В марте 2010 г. русскоязычное веб-издание, выходящее в Западной Европе, « Ичкерия.инфо»(www.ichkeria.info) сообщило о начале рассмотрения уголовного дела Сергея Крюкова, журналиста. Основа для обвинений — всего лишь статьи Сергея. Но за эти статьи, пока расследовалось дело, Сергея Крюкова поместили против его воли на стационарную психиатрическую экспертизу.
Британский Foreign Office (Министерство иностранных дел) опубликовал доклад о положении с правами человека в различных странах мира, в том числе, в Российской Федерации. В разделе о России речь идет, в том числе, о нарушениях прав правозащитников. Автор данного текста пишет о нарушениях прав правозащитников в России при участии психиатров…
И вот конкретный пример… 28-го августа 2009 г. русская служба радио «Свобода» сообщила, что в Польше статус беженца получил российский журналист Евгений Новожилов. Ранее он утверждал, что его преследовали за статьи относительно положения с правами человека в Чечне.
С просьбой о статусе беженца Евгений Новожилов, проживавший до этого в Краснодарском крае, обратился к польским властям в 2008 году.
Некоторые российские правозащитники в прошлом интересовалась судьбой Евгения Новожилова (с его согласия), т.к. этого человека помещали в психиатрическую больницу, весьма вероятно, с нарушением его прав. По словам Новожилова, еще в 2001 году за журналистскую деятельность его поместили на полгода в психиатрическую клинику. Евгений, впрочем, продолжал писать.
В прошлом ведущий программы радио ォСвободаサ ォЧеловек имеет правоサ на то время, Карен Владимирович Агамиров провел радиопередачу по теме ォПраво на защиту от карательной психиатрии».
Вот что рассказал о себе в той передаче Евгений Новожилов:
Карэн Агамиров: Слово пострадавшему, тоже правозащитнику, кстати, Новожилову Евгению…
Евгений Новожилов: …Собственно, по какой статье было дело сфабриковано? Статья 207 — заведомо ложное сообщение об акте терроризма… Разговаривают по телефону молодой человек и девушка. Девушка позвонила молодому человеку, у молодого человека не особенно хорошее настроение, расстроенный и мимоходом он в разговоре бросает такую фразу: «Настроение плохое…»…
Карэн Агамиров: Евгений, скажите, пожалуйста, за что вас конкретно положили в психиатрическую больницу…
Евгений Новожилов: Конкретно за мою антивоенную деятельность, за протесты против войны в Чечне, вот конфликт с местными спецслужбами.
Карэн Агамиров: Вы писали об этом, обращались в инстанцию, да, по Чечне?
Евгений Новожилов: Я помог опубликовать, можно так выразиться, помог опубликовать статью в «Краснодарских известиях», это еще до начала второй чеченской войны, где были использованы радиоматериалы Радио Свобода, очень на меня за это обиделись. А фраза, за которую прицепились, «такое желание, угнать самолет и в какой-нибудь небоскреб шарахнуться». Причем девушка это всерьез не восприняла, еще после этого разговор шел вполне нормально около минуты. Девушка находилась дома, не являлась сотрудником аэропорта. К ней через пару недель пришли сотрудники органов и попросили написать показания, что якобы это было заведомо ложным сообщением об акте терроризма.
Карэн Агамиров: …Евгений, скажите, пожалуйста, кто конкретно участвовал в этой ситуации с вами? Кто вас туда положил? Какой судья принимал решение, помните вы?
Евгений Новожилов: Конечно, у меня есть ксерокопия дела… Эксперт-психиатр Воронина, лечащий врач так называемый, она работу по постановке диагноза выполняла основную. Потом была комиссия, естественно, она представляла свои доводы… Заведующая отделением, естественно, подписала Колесникова… Все это в материалах дела».
«Каспаров.ру» сообщал о Евгении Новожилове, что он родился в 1972 году, является выпускником факультета романо- германской филологии Кубанского государственного университета и владеет английским, немецким и шведским языками. Член «Amnesty International». Известен и как журналист, публикующийся на информационных порталах независимой Чечни. Его материалы о правах человека довольно остры и злободневны. Правозащитная деятельность Евгения Новожилова началась в конце девяностых годов.
Там же «Каспаров.ру» пишет, что в феврале 2008 г. «краснодарская милиция потребовала от активиста правозащитного движения, независимого журналиста Евгения Новожилова представить справки и характеристики. Причиной активизации спецслужб сам Новожилов считал то, что он опубликовал на нидерландском сайте произведение политзаключенного Михаила Кондакова, который исчез пять лет назад в российском психиатрическом ГУЛАГе, а также его попытки наладить связи с украинскими правозащитниками».
Радиостанция «Свобода» процитировало заявление Яцека Бяласа, польское отделение правозащитной организации «Amnesty Int.»: «Это, несомненно, правильное решение польских властей. Если Новожилов писал о нарушениях прав человека в Чечне, то ему, конечно же, грозила опасность. Последние события в этом регионе только подтверждают мои слова».
В марте 2010 г. некоторые веб-СМИ сообщили о рассмотрении в кассационной инстанции в текущем месяце уголовного дела Сергея Сотника. Его обвиняют в том, что он оскорбил и ударил сотрудника милиции, находясь в Отделе милиции. Суд первой инстанции вынес решение о направлении С. Сотника, спортсмена-волейболиста, до возбуждения уголовного дела не наблюдавшегося у психиатров, на стационарное принудительное психиатрическое лечение. Сергей обжаловал это решение во вторую судебную инстанцию…
Обратите внимание, уважаемые читатели, на географию: случай Сергея Сотника — это Санкт-Петербург, Сергея Крюкова — Поволжье, Евгения Новожилова — Северный Кавказ…
Интересно, что Международная Гражданская комиссия по правам человека, созданная в 1969 г. Церковью Саентологии, подготовила в прошлом документальный фильм «Психиатрия. Индустрия смерти» и о карательной психиатрии в СССР, в том числе. В этом фильме почти 10-минутный сюжет посвящен тому, как диссидентов помещали в «психушки» в СССР по звонку сотрудников КГБ…
Британский Foreign Office нужно поблагодарить за публикацию ежегодного Доклада о положении с правами человека в мире. А власти России должны, вероятно, обратить пристальное внимание на использование психиатрии в карательных целях в отношении российских правозащитников. Ибо это недопустимо!!!
Автор этого текста не ставил своей целью создать негативный имидж той или иной стране данной публикацией.