И вновь о свободе слова в России…

На базе Общественного вещателя Грузии с января 2010 г. начнет вещать телеканал «Первый кавказский». Целевая аудитория этого канала — жители постсоветского пространства.

Эту новость обсуждало огромное количество СМИ. Тбилисское бюро Радиостанции «Свобода» передало заявление руководителя Совета попечителей Общественного вещателя Грузии Леван Гахеладзе: «Для кого-то целью может показаться контрпропагандой российским телеканалам и не исключаю, что это так и может быть. С другой стороны, это желание вынести правду о Грузии… Мы хотим нашу правду, которая очень интересует (целевую) аудиторию (канала), сообщить им». Вещание будет распространяться путем спутниковой и кабельной передачи. По словам Левана Гахеладзе, желание сотрудничать с этим каналом «выразили очень известные российские журналисты». По словам Гахеладзе, ежегодное финансирование «Первого кавказского» канала составит около 3 млн. лари.

Почему же так важно, чтобы появился альтернативный русскоязычный спутниковый телеканал? Ответить на этот вопрос можно, проанализировав ситуацию с соблюдением прав оппозиционных журналистов в Российской Федерации.

ИА»Ичкерия-инфо» написало о Сергее Крюкове, журналисте. В отношении него было возбуждено уголовное дело по ст.282 ч. 1. Там же рассказывается, что в июне 2009 г. Сергей Крюков по требованию ФСБ и решению суда был доставлен и помещён в психиатрическую больницу, где находился на обследовании в течении месяца. К счастью, Сергей был признан вменяемым. Возможно, что именно по требованию общественности журналист был освобождён.

Русская версия веб-энциклопедии «Википедия» рассказывает о Н.С. Андрущенко. Он — физик, доктор наук, действительный государственный советник Санкт-Петербурга и журналист, специализируется на правозащите, криминальной хронике и экономике, соучредитель газеты «Новый Петербург», депутат Ленсовета — Петросовета 1990—1993, В знак протеста против применяемых к нему методов пресечения его деятельности отказался от Российского гражданства. Была проведена экспертиза публикации Андрущенко «Почему мы пойдем 25 ноября на «Марш несогласных», было найдено, что «в тексте имеются признаки экстремистской деятельности». Андрущенко был арестован в ноябре 2007 г. по обвинению по статье «Воспрепятствование судебному производству». Находился несколько дней в СИЗО в состоянии гипертонического криза без оказания медицинской помощи и в камере с температурой ноль градусов. В результате здоровье Андрущенко было серьёзно подорвано.

Сам Н.С. Андрущенко сообщал, что он находился на судебно-психиатрической стационарной экспертизе в рамках этого уголовного дела. Против этого протестовали некоторые питерские правозащитники, в частности, Санкт-Петербургская Гражданская комиссия по правам человека (подробнее об этой организации на ее сайте: www.cchr.spb.ru). К счастью, Николай Степанович был признан вменяемым, суд изменил меру пресечения для пожилого журналиста, выпустил его из СИЗО.

Российский журналист Евгений Новожилов — еще один российский журналист и диссидент. Он получил статус беженца в Польше, сообщило «Грани.ру». Евгений был жителем Краснодарского края. Новожилов — автор ряда статей о нарушениях прав человека в Чечне, за которые в 2001 году он на семь месяцев был помещен в психиатрическую лечебницу. По словам журналиста, когда он продолжил освещать чеченскую проблематику после выхода из клиники, ему начали угрожать представители спецслужб. Получить статус беженца Новожилову помогла международная правозащитная организация Amnesty International, направившая властям Польши специальное обращение. Среди прочих его подписал бывший премьер-министр Польши Тадеуш Мазовецкий.

Русская версия «Википедии» сообщает об Андрее Владимировиче Новикове, журналисте и диссиденте. Он был членом Союза журналистов Москвы и Союза писателей России. В2006 г. Андрей Владимирович был подвергнут судебному преследованию за найденные на его компьютере неопубликованные материалы, по определению прокуратуры «экстремистского характера»… Далее «Википедия» сообщает, что Андрей был арестован 5 декабря 2006 г., был помещён на судебно-психиатрическое отделение Ярославской областной больницы. Иные обозреватели расценили госпитализацию как карательную психиатрию. 19 января был отпущен на свободу и вернулся домой в Рыбинск. Однако 14 февраля после эмоционального конфликта с отцом был снова госпитализирован. По словам отца, в ярославской больнице Андрея пытались изнасиловать (!) другие пациенты.

Русская версия «Википедии» пишет также, что этот журналист обвинялся в публичных призывах к экстремистской деятельности. 7 мая 2007 г. решением Рыбинского городского суда к Андрею Новикову была применена принудительная мера медицинского характера: лечение в психиатрическом стационаре общего типа. Адвокат Андрея Новикова, Владимир Носков, утверждал, что «Тексты взяты с личного компьютера Андрея Новикова, они не опубликованы». Ч. 1 ст. 280 УК предусматривает наказание только за опубликованные материалы. Но другие источники утверждали, что минимум две статьи Андрея Новикова, упомянутые в обвинительном заключении, были доступны в Интернете. Два письма Новикова, которые и послужили поводом к возбуждению уголовного дела, были отправлены в редакцию ярославской газеты «Золотое кольцо» и в информационное агентство «Чеченпресс» и содержали высказывания следующего содержания: «Я разворошил гнездо иблиса. Аллах акбар. Слово Аллаха там как карающий меч… Да сбудется воля Аллаха! Да превратит в пыль и прах Аллах эти публичные дома, которые развелись по всей России, а проституток загонит в свинарники… В Рыбинске поклоняются дьяволу, иблису, который правит миром. Потрясём прибежища сатаны и иблиса!» Данные письма трактовались обвинением как публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности. Сам Новиков своего авторства не отрицал, но заявил, что это литературные произведения, а не призывы к кому-либо. Президент «Независимой психиатрической ассоциации» Юрий Сергеевич Савенко заявил, что на консилиуме врачей было выяснено, что Андрей Новиков в лечении не нуждается. В защиту Андрея Новикова неоднократно выступали политолог Михаил Матюшин, поэтесса Ольга Коробкова, журналист Сергей Смирнов, активист рыбинского отделения «Яблока» Борис Крейн, но Российская прокуратура ответила отказом на вынесение оправдательного приговора. Президент Петербургской Гражданской комиссии по правам человека Роман Чорный заявлял, что считает Новикова жертвой карательной психиатрии. Также ответственный секретарь правозащитного совета Петербурга Наталия Евдокимова, заявила, что Новиков был арестован по политическим мотивам. В интервью ресурсу «Лениздат.ру» она пояснила: «Доказательством его „сумасшествия“ власти сочли электронные письма, рассылавшиеся им в некоторые средства массовой информации, но не опубликованные». Олег Панфилов, директор Центра экстремальной журналистики, заявил, что случай принудительного психиатрического лечения журналиста Андрея Новикова стал первым в своем роде случае после распада СССР.

Этот список мог бы быть продолжен. Но важно другое. Необходимы источники независимой информации, которые смогут рассказывать правду о свободе и несвободе слова в Российской Федерации. Только гласность сможет остановить притеснение журналистов, в том числе с использованием психиатрии, в России. И какой здравый человек посмеет сказать, что это не благое дело?

Поделиться :

Новости по странам Кавказа

Подписка на новости