«Если Россия хочет привести кого-то к власти…»

Лидер партии «Умид» («Надежда»), депутат парламента страны Игбал Агазаде в интервью газете рассказывает о предстоящих в октябре президентских силах, а также об объявленном 28 мая азербайджанской оппозицией Национальном совете.

В эту структуру, созданную с целью консолидации оппозиционных сил для обеспечения демократичности октябрьских президентских выборов, вошел ряд оппозиционных партий и организаций. Инициатором создания Национального совета выступил соучредитель Форума интеллигенции Азербайджана (ФИА) и Союза азербайджанских организаций России кинодраматург Рустам Ибрагимбеков.

Однако партия «Умид» в Национальный совет не вошла. По мнению Агазаде, «Национальный совет – еще не вся оппозиция, а только ее часть». По словам политика, инициаторы создания Национального совета вели переговоры с «Умид» о вхождении в эту структуру, но партия этого предложения не приняла.

Агазаде объясняет это так: «Был ряд вопросов, на которые мы не получили ответов. Мы хотим демократизации Азербайджана без внешних влияний, в том числе, без подпадания под влияние авторитарных государств. Мы хотим евроинтеграции Азербайджана, выполнения обязательств перед СЕ и ОБСЕ. Мы не ненавидим Россию. Но мы не видим будущее Азербайджана рядом с Россией. Азербайджан не может добиться успехов, находясь в одном лагере с авторитарным государством.

Россия всегда угрожала независимости Азербайджана. Все беды Азербайджана, начиная с первой трети XIX века, исходили от России. Поэтому вновь связывать с ней судьбу страны было бы неправильно. В то же время мы не получили гарантий неизменности курса Азербайджана на евроинтеграцию».

«Йени мусават»: — Выходит, что представленные в Национальном совете силы хотят связать будущее Азербайджана с Россией?

И. А.: — Нет, я не хочу обвинять этих людей. Но если посмотреть на принципы создания Национального совета, то просматривается российская линия. Многие представленные там фигуры играли активную роль в достижении независимости Азербайджана. Но, они тоже могут ошибаться. Я вижу там российскую угрозу, и потому я не вошел в эту структуру. Эта угроза связана с отсутствием ясности позиции Национального совета по вопросам внешней политики.

Видный общественно-политический деятель и просветитель Нариман Нариманов в свое время, в отличие от деятелей Азербайджанской демократической республики (1918-20 годов) также занял сторону России. Он выступал за установление Советской власти в Азербайджане, и это закончилось утратой независимости Азербайджанской Республики. И сейчас Россия вынашивает планы воссоздания СССР в иной, модернизированной форме. Поэтому мы абстрагируемся от проектов, которые могут представлять угрозу независимости Азербайджана.

С чего же Агазаде взял, что Национальный совет – это проект Кремля?

Отвечая на этот вопрос лидер «Умид» сказал, что дискуссии о том, включать ли в учредительные документы пункт о приоритете курса на евроинтеграцию Азербайджана или нет, «уже о чем-то говорит». По мнению политика, наличие противников евроинтеграции в рядах создателей Национального совета является настораживающим фактором. C другой стороны, как отметил Агазаде, нынешняя власть Азербайджана больше, чем другие политические силы симпатизировала России. Но если даже нынешнее правительство страны в последнее время дистанцируется от Москвы, то, значит, Россия уже требует от Азербайджана, чтобы тот поступился своим суверенитетом.

«А это означает, что предполагаемые сторонники России в Нацсовете будут готовы поступиться независимостью страны, — полагает Агазаде, — А в таком объединении мы участвовать не можем».

Поделиться :

Новости по странам Кавказа

Подписка на новости