Почему Армения не создала собственную систему безопасности?

Интервью с председателем Демократической партии Армении Арамом Саркисяном.

«Аравот»: — После того, как стало известно о повышении тарифов на импортируемый из России газ, в СМИ началось обсуждение, высказывались точки зрения, в том числе, антироссийские. Будучи лидером партии с пророссийской ориентацией, как Вы относитесь к решению Москвы поднять цену на газ и к вытекающему из этого углублению ориентации Армении в направлении Европы?

А.С.: — Развиваются серьезные геополитические процессы, меняется политическая карта, формируются новые нравы. Если Армения что-то собой представляет, то не как страна, а как территория. Вообще же, Кавказ, как минимум, уже одно десятилетие является одним из геополитических центров мира. Если бы мы были умными, то должны были понять, что нужно правильно использовать и это обстоятельство. Должны были понять, что если есть интерес к этой территории, то он должен быть правильно реализован, в том числе, в нашу пользу. Этого мы не добились.

Происходящие в Сирии, в арабском мире процессы, в контексте других геополитических процессов, постоянно затрагивается и наш регион. Это означает, что то государство, которое заинтересовано в том, чтобы его юг был укреплен, должно реализовывать здесь крупные проекты. С этой точки зрения, Россия, безусловно, осуществляет множество крупных программ, которые сегодня благоприятны для нас, так как мы не могли и до сих пор не можем так сформировать национальную систему государственной безопасности, чтобы жить нормально за счёт собственных сил. Значит, мы в ком-то нуждаемся. В этом смысле, иногда этот так называемый дискурс производит на меня странное впечатление: кажется, что говорят те люди, которые далеки от армянских реалий, и постоянно выдвигают кому-то вне Армении какие-то требования, типа: почему вы с нами не так поступаете, почему несправедливы к нам? Друзья, сперва посмотрите, что вы сами сделали и чего достойны. И когда обсуждается вариант того, чтобы Россия продолжала формировать нашу систему национальной безопасности, а мы бы двигались в другом направлении, это, как минимум, непонятно.

Но давайте вначале посмотрим, что предлагает Европа. Когда все говорят об Ассоциированном соглашении или Таможенном союзе, это интересно, но ведь эти документы еще даже не лежат на нашем столе. Фактически, не зная, кто и что нам предлагает, мы уже ведем борьбу. Давайте, в конце концов, вместо того, чтобы нападать друг на друга, поймём, что же нам предлагают? И если есть необходимость, чтобы наша система безопасности оставалась в зоне интересов России, значит, в каких-то вопросах нужно умерить свои аппетиты в отношении других векторов. Другое дело, что с партнером нужно сотрудничать, объяснив ему, что это и его выгода, и она не односторонняя. И когда все говорят, что мы отдали нашу экономику России, так и хочется сказать: зачем отдали? Сами и распоряжались бы, развивали бы ее, и сегодня таких разговоров бы не было, и никто бы не заставил вас экономику отдавать Москве… Мы этого не сделали, а сейчас жалуемся: почему РФ к нам несправедлива?! Ответ очень прост: такова ее выгода. Мы должны иметь взаимоотношения со всеми государствами. Другой вопрос, с кем и в какой мере?

«Аравот»: — Неучастие президента Сержа Саргсяна в недавнем неофициальном саммите ОДКБ в Бишкеке было обусловлено повышением цены на газ?

А.С.: — Цена повысилась ещё 1 апреля, они это скрывали. Для того, чтобы Армения предприняла демарш, не произошло ничего неожиданного. Что касается ОДКБ, Армения сегодня не имеет альтернативы, чтобы отказаться от этой военно-политической организации и устраивать демарши. В конце концов, те инвестиции, которые осуществляет Россия сегодня в Армении, это огромные суммы. Буквально недавно в Гюмри вновь заработали локомотивное и вагонное депо. На всё это было (Россией – ПП) потрачено более 40 миллионов долларов. На минуту забудем, что это очень необходимо ей, но ведь нам это также необходимо. Я беседовал с работниками: они очень довольны, потому что имеют стабильную работу и зарплату, и могут содержать свои семьи именно в Гюмри. Укрепление границы, её укомплектование современным оружием, также требующее огромных средств, вытекают и из наших интересов. Этим были умерены также «аппетиты» Азербайджана. Это тоже факт. Все это мы должны правильно оценивать ситуацию. Другой вопрос, что Армения могла сама это сделать. Но если не сделала, давайте быть реалистами.

(…)
«Аравот»: — Заявление министра иностранных дел Российской Федерации о «статус-кво», о «возвращении азербайджанских территорий» и «экономической блокаде» Армении было воспринято (в Ереване – ПП) весьма бурно. Как Вы думаете, использует ли РФ вопрос Нагорно-Карабахского урегулирования в качестве козырной карты против Армении?

А.С.: — Мы обладаем удивительным качеством: благоприятные для нас процессы не замечаем, но стоит кому-то что-то сказать, и тут начинается ажиотаж. Почему мы обижаемся на Сергея Лаврова? Почему Армения официально заявила, что Нагорно-Карабахская Республика находится вне состава Азербайджана, и приняла решение по этому вопросу? И на основании чего Лавров на встрече с Мамедъяровым не должен говорить об этом? Мы сами должны это преподносить. С политической точки зрения, каждое государство имеет свой интерес, и мы каждый день это видим в Ираке, Сирии, Ливии – везде…

А что касается нагорно-карабахского вопроса то, побывав недавно в Степанакерте, я высказал такую точку зрения. 25 лет все пытаются решить карабахскую проблему без участия самого Карабаха. Как долго республика может это терпеть? Все как будто забыли, что должен решиться не вопрос Карабахского конфликта, а вообще карабахская проблема. Сегодня Карабах от своего имени обязательно должен заявить об этом миру, напомнить о том, что его вопрос заключается не в принципе территориальной целостности и даже не в праве на самоопределение, а лежит в правовой плоскости. НКР должна сказать, что она не обсуждает эти два принципа, как бы странно это не звучало для некоторых наших так называемых политологов, потому что создание НКР произошло законным путем в абсолютно иной плоскости. Вопрос территориальной целостности возник лишь тогда, когда Армения, вступая в 1992 году в ООН, благодаря Левону Тер-Петросяну (тогдашний президент Армении – ПП), не сделала оговорку о том, что Нагорный Карабах уже не находится в составе Азербайджана, так как вышел из его состава законным путем. НКР создавалась в соответствии с правовыми нормами и принципами, поэтому её создание является законным. А о праве на самоопределение можно говорить лишь после того, как они решат, что намерены делать: остаться независимыми или войти в состав Армении. До сих пор мы данную концепцию не развивали. Вот почему, когда мы всерьез обсуждаем вопрос территориальной целостности или самоопределения, то сами себя загоняем в ловушку.

Обсуждался и вопрос вхождения в Таможенный союз. Давайте и это рассмотрим в сравнении. Европа предлагает нам более тесное сотрудничество и развитие торгово-экономических отношений. В этом случае им необходимо сказать: вы знаете, что НКР является частью нашего общего экономического пространства, нашего таможенного пространства, и у нас с ней единая валюта? Если должны сформироваться отношения между Арменией и Европой, то в них должна участвовать и НКР. Вы (европейцы – ПП) согласны с подобным предложением? То же самое нужно сказать руководству Таможенного союза. Скажу конкретнее: кто согласится, туда и надо идти. Это наш основной козырь, и я думаю, что он изменит ситуацию.

Поделиться :