Евразийский Союз неприемлем для Грузии

После бархатного правительственного переворота в т.н. республике Абхазии процессы еще больше углубляются. Вместе с тем, распространяется информация, что т.н. власти Абхазии начинают паспортизацию проживающих в Гали грузин. Чему служит учет грузин, и какую создает опасность Абхазии идея исламизма? «Картули ситква» завершает беседу с тюркологом, историком Зазой Цурцумиа.

— Существует мнение, что Турция планирует создать объединение наподобие Евразийского Союза, в которое, возможно, вступят некоторые страны кавказского региона. Известно ли вам что-либо об этом?

У Турции два направления во внешней политике: страна-член NATO уже несколько десятков лет стремится в Евросоюз. После распада Советского Союза Турция интересуется судьбой тюркоязычных народов, находящихся в составе России, на Кавказе и странах Средней Азии, и традиционно считает их сферой своего влияния. У нее есть политические, экономические и культурные связи с этими странами. На данном этапе Турция не нуждается в другом политическом объединении, так как она занята процессами в Сирии и Ираке.

— Кремль и грузинские русофилы тянут Грузию в «Евразийский союз» и утверждают, что это единственный путь возвращения Абхазии и Самачабло…

Это наивный, простодушный взгляд. Существует вариант лучше: присоединится к России в виде губернии и будут у нас Сухумский уезд, кутаисская и тбилисская губернии. Стержнем российской политики в борьбе против независимости Грузии являлось и является использование абхазов и осетин. На фоне этого как некоторым представляется данное предложение?! Что, Россия изменила свою имперскую политику только затем, чтобы грузины забыли и проглотили свое горькое историческое прошлое?! Если мы вступим в Евразийский Союз, тогда зачем нам или независимость, или вообще страна? Это слепое поражение. Повторяю: исходя из своих геополитических и имперских намерений, Россия не заинтересована в усилении Грузии! К тому же, что является гарантией, или взамен чего нам предлагают вступить в повисший в воздухе, несуществующий союз? Тема Евразийского Союза может нравиться Назарбаеву, Лукашенко, Путину и другим правителям советского периода, которых беспокоят политические страхи!

— О каких страхах Вы говорите?

Вышеупомянутые лидеры не допустят в своих странах основополагающих перемен, они опасаются потерять власть. Собственно, нам не стоит опасаться идеи Евразийского Союза, разве мы слышали подобное предложение от какого-либо официального лица России?

— Не от официальных лиц, но некоторые неправительственные организации стараются популяризовать эту идею среди населения. Кроме того, России характера также тайная и коварная политика…

Никто не мешает российским официальным лицам явно заявить на эту тему, но они превосходно знают о настроениях населения Грузии. Группы мелкого мировоззрения, которые верят в эту идею, являются наивными людьми, в Грузии во множестве есть также последователи других идей, например, сталинисты, наши отцы, деды. Они ставят бюсты вождя, а молодые красят их в красный цвет, но мы же не строим наше будущее на политический вкус этих людей?! Все захватчики предлагают идею, которая пробуждает симпатию в какой-то группе завоеванных народов. Вспомним XIX век: Григол Орбелиани сначала восстал против российской власти, а потом стал ее верным генералом, и даже помогал в порабощении свободолюбивых кавказцев. Разве не Сталин, Берия и компартия Грузии внесли идею советизации? А Евразийский Союз является венком покойника, он не основан на идее, и является немощной попыткой России сколотить что-нибудь, но у нее ничего не получается. Почему может устраивать имперскую политику России вернуть Грузии Абхазию и т.н. Южную Осетию, и тем самым усилить ее?! Мудрый правитель Казахстана думаю, иронически предложил главам Евразийского Союза алтын (тюркское слово, означающее «деньги») как денежную единицу. Одним словом, разговор идет об активных торговых отношениях, и кто этим странам мешает иметь торгово-экономические отношения без Евразийского Союза?

У России есть еще один выход: сформироваться европейским государством, но пока это утопия.

Между тем России сегодня не до нас, так как в лице Украины у нее большая проблема. Украина является брешью российского имперского правления, эта брешь находится на российско-украинской границе, но можно сказать, что проходит по сердцу России. На весах — быть или не быть российской имперской идее. Если Россия не сможет оторвать у Украины несколько регионов, ее имперской идее придет конец. Страна, которая не смогла сохранить Украину, не сможет предложить альтернативу ни Кавказу, ни Средней Азии.

-По какой причине, на ваш взгляд, начали процесс проверки грузинских паспортов у грузин, проживающих на территории Абхазии?

Это и является одной из причин переворота. Абхазы хотят взять на учет всех грузин, у которых есть связи с Грузией. А паспортизация означает формирование из населения Гали некого гето, отберут у них удостоверения личности Грузии и поставят перед выбором: либо будете верными республике Абхазия, либо покинете свои жилища. Для Хаджимба гальские грузины являются пятой колонной, которую, по его словам, следует нейтрализовать. Надеюсь, до этнической чистки дело не дойдет, Россия не даст зеленый свет изгнанию грузин из Абхазии, однако ничего не исключается, и поэтому нам надлежит осторожность, необходимо ввести в курс дела международное сообщество. Надо выяснить, что стоит за перепроверенными списками, данные грузин, которых хотят изгнать из Абхазии, или что-то другое.

-Получается, что после т.н. президентских выборов самопровозглашенной республики Абхазии следует ждать худшего?

Хаджимба является беспрекословным исполнителем воли Путина. Багапш и Анкваб контролировали шовинистские настроения абхазского общества, а Хаджимба не захочет, да и не сможет этого. Наверное, настанет время, когда российская империя ослабнет, мы с помощью наших западных друзей мирно вернем Абхазию, и сохраним находящееся на грани вымирания абхазское население, которое переживает ассимиляцию с Россией.

У абхазов всегда была склонность к автономности: в 1928 году был создан Народный Совет абхазов, но вопрос о выделении от Грузии он не ставил, напротив, они вместе с нами боролись с большевиками. На мой взгляд, абхазы не заслуживали того, что некоторые наши историки в пренебрежительной и оскорбительной форме упоминали о них. Мы изначально допустили ошибку, когда не признали абхазов составной частью единой грузинской идеи. Правда, присутствовала провоцирующая роль России, но среди абхазов были люди, на которых мы могли положиться. Надо донести это дело до абхазов, и объяснить ошибки.

— По вашему мнению, до сих пор это не делалось?

Эпизодически делали, и те, кто это делал, попадал под шквал критики. Потомок абхазских дворян Чачба, тех Чачба, которые вносили большой вклад в объединение страны, и вместе с которыми мы создавали культуру, Георгий Шервашидзе говорил: «Я абхаз, но я грузинский князь!» Разговор о том, что абхазы не наши, толкает их к русификации.

— В 90-х годах XX века Ардзынба заявил, дескать, мы заставим Грузию начать военные действия, и утопим грузин в собственной крови…

К сожалению, этим словам тогда мы не дали должную квалификацию.

— В Самачабло мы попались на ту же провокацию?

В 1989 году колонне, направляющейся к Цхинвали, преградили путь осетины, они стояли с красными флагами, а мы подошли со знаменами независимой Грузии. На самом деле они размахивали российскими флагами, и мы столкнулись с российской империей. Как раз таки продолжением этого была короткая война с Россией в августе 2008 года.

— По кулуарным слухам, грузинская сторона отказалась восстанавливать железную дорогу на участке Абхазии…

О кулуарах ничего не могу сказать. Если Грузия получит от этого экономическую и политическую пользу, почему бы и нет, но, по моему мнению, это нежелательно собственно для абхазов. Настроение изменится, если Россия принудит к этому.

— По некоторым соображениям открытие железной дороги означает политику признания…

Такую постановку вопроса я не считаю правильной. Признание означает отказ от идеи государства Грузии, государства, часть которого оккупирована Россией. Считаю, что переговоры по Железной дороге должны состояться, и этот процесс мы должны использовать в пользу себя.

— Несколько лет назад в Ардахане я встретилась с одним турецким депутатом, который со злостью говорил о репатриации т.н. турецких месхетинцев…

Термин «турецкие месхетинцы» является некорректным, и пережитком советского прошлого. В 1944 году из Грузии выселили не только месхетинцев, но и других: из Абхазии — греков, из Аджарии — лазов. Известно «дело мингрелов», когда по приказу Сталина и Берия в Среднюю Азию сослали часть интеллигенции мингрельского происхождения. Одним из условий вступления в Евросоюз было именно возвращение репатриантов, и никто не может обвинить Грузию в том, что она не заботится о них. Существуют критерии гражданства Грузии, которые должен удовлетворять репатриант. Напрасно возмущался турецкий депутат, если бы он хорошо знал отношение этой этнической группы в связи с вопросом репатриации, то мог увидеть, что за 70 лет многие из них адаптировались, получили гражданство, обзавелись семьями. Ну-ка спросите их потомков, хотят ли они возвращаться на историческую родину, превратившуюся для них в чужбину. Многие отказываются, и ничего удивительного в этом нет.

— Насколько активна грузинская диаспора Турции, какую она исполняет роль в общественно-политической жизни Турции?

Грузинская историческая диаспора в Турции официально насчитывает более миллиона человек. Это люди, которые считают себя грузинами и являются активными. Турецкая диаспора — наша надежда, сокровище, но мы не используем надлежаще ее потенциал.

— В сокровище вы подразумеваете духовность или экономическую сторону?

И то, и другое. Они не проходили советский период, исторические перипетии распада и разрухи, они сохранили духовность и культуру. Грузины, компактно поселенные в Стамбуле, Бурсе, Сакария, Измире и Иногуре, стараются иметь живую связь с Грузией, открывают курсы изучения языка, у них есть общественные организации. Освещают события в Грузии в интернет пространстве и СМИ. Являются успешными высокопоставленными государственными чиновниками, бизнесменами, представителями искусства. Они могут внести огромный вклад в развитие нашей страны. А мы должны оказать им помощь, снабдить преподавателями, книгами, привозить их детей в Грузию…

в Турции грузины признаны, как одна из наиболее активных этнических групп, у которой есть возможность защищать свою идентичность. К слову, один из лидеров правящей партии Турции, министр Фарух Челик грузин, родом из Мачахелы, о мэре Стамбула тоже говорят, что он грузинского происхождения, но подчеркивать свое происхождение там не считается хорошим тоном, политик равно защищает права всех. После ухода с должности они четко проявляют свое происхождение. Например, Рефаэль Шахин — Лордкипанидзе в 90-х годах был во власти Турции, после отставки часто приезжал в Грузию, в Батуми есть лицей его имени. Нигаат Гогиити-Гогитидзе тоже родом из Мачахелы, он является одним из богатейших людей в Стамбуле и почетным председателем «Турецко-грузинского культурного фонда», в регионах, граничащих с Турцией и Грузией, он осуществляет экономические проекты. Исмет Ажар ведет в Стамбуле благотворительную деятельность. К сожалению, нам не удается установить с грузинской диаспорой Турции такие отношения, которые были бы приемлемыми, интересными и выгодными для обеих сторон.

Поделиться :