В Санкт-Петербурге недавно закончилось проведение выставки «Психиатрия. Индустрия смерти», в будущем планируется проведение показа документального фильма Международной Гражданской комиссии по правам человека. Напомню, что выставка рассказывает о серьезных психиатрических злоупотреблениях, связанных с необоснованным психиатрическим диагностированием людей и назначением психотропных препаратов, а также о разжигании межнациональной и межрелигиозной розни некоторыми психиатрами. Тема разжигания межнациональной розни сегодня особенно актуальна, например, в связи с убийством в Москве грузина, выходца из Абхазии, Э. Гурцкая. Тема нарушений прав потребителей в связи с продажей некачественных фармпрепаратов еще более животрепещущая.
В связи с этим президент Санкт-Петербургской Гражданской комиссии по правам человека, Роман Чорный взял интервью у Леонида Борисовича Лемберика, юриста-правозащитника научно-информационного центра «Мемориал».
ЛБ: Я — Лемберик Леонид Борисович, юрист Санкт-Петербургской правозащитной организации «Научно-информационный центр «Мемориал».
Роман: Л.Б., скажите пожалуйста, смотрели ли вы фильм, документальный фильм «Убийственный куш»?
ЛБ: Я смотрел фильм «Убийственный куш» и я считаю, что проблемы, которым он посвящен, это серьезные проблемы, важные проблемы, о которых нужно информировать общественность как можно шире
Роман: ЛБ, что вы думаете о проблеме злоупотребления и назначения необоснованного психотропных препаратов гражданам и относительно неинформирования о побочных эффектах?
ЛБ: Я думаю, что это очень серьезная проблема, которую необходимо решать, проблема связанная с большим объемом злоупотреблений. Злоупотреблений как со стороны фармацевтических компаний, которые стараются всячески продвигать свою продукцию на рынок, так и врачей-психиатров, которые стараются любыми путями назначать как можно больше таких препаратов. Я не хочу огульно обвинять всех психиатров, но бывают совершенно или некомпетентные или недобросовестные врачи-психиатры, которые назначают препараты по принципу «как можно больше» или несколько препаратов одновременно, авось что-нибудь одно подействует, главное, чтобы не было текущих проблем в поведении пациента, принимающего эти препараты, а каковы будут отдаленные последствия, каковы побочные действия этих препаратов, каков суммарный их эффект — об этом не задумываются. И в результате человек вместо пользы или наряду с возможно какой-то сомнительной пользой получает несомненный или значительный вред.
Роман: ЛБ, а как вы считаете, а сам фильм «Убийственный куш» он ориентировал вас на то, чтобы обратить внимание вот на эти нарушения и предпринять какие-то действия в защиту прав…
ЛБ: Ну я об этих нарушениях знал достаточно давно и достаточно хорошо, но все равно даже для меня фильм был интересен. И я думаю, что для человека, не знающего об этих проблемах, для вот рядового, допустим, россиянина, который считает, может быть, что были злоупотребления в психиатрии в советские времена, но с тех пор все радикально изменилось к лучшему, и сейчас никаких проблем в этой сфере нет, вот этот фильм будет тем средством, который заставит его задуматься над этим. И в случае, если он или его близкие столкнутся со сферой действия психиатрии, отнестись к этому с большим вниманием и большей настороженностью.
Роман: ЛБ, сами вы будете предпринимать какие-то действия по защите прав людей, если они к вам обратятся?
ЛБ: ну я это предпринимаю регулярно, действия по защите прав людей, обращающихся ко мне, в том числе и в сфере как раз действия психиатрии. Вот. И я вижу, к сожалению, что очень многие проблемы здесь были бы быстро и легко решены или вообще не возникали бы, если бы эти люди были более информированы. И, кстати, если бы люди знали свои права, знали те опасности, которые могут исходить от этого лечения и этих препаратов, если бы люди знали свои права отказаться от лечения, то очень во многих случаях психиатры бы задумывались и, может быть, не назначали бы какие-то препараты, или назначали бы их в меньших дозах, или тщательнее бы обследовали человека перед назначением, учитывали бы какие-то индивидуальные особенности его организма. В общем, не действовали бы так во многих случаях безоглядно и необдуманно, как они действуют сейчас.
Роман: ЛБ, часто в России граждан помещают недобровольно в психиатрические больницы и, до решения суда о недобровольной госпитализации гражданина, человека сразу по поступлению в психиатрическую больницу начинают лечить сильнодействующими психотропными препаратами, которые имеют сильные побочные эффекты. Считаете ли вы, что это нарушение прав человека?
ЛБ: Да, безусловно, поскольку если человек был помещен в психиатрический стационар в недобровольном порядке, то, значит, существует определенная коллизия интересов между ним и соответствующим психиатрическим учреждением, и здесь должен разбираться суд. А если его начинают лечить до судебного разбирательства, то, соответственно, сходит на нет вообще значение судебного разбирательства. Зачем тогда суд, зачем процессуальные гарантии, если человека уже лечат? Хотя бы он даже действительно нуждался в лечении. Насколько я знаю, в психиатрии очень редко или практически…почти никогда не бывает таких неотложных состояний, которые требуют применения сильнодействующих нейролептиков до рассмотрения дела судом в те процессуальные сроки, как это установлено у нас в РФ. Так что можно уложиться в эти сроки, быстро рассмотреть дело, и тогда только, если вступит в законную силу решение о недобровольной госпитализации, тогда соответственно и лечить человека.
Роман: Спасибо, ЛБ. Хотите что-нибудь добавить к вашему интервью по этой теме?
ЛБ: Да, я хотел бы добавить, что проблемы, возникающие в сфере психиатрии в России, проблемы очень серьезные и очень широко распространенные, о которых широкие круги российской общественности, к сожалению, не очень информированы. Поэтому любая деятельность, направленная на расширение такой информации в российском обществе крайне нужна и крайне важна.
Л.Б. Лемберик посещал и выставку «Психиатрия. Индустрия смерти» в Санкт-Петербурге в 2009 г.
Санкт-Петербургская Гражданская комиссия по правам человека планирует взять в ближайшем будущем интервью и у иных правозащитников о фильме «Убийственный куш», выставке «Психиатрия. Индустрия смерти».
Роман Чорный,
президент Санкт-Петербургской Гражданской комиссии по правам человека