, примерно с 2004 — 2005 гг. рост числа жалоб от российских граждан в Европейский суд по правам человека (далее ЕСПЧ) стал огромным.

К 2008 г. Российская Федерация уверенно заняла место среди стран-лидеров по количеству обращений россиян в ЕСПЧ. В 2007 г. появилось и решение ЕСПЧ по делу П. Штукатуров против России, в котором признано, что РФ препятствовала заявителю в подаче жалобы в ЕСПЧ! Нетрудно заметить, что в этот же период времени правозащитные негосударственные организации имели значительные трудности в том, чтобы помогать гражданам РФ в защите их прав. (Например, представителю международной правозащитной организации MDAC (Mental Disability Advocasy Center) и одновременно адвокату Павла Штукатурова, Дмитрию Бартеневу препятствовали даже в том, чтобы он встречался со своим подзащитным). Но очевидно, что негосударственные организации помогали гражданам квалифицированно отстаивать свои права в первую очередь именно в национальных инстанциях.

Показателен также случай с убийством и возможным зверским изнасилованием чеченской школьницы Эльзы Кунгаевой. Когда этот факт стал известен общественности в начале 2000-х годов, против полковника Буданова было возбуждено уголовное дело. Убийца пытался уйти от ответственности с помощью некоторых российских судебных психиатров, но прогрессивная общественность не дала этому произойти, ее роль в этом вопросе невозможно переоценить. Затем, однако, ситуация изменилась, правозащитные общественные объединения стали испытывать трудности в своей работе, посыпались угрозы в отношении семьи Кунгаевых, и эти люди, родственники покойной Эльзы, просто вынуждены были эмигрировать на Запад.

Таким образом, негативные изменения Законодательства РФ о негосударственных (в том числе, и о правозащитных) организациях, вкупе с подавляющей правоприменительной практикой, привели к росту количества жалоб от россиян в ЕСПЧ, к появлению лиц, которым обоснованно предоставляли убежище в странах западной демократии. А все это наносит серьезный ущерб имиджу Российской Федерации на международной арене.

Российские правозащитники твердо убеждены, что либерализация российских законов о негосударственных организациях принесет исключительно пользу, как рядовым российским гражданам, так и представителям власти в РФ.

Британский Foreign Office (Министерство иностранных дел) опубликовал доклад о положении с правами человека в различных странах мира, в том числе, в Российской Федерации. В разделе о России речь идет, в том числе, о нарушениях прав правозащитников. Автор данного текста пишет о нарушениях прав правозащитников в России при участии психиатров…

И вот конкретный пример… 28-го августа 2009 г. русская служба радио «Свобода» сообщила, что в Польше статус беженца получил российский журналист Евгений Новожилов. Ранее он утверждал, что его преследовали за статьи относительно положения с правами человека в Чечне.

С просьбой о статусе беженца Евгений Новожилов, проживавший до этого в Краснодарском крае, обратился к польским властям в 2008 году.

Некоторые российские правозащитники в прошлом интересовалась судьбой Евгения Новожилова (с его согласия), т.к. этого человека помещали в психиатрическую больницу, весьма вероятно, с нарушением его прав. По словам Новожилова, еще в 2001 году за журналистскую деятельность его поместили на полгода в психиатрическую клинику. Евгений, впрочем, продолжал писать.

В прошлом ведущий программы радио ォСвободаサ ォЧеловек имеет правоサ на то время, Карен Владимирович Агамиров провел радиопередачу по теме ォПраво на защиту от карательной психиатрии».

Вот что рассказал о себе в той передаче Евгений Новожилов:

Карэн Агамиров: Слово пострадавшему, тоже правозащитнику, кстати, Новожилову Евгению…

Евгений Новожилов: …Собственно, по какой статье было дело сфабриковано? Статья 207 — заведомо ложное сообщение об акте терроризма… Разговаривают по телефону молодой человек и девушка. Девушка позвонила молодому человеку, у молодого человека не особенно хорошее настроение, расстроенный и мимоходом он в разговоре бросает такую фразу: «Настроение плохое…»…

Карэн Агамиров: Евгений, скажите, пожалуйста, за что вас конкретно положили в психиатрическую больницу…

Евгений Новожилов: Конкретно за мою антивоенную деятельность, за протесты против войны в Чечне, вот конфликт с местными спецслужбами.

Карэн Агамиров: Вы писали об этом, обращались в инстанцию, да, по Чечне?

Евгений Новожилов: Я помог опубликовать, можно так выразиться, помог опубликовать статью в «Краснодарских известиях», это еще до начала второй чеченской войны, где были использованы радиоматериалы Радио Свобода, очень на меня за это обиделись. А фраза, за которую прицепились, «такое желание, угнать самолет и в какой-нибудь небоскреб шарахнуться». Причем девушка это всерьез не восприняла, еще после этого разговор шел вполне нормально около минуты. Девушка находилась дома, не являлась сотрудником аэропорта. К ней через пару недель пришли сотрудники органов и попросили написать показания, что якобы это было заведомо ложным сообщением об акте терроризма.

Карэн Агамиров: …Евгений, скажите, пожалуйста, кто конкретно участвовал в этой ситуации с вами? Кто вас туда положил? Какой судья принимал решение, помните вы?

Евгений Новожилов: Конечно, у меня есть ксерокопия дела… Эксперт-психиатр Воронина, лечащий врач так называемый, она работу по постановке диагноза выполняла основную. Потом была комиссия, естественно, она представляла свои доводы… Заведующая отделением, естественно, подписала Колесникова… Все это в материалах дела».

Та передача Карена Агамирова по делу Евгения Новожилова была подготовлена при участии Романа Чорного, президента Санкт-Петербургской Гражданской комиссии по правам человека.

«Каспаров.ру» сообщал о Евгении Новожилове, что он родился в 1972 году, является выпускником факультета романо- германской филологии Кубанского государственного университета и владеет английским, немецким и шведским языками. Член «Amnesty International». Известен и как журналист, публикующийся на информационных порталах независимой Чечни. Его материалы о правах человека довольно остры и злободневны. Правозащитная деятельность Евгения Новожилова началась в конце девяностых годов.

Там же «Каспаров.ру» пишет, что в феврале 2008 г. «краснодарская милиция потребовала от активиста правозащитного движения, независимого журналиста Евгения Новожилова представить справки и характеристики. Причиной активизации спецслужб сам Новожилов считал то, что он опубликовал на нидерландском сайте произведение политзаключенного Михаила Кондакова, который исчез пять лет назад в российском психиатрическом ГУЛАГе, а также его попытки наладить связи с украинскими правозащитниками».

Радиостанция «Свобода» процитировало заявление Яцека Бяласа, польское отделение правозащитной организации «Amnesty Int.»: «Это, несомненно, правильное решение польских властей. Если Новожилов писал о нарушениях прав человека в Чечне, то ему, конечно же, грозила опасность. Последние события в этом регионе только подтверждают мои слова».

В марте 2010 г. некоторые веб-СМИ сообщили о рассмотрении в кассационной инстанции в текущем месяце уголовного дела Сергея Сотника. Его обвиняют в том, что он оскорбил и ударил сотрудника милиции, находясь в Отделе милиции. Суд первой инстанции вынес решение о направлении С. Сотника, спортсмена-волейболиста, до возбуждения уголовного дела не наблюдавшегося у психиатров, на стационарное принудительное психиатрическое лечение. Сергей обжаловал это решение во вторую судебную инстанцию… Сейчас данное уголовное дело в третий (!) раз рассматривается судом первой инстанции (т.е. решения суда первой инстанции дважды (!) были пересмотрены кассационной инстанцией).

Обратите внимание, уважаемые читатели, на географию: случай Сергея Сотника — это Санкт-Петербург, Сергея Крюкова — Поволжье, Евгения Новожилова — Северный Кавказ…

Интересно, что Международная Гражданская комиссия по правам человека, созданная в 1969 г. Церковью Саентологии, подготовила в прошлом документальный фильм «Психиатрия. Индустрия смерти» и о карательной психиатрии в СССР, в том числе. В этом фильме почти 10-минутный сюжет посвящен тому, как диссидентов помещали в «психушки» в СССР по звонку сотрудников КГБ…

Британский Foreign Office нужно поблагодарить за публикацию ежегодного Доклада о положении с правами человека в мире. А власти России должны, вероятно, обратить пристальное внимание на использование психиатрии в карательных целях в отношении российских правозащитников. Ибо это недопустимо!!!

Автор этого текста ни в коем случае не ставит своей целью создать негативный имидж той или иной стране данной публикацией!

Особо следует отметить ситуацию с отставкой Петербургского Омбудсмана. 11-го ноября 2009 года с 12.00 до 13.00 в Санкт-Петербурге, рядом с Финляндским вокзалом прошел митинг в поддержку Санкт-Петербургского Омбудсмана, Игоря Михайлова. На митинге выступил, в частности, президент Санкт-Петербургской Гражданской комиссии по правам человека, Роман Чорный.

Ранее депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга вынесли решение о досрочном прекращении полномочий Игоря Павловича Михайлова на посту Омбудсмана Петербурга. С таким решением не cогласились представители различных общественных объединений и обычные граждане, которые и приняли участие в пикете. Их было около сорока человек.

Президент Санкт-Петербургской Гражданской комиссии по правам человека сказал о том, что И.П. Михайлов успешно защищал права граждан, пострадавших от психиатрического произвола: квартирных махинаций, жестокого обращения в психбольницах, необоснованных лишений дееспособности, недобровольных госпитализаций. Он также сказал, что попытка сместить И.П. Михайлова с поста Омбудсмана культурной столицы выглядела, как опасная и неуместная атака именно на институт Уполномоченного по правам человека.

Выступили на митинге также: представители общественного объединения в защиту мигрантов, общественной группы в защиту прав одиноких отцов, адвокат в защиту прав военнослужащих и др. Периодически участники скандировали: «Михайлов! Михайлов!» Исполнительный директор общественной благотворительной организации в защиту прав наркозависимых заключенных «От рабства к свободе», Вадим Игоревич Шихин в своем выступлении заявил о начале голодовки в защиту прав И.П. Михайлова.

Увы, протесты общественников оказались бесполезными. Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге, И.П. Михайлов был, к сожалению, смещен со своего поста.

В соответствии со ст. 3. Устава Санкт-Петербурга: «В Санкт-Петербурге признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ». Но кто кроме Омбудсмана, обладающего действительной независимостью, сможет гарантировать соблюдение гражданских и политических прав, гарантированных Конституцией РФ?

Статьи 1 и 20 Всеобщей декларации прав человека гласят: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах…»; «Каждый имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций…». Правозащитники России законными способами должны предпринять законные меры, чтобы данные права в Российской Федерации соблюдались неукоснительно!

Поделиться :

Новости по странам Кавказа

Подписка на новости