15.12.09 г. в РФ, в Нижегородской области, г. Бор, заключённый, этнический чеченец, Саитханов Джабраил, не выдержал
Надзиратели успели вытащить Джабраила из петли и привели в сознание. Ранее заключённый Саитханов в знак протеста против невыносимых условий содержания вскрывал себе вены.
Каково же положение с правами человека в пенитенциарной системе РФ, а также положение любых людей, лишенных свободы властями любого уровня и т.п.?
Веб-сайт Движения за права человека (
Были также проинспектированы 5 ИВС и 2 спецприемника, где содержались под стражей задержанные и административно-арестованные, просмотрены материалы по основаниям и обстоятельствам задержаний. Кроме того, приняты во внимание жалобы заключенных.
Условия содержания задержанных по подозрению в совершении уголовных преступлений описаны ниже. Изоляторы временного содержания: все 51 областных ИВС не отвечают требованиям по условиям содержания, — по крайне мере ни одно из ИВС не оборудовано требуемым инвентарем и не отвечает требованиям законодательства по обеспечению прав задержанных По меньшей мере, 60 % ИВС находятся в крайне запущенном состоянии: не обеспечены спальные места, в камерах нет санузлов, стены отделаны «шубой», прогулочный дворик либо отсутствует, либо мало пригоден для прогулок, в камерах нет питьевой воды. В большинстве ИВС окна не пропускают дневной свет, недостаточно вентиляции. В 90 % ИВС отсутствуют санпропускники с дезинфицирующими камерами. Постельные принадлежности и белье не имеется в достаточном количестве, а там где оно есть – как правило, не выдается из-за отсутствия возможности обеззараживания и стирки.
Значительные проблемы вызывают:
1) Медицинский осмотр и помощь. В ИВС области выделено 6 ставок врачей (3 – для ОИВС). Таким образом осмотр задержанных и фиксирование телесных повреждений проводится не эффективно.
2) Возможность получения передач (в отдельных ИВС используются дополнительные, необоснованные ограничения при приеме продуктов, даже если в ИВС есть холодильники);
3) Возможность свиданий с родственниками (по практике, свидания с родственниками в ИВС предоставляется в исключительных случаях).
Главной проблемой остается опасность переполнения камер в ИВС, при которой условия содержания становятся нетерпимыми. 29 декабря 2008 года Решением Арзамасского городского суда было признано неправомерными действия администрации в содержании гр. Аксенова в унижающих человеческое достоинство условиях содержания в ИВС города Арзамаса, — в т.ч. по причине содержания в переполненных камерах. Чрезвычайно плохие условия содержания задержанных в камерах предварительного задержания (КПЗ – КАЗ) в отделениях милиции. В большинстве РУВД эти камеры находятся в крайне запущенном состоянии. Всё их оборудование сводится к лавкам, на которых задержанным можно сидеть (но не лежать). Во многих камерах нет нормального света, вентиляции. Для удовлетворения естественных нужд задержанные могут быть выведены в туалет. Не обеспечен доступ к питьевой воде. Многие камеры очень грязные. Размеры камер позволяют содержать одного человека, — но в них могут размещаться и несколько человек. Как правило, в КПЗ задержанные находятся не более 3 часов, но во многих случаях нахождения под стражей не оправдано превышает этот срок. Есть практика суточного нахождений по стражей. Например, задержанные в пятницу вечером ожидают судебное разбирательство по административному наказанию до утра понедельника…
Особенно тяжелые условия при содержании подследственных и подсудимых в городе Нижнем Новгороде. Основную проблему создает СИЗО-1 (ИЗ-52/1), который в настоящее время постоянно переполнен (как минимум на 200 человек). Условия содержания в переполненных камерах, и без того не соответствующих требованиям законодательства по условиям содержания, — необходимо квалифицировать как форма жестокого обращения.
Что и было признано Европейским судом по правам человека, при вынесении решения по жалобе Николая Бабушкина против РФ 18 октября 2007 года. В качестве основного довода при признании факта жестокого обращения суд принял, – нетерпимые условия и переполненность камер в Нижегородском СИЗО (ИЗ-52/1).
Данные сайта ДЗПЧ приведены со ссылкой на Сергея Шимоволоса, члена Экспертного Совета при Уполномоченном по правам человека в РФ, зам. Председателя Нижегородского общества прав человека.
Но права человека нарушаются и в иных закрытых учреждениях, например, в психиатрических больницах, в которых граждане находятся на принудительном лечении.
А насколько правомерно люди попадают в психиатрические учреждения на так называемую «принудку»?
w-eb.ru сообщает о случае Сотника Сергея Александровича, петербуржца. Недавно суд первой инстанции вынес решение, что Сергей якобы ударил и нанес нетяжкие телесные повреждения сотруднику милиции, освободил Сергея от уголовной ответственности и направил в психиатрический стационар общего типа для прохождения принудительного лечения. С.А. Сотник это категорически отрицает и надеется лишь на кассационную инстанцию…
То же веб-издание со ссылкой на Петербургскую Гражданскую комиссию по правам человека сообщает, как содержаться граждане на принудительном психиатрическом лечении. Это случай Сочнева Самуила Робертовича (фамилия и имя изменены). Сочнев Самуил Робертович, в 2006 г. по обвинению в непредумышленном убийстве был помещен в начале в СИЗО в Горелово (пригород Петербурга), затем в СИЗО №1. Сочнев С.Р. страдает эпилепсией… Подробнее об этом
О реакции правозащитной общественности Северной столицы на нарушения при недобровольных и принудительных госпитализациях сообщается в
А есть решения Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) по нарушениям при недобровольной госпитализации и лишении дееспособности в Санкт-Петербурге? Да. Это решение по делу Павле Штукатуров против России. В деле отмечалось, что психиатры препятствовали Павлу Штукатурову, к примеру, в том, чтобы встречаться со своим адвокатом, писать жалобы в ЕСПЧ. Есть и соответствующее решение Конституционного суда РФ по жалобе Павла в связи с незаконностью недобровольной госпитализации его без судебного решения (!)…
Конечно же, официальные российские власти сообщают о позитивных изменениях в пенитенциарной системе, психиатрической службе здравоохранения… Но у них достаточно возможностей для того, чтобы донести для публики свою информацию, свои оценки ситуации. Цель данной статьи в том, чтобы ознакомить общественность с фактами, с которыми чаще всего знакомы лишь правозащитниками, а также с альтернативной точкой зрения о соблюдении прав человека в закрытых учреждениях РФ.
Теперь очередь не только за правозащитниками, а за широкой общественностью и властями Российской Федерации. Нам вместе следует принципиально изменить к лучшему ситуацию с правами человека в пенитенциарной системе и психиатрических учреждениях. Иначе вал нарушений может привести к катастрофе…