«Строго следуя марксистско-ленинскому учению, вывел Хрущев, что при социалистическом строе не может быть антисоциалистического сознания у людей. Сознание определяется бытием, и логически не могло быть преступности в обществе кукурузного изобилия. Не могло быть и какого-нибудь инакомыслия. Вывод напрашивался самый простой: где эти явления нельзя объяснить наследием прошлого или диверсией мирового империализма, там просто проявление психической болезни, а от этого, как известно, одним коммунистическим бытием не излечишь. По всем подсчетам получалось у Хрущева, что к 1980 году он действительно сможет показать последнего преступника. (Последнего сумасшедшего он показывать не обещал.)».
Владимир Буковский, «И возвращается ветер»
24-го ноября 2009 г. украинская веб-версия международного проекта «Epochtimes» опубликовала концептуальную статью под названием «Более 600 дней в китайской психбольнице находится женщина пожаловавшаяся на коррупцию».
Карательная психиатрия определяется, как неоправданная репрессивность психиатрии, характерная для системы государственных психиатрических больниц (институциональной психиатрии) в периоды социальной нестабильности. Александр Подрабинек, известный российский правозащитник посвятил карательной психиатрии свою книгу «Карательная медицина»: «…карательная медицина — орудие борьбы с инакомыслящими, которых невозможно репрессировать на основании закона за то, что они мыслят иначе, чем это предписано».
Данная статья полностью посвящена обзору публикаций о карательной психиатрии.
Итак,
3 марта 2008 года Пэн поехала в Пекин, чтобы пожаловаться центральному правительству на коррумпированность местных чиновников, её арестовали и вернули в город Ухань провинции Хубэй, где поместили в психиатрическое отделение больницы посёлка Хуашань. Об этом знали её родственники и друзья. Однако через четыре дня её тайно перевезли в другую психиатрическую больницу. С того дня официально Пэн считалась пропавшей без вести.
В течение этого времени её родные предпринимали многочисленные попытки, чтобы узнать местопребывание Пэн. Только в начале ноября они получили письмо от Пэн, в котором она рассказала, где находилась всё это время. Она уже 600-т с лишним дней находится в заключении психиатрической больнице. Питание там очень плохое, другим больным кое-что из еды приносят родственники, а её никто не посещает, так как её местонахождение там находится в секрете.
В другой статье украинской «Великой Эпохи»
Рабочий машиностроительного завода города Ухань Ху Гохун являлся одним из пострадавших. В период с 2008 по 2009 год его трижды отправляли в психиатрическую больницу. Происходило это накануне Олимпиады в Пекине, Съезда КПК и 20-летия со дня подавления восстания студентов (4 июня).
В интервью радио «Голос Америки» главный редактор сайта CRLW Лю Фэйю рассказал, что называет этих людей пострадавшими, так как они являются психически нормальными. Когда они протестуют против того, что их помещают в психбольницы, их избивают, применяют электрошокеры (!), делают инъекции лекарств и так далее. Лю сказал, что у них есть данные о тех, кто в результате такого «лечения» умер или стал инвалидом.
«Мы уже давно наблюдаем за этой ситуацией и собрали много фактов. Теперь мы всё это опубликуем на сайте в специальном разделе, чтобы привлечь к этой проблеме внимание международной общественности», – пояснил Лю.
Сайт также
Ху Гохун — один из тех, чей случай описан в книге. Он рассказал корреспонденту, что часто обращался к властям в г.Ухань с прошением, а затем попытался сделать это в Пекине во время летней Олимпиады. В результате его арестовали и заключили в психбольницу, где он пробыл более 70-ти дней. «Местные власти сказали, что я слишком много обращаюсь к правительству и уже тронулся умом, поэтому меня надо лечить. Они каждый день в течение 2-х часов били меня электрошокером, это при том, что обычно для психически больных электрошок используется в день по 2 минуты. Потом заставляли принимать лекарства».
Ещё одна жертва китайской психиатрии, шанхайская подательница жалоб, Лю Синьцзюань рассказала: «Они пытками доводят вас до состояния, когда и жив не жив и мёртв не мёртв. Они делали мне инъекции каких-то лекарств после которых возникает ощущение, что тебя кусают тысячи муравьём по всему телу. Они могут так поступать до тех пор, пока ты совсем перестанешь обращаться к властям со своими прошениями».
В еще одной своей публикации украинская веб-версия «Великой Эпохи»
Некоторым из тех, кто пытался протестовать против такого произвола, в больших дозах давали транквилизаторы. А отпускали только в обмен на обязательство отказаться от всяких жалоб.
В сообщениях говорится об одном конкретном случае: 57-летний Сунь Фаши долгие годы добивался компенсации для себя и односельчан за проседание почвы, вызванные чрезмерной разработкой угольных пластов. Он исчез 19 октября, когда оправился в Пекин с очередной петицией.
В психиатрической больнице его подвергли наказаниям и угрозам. «Доктора мне говорили: нам все равно, больной ты или здоровый. Если начальство прислало — будем лечить!» — рассказал Сунь Фаши. Его выпустили 12 ноября только после того, как он поклялся больше в Пекин не жаловаться.
Глава местного психоневрологического центра У Юй Чжу признал, что к ним нередко поступают такие «жалобщики».
Данная информация была опубликована со ссылкой на BBC.
Обобщая, можно сказать, что слагаемыми карательной психиатрии являются:
1) особенности психиатрической диагностики, не требующей применения технических диагностических средств и заключающейся в сборе сведений о жизни, поведении и высказываниях пациента;
2) исторически сложившаяся практика изоляции лиц с девиантным, но не подпадающим под уголовные законы поведением в психиатрических больницах;
3) монопольное право социальной группы, обладающей политической властью, пользоваться психиатрией для поддержания общественного порядка и сохранения своей власти, принимая решения об изоляции конкретных лиц на основании оценки их внешнего вида, поведения и высказываний;
4) обоснование необходимости и социальной приемлемости подобной практики путём признания данной категории граждан социально опасными. В Законе РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» появилась соответствующая внеправовая категория, отсутствующая во всех остальных законодательных актах, — «непосредственная опасность для себя или окружающих». В итальянском законе о психиатрической помощи эта категория была исключена в еще давно!
Карательная психиатрия возникает в тех странах, где еще не прошел процесс деинституционализации психиатрической службы, существовал или существует тоталитарный режим и действуют два основных фактора:
А) идеологизация психиатрии, которая, в принципе, и так является не наукой, а лишь философией, подобной марксизму;
Б) отсутствие правовой основы и тотальное огосударствление психиатрической службы.
В настоящее время в России вновь наблюдается тенденция к полному огосударствлению психиатрической службы. Увы! А уж ситуация с правами человека в психиатрии в КНР похоже очень и очень далека от идеала!!!
Случаи использования карательной психиатрии имели место во многих странах (включая развитые демократии), но наибольшую известность получило использование карательной психиатрии в СССР. Гласность может помочь покончить с карательной психиатрией в КНР, также как это было с советской карательной психиатрией. Ведь помогла же гласность остановить нарушения прав мусульман-уйгуров в недавнем прошлом в КНР!