Нужна ли нам Свобода слова?

Ранее иные веб-СМИ сообщали о том, что в отношении Сергея Крюкова было возбуждено уголовное дело, и он был направлен на судебно-психиатрическую экспертизу против его воли. Сейчас это дело имеет весьма серьезное «продолжение». Не мне этот конкретный случай комментировать, т.к. Сергею нужен грамотный и честный адвокат, который и должен был бы давать интервью по данному делу.

Но случай Сергея Крюкова — это повод для того, чтобы обратить внимание на происходящее с некоторыми журналистами в нынешней России. Различные правозащитные организации ранее неоднократно обращали внимание властей и общественности на факты сомнительного с точки зрения соблюдения прав человека помещения журналистов и правозащитников в психиатрические больницы в современной России.

Вот, к примеру, обсуждение темы «карательной» психиатрии в питерской студии русской службы радио «Свобода»:

«Роман Чорный: … В последние годы вновь появились и увеличилось количество сообщений, случаев, и мы документировали эти случаи, когда психиатрия вновь начинает использоваться именно с политической целью, для давления на правозащитников, на оппозиционеров. И это действительно страшно, потому что это, по сути своей, возрождение классической карательной психиатрии. Я не говорю – советской карательной психиатрии, потому что карательная психиатрия существовала и в Китае, и в Северной Корее, и на Кубе, и в странах социалистического лагеря.

Виктор Резунков (корр. Радио «Свобода» — прим. автора): Одно из таких дел – это дело Артема Басырова…

Роман Чорный: Да, дело Артема Басырова. Мы лично с Артемом не общались, он из Йошкар-Олы, это активист ОГФ (Объединенного гражданского фронта — прим. автора), член Национал-большевистской партии. У него что-то такое было, что он в прошлом то ли обращался к психиатру, то ли лечился какое-то короткое время, и это и было, по всей видимости, использовано. Там была очень интересная ситуация, когда его взяли прямо на улице и непонятно кто, по-видимому, сотрудники правоохранительных органов, которые не представлялись, повезли в психиатрическую больницу, где ему сказали, что его задержали за то, что он на другом конце города якобы приставал к девушкам и был неадекватен. Ну, более чем странно.

Виктор Резунков: Он сейчас до сих пор находится в больнице?

Роман Чорный: Нет, Артема выпустили, и это произошло после того, как ОГФ, конечно, начал свою кампанию. Мы написали по тем данным, которые были в прессе, связывались с братом Артема Басырова, и мы написали тоже свою жалобу в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, и она нам ответили, что проводят проверку по этому делу. Басырова в конечном итоге выпустили, потому что подключился и Уполномоченный по правам человека Российской Федерации, к счастью, и с мандатом Уполномоченного приехал в Йошкар-Олу независимый психиатр Юрий Сергеевич Савенко… И после этого произошли некоторые позитивные изменения, а именно, Басырова просто выпустили…»

А вот цитата из более раннего сообщения «Свободы»: «… рассказал также о случае, произошедшем с Сергеем Сотником, который попытался заступиться на улице за избиваемого человека. Оказалось, что избивавший — милиционер в штатском, в результате против Сотника было возбуждено уголовное дело, его обвинили в жестком сопротивлении милиции. «В рамках этого уголовного дела он был направлен на стационарную судебно-психиатрическую экспертизу в Городскую психиатрическую больницу № 6… и уже психбольница обратилась в суд с заявлением о необходимости его принудительного психиатрического лечения. Вина самого Сотника пока в суде не доказана. По убеждению наших консультантов-юристов, сначала нужно доказать вину человека, а уже затем задавать вопросы экспертизе».

Дополню от себя, что дело Сергея Сотника на данный момент рассматривается в кассационной судебной инстанции в Петербурге. Этому человеку, спортсмену, до возбуждения уголовного дела не наблюдавшемуся у психиатра, грозит принудительное «лечение» в психиатрической больнице. Защитником С. Сотника является адвокат Д.Г. Бартенев, выигравший в 2009 г. «психиатрическое» дело Павла Штукатурова в Конституционном суде РФ, а до этого в Европейском суде по правам человека.

В той же передаче радио «Свобода» сообщало о деле Олега Хаймина, правозащитника, бывшего помощника депутата Законодательного собрания Ленинградской области В.Н. Леонова: «Правозащитник Олега Хаймин, написавший в прокуратуру жалобу на судью, также был направлен на принудительную стационарную судебно-психиатрическую экспертизу в ту же психиатрическую больницу №6, где он сейчас и находится. «Особо следует отметить… что судья указала, что направление господина Хаймина принудительно на судебно-психиатрическую экспертизу не нарушит его прав. В то время как по сути это лишение человека свободы».

Можно сказать, что серьезное обсуждение возрождения классической советской «карательной психиатрии» в РФ было начато 25.01.2005 г. в передаче «Человек имеет право», которую вел замечательный журналист и обозреватель «Свободы», Карен Агамиров. Тема той передачи была обозначена, как «Карательная психиатрия: постигнет ли Китай участь Советского Союза, исключенного в 1983 году из членов Всемирной Ассоциации психиатров, и подтягивается ли к ним Россия?»

Цитата: «… В обсуждении участвуют: в студии — писатель и историк-архивист, бывший заместитель председателя Комитета по делам архивов правительства России Анатолий Прокопенко и председатель Гражданской Комиссии по правам человека Санкт-Петербурга Роман Черный… По сообщениям ряда интернет-изданий, в ближайшие несколько недель Всемирной Ассоциации психиатров придется решать не проблемы развития этой отрасли медицины в бедных странах, как было запланировано, а вопрос об исключении из своих рядов Китая. И причиной для этого беспрецедентного события стали обвинения, выдвинутые в адрес китайских властей активистами нескольких интернациональных движений по защите прав человека. Они обвинили представителей правящей партии Китая в использовании психиатрических лечебниц в качестве мест лишения свободы для своих политических оппонентов. Роман Черный — наш эксперт, он специально занимался этой темой. Так что же такое, Роман, натворил Китай?

Роман Чорный: По сообщению одного из английских новостных сайтов, китайское правительство проводит кампанию по дискредитации и уничтожению духовного движения «Фалуньгун» упорно пытаясь помещать его членов в психиатрические больницы. Главным исследователем Министерства юстиции и Центра изучения Китая в Школе восточноафриканского отделения Лондонского университета, господином Робином Мунро издан труд, написанный на 130 страницах, который посвящен судебной психиатрии в Китае и ее политическим злоупотреблениям. Мунро утверждает, что Министерство госбезопасности Китая использует сеть специальных госпиталей, чтобы помещать туда преступных безумных, в которых, на самом деле, заключены и политические противники власти. В такие клиники помещаются и члены группы «Фалуньгун». Мунро упоминает случай с Као Мао Бинк, шелкопрядильным работником из провинции Джанксю, который протестовал против коррупции общественных служащих и пытался организовать независимый профсоюз. Он был заключен в психиатрическую больницу, и к нему было применено «лечение» электрическим шоком. В исследованиях господина Мунро говорится, что сотни людей в Китае подвергаются тем же пыткам. «Нормальные или не нормальные по интернациональным стандартам эти люди не совершили никакого преступления, — говорит Мунро. — Соответственно, это безусловно нарушение прав человека».

Карэн Агамиров: Напомним, что Советский Союз был исключен из членов Всемирной Ассоциации психиатров в 1983 году на Венском конгрессе…»

Мнение эксперта А.С. Прокопенко, медалиста Международной Гражданской комиссии по правам человека, созданной Церковью Саентологии в 1969 г., о том, что Советская ассоциация психиатров перестала на время быть членом Всемирной психиатрической ассоциации, высказанное в той же передаче «Свободы»: «…До 1983 года уже предпринимались попытки в мировом плане изгнания Всесоюзной Ассоциации. И в этом величайшая заслуга наших диссидентов, именно они подняли эту волну на Западе. То, что они рассказывали, — от этого у людей стыли души. Действительно, это была карательная психиатрия. Вы знаете, что потом случилось, в 1991 году, когда пришлось закрыть тюремные психиатрические больницы и хотя бы сменить на фасаде психиатрии краски…»

В подведении итогов цитируемой выше передачи «Свободы» Р. Чорный высказал свое мнение о «карательной психиатрии» сегодня: «… Я думаю, что она (карательная психиатрия — прим. автора) никогда особенно и не исчезала, разве что она мимикрировала. И на мой взгляд, Государственной Думе следует инициировать вопрос о проведении медицинской реабилитации бывших советских диссидентов, узников Ленинградской тюремной психиатрической больницы МВД СССР и других больниц Российской Федерации, и инициировать вопрос о выплате им причитающейся им материальной компенсации, восстановлении их в гражданских правах…»

А.С. Прокопенко, крупнейший ученый-архивист, автор книги «Безумная психиатрия» публично заявлял неоднократно, что сегодня необходимо уже ставить вопрос о медицинской, социальной, юридической и иной реабилитации пострадавших как от советской, так и от современной российской «карательной» психиатрии…

«Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ» — говорится в ст. 19 Всеобщей Декларации прав человека.

Поделиться :

Новости по странам Кавказа

Подписка на новости