О причинах событий в Армении и том, как могут развиваться политические процессы в соседней Армении, «ИнтерпрессНьюс» побеседовал с руководителем Центра глобализации и региональных исследований Степаном Григоряном.
— Несмотря на то, что армянские власти освободили 200 активистов, арестованных после беспорядков 23 июня в Ереване, акция продолжается. Более того, по информации армянских СМИ, акция приняла более масштабный характер. Как вы оцениваете события, которые разворачиваются в Ереване в эти дни?
— Наш центр еще вчера распространил заявление о том, что власти допустили ошибку, попытавшись решить проблему силовым путем. Волна протестов — это только начало. Проблема не только в том, что увеличиваются тарифы на электроэнергию. Страна находится в тяжелейшем экономическом и социальном положении и у властей нет никакой стратегии по исправлению ситуации. Повторяю, если бы власти не допустили ошибку 23 июня, то 24 июня на улицы Еревана 10 тысяч человек бы не вышли. Между прочим, аналогичные акции начались в Гюмри и Ванадзоре.
То, что сейчас происходит у нас, очень похоже на то, что происходило в Киеве до начала Майдана, т.е. в ноябре 2013 года. Тогда студенты зафиксировали на улице свое искреннее недовольство в связи тем, что президент Янукович отказался подписывать соглашение об ассоциации с ЕС. С такой же искренностью выразила молодежь свой протест в Ереване в связи с подорожанием электроэнергии. Между прочим, когда 23 июня началась акция, она совсем не была политической. В ней не участвовали оппозиционные политические партии. Армянские власти допустили такую же ошибку, как и Янукович, использовав силу против студентов.
— Трудно представить, чтобы из-за повышения тарифов на электроэнергию началась такая масштабная акция. На ваш взгляд, какие другие причины обусловили начало акций, инициированных молодежью?
— Представлю вам свою интерпретацию случившегося. Нужно начать с того, почему власти использовали силу против студентов и почему уже более полутора лет власти усилили давление на СМИ, журналистов, гражданских активистов и оппозиционеров. После того как армянские власти заявили, что страна вступит в Евразийский союз, наши правоохранители поняли это так — если в России и Беларуси полиция избивает граждан, то почему мы не можем делать то же самое? Об этом у нас открыто говорят и подобные желания никто не скрывает. Вступление страны в Евразийский союз автоматически вызвало усиление насилия в Армении.
Кроме того, уже почти полгода Армения состоит в Евразийском союзе и именно за это время в стране в два раза сократилось количество инвестиций. Об этом говорят и сами власти. Более того, за последние 5 месяцев на 15-20% сократилось не только производство, но и торговля, самооборот и другие показатели. Еще большее сближение Армении с коррумпированной экономикой России ухудшило экономическую ситуацию в стране. Было очевидно, что общество среагирует на это. В любом социуме молодежь является самой чувствительной группой. Молодежь первой поняла, что при таком раскладе у них и их страны нет никакой перспективы.
На мой взгляд, Грузия поступила правильно, подписав соглашение об ассоциации с Евросоюзом. В ЕС есть хоть какая-то перспектива, открытость и прозрачность политических процессов. Мы можем вести мониторинг программ, которые осуществляет ЕС в Армении, т.е. все происходит прозрачно.
У нас планируют повысить тариф на электроэнергию от 20 до 40 процентов и никто не дает никаких объяснений. У нас электроэнергия стоит в 2-3 раза дороже, чем в Грузии, поэтому очередное повышение цен приведет к катастрофе. У нас всей энергетической системой управляет Россия. Практически они говорят — мы сделаем все, что захотим. И делают. Они не считаются с тем, что эти российские компании владеют нашими распределительными сетями. Недавно скандал был вызван распространением информации о том, что российские чиновники «Электрических сетей Армении» получают зарплату в размере 60 тысяч долларов. Бессовестное управление системой привело к тому, что молодежь вышла на улицы. Это вызвано вступлением Армении в Евразийский союз. Я пользуюсь случаем и говорю тем, кто выступает за вступление Грузии в Евразийский союз — это губительный путь. Российская экономика по своей сути закрытая и коррумпированная. Мы, как пользователи, не имеем никаких прав.
Та часть населения Молдовы, Украины и Грузии, которая критикует свои власти за подписание соглашения с ЕС, должна знать, что в противном случае в Грузии произошло бы то же самое, что и у нас, начиная с повышения цен на электроэнергию. Возможно, митингующие не понимают этих деталей, но это факт. Так что, тем, кто выступает за Евразийский союз, я советую хорошо задуматься.
— На ваш взгляд, как отразится активность молодежи в Ереване на внутренней политике Армении и к чему может привести этот процесс?
— Если власти продолжат говорить с молодежью на языке силы, велика вероятность, что это приведет к смене власти. Особенность ситуации заключается в том, что сейчас против властей борется не какая-либо оппозиционная партия, а студенты и молодежь, от которых исходит серьезная угроза. В акциях не участвуют оппозиционные политические партии. Они появились на акции 23 июня, но молодежь не подпустила их к себе. Сила этого движения в том, что на улицы вышло гражданское общество, озвучило свои инициативы, которые связаны с тарифом на электроэнергию.
— Значит, участники акции еще не выдвигали политических требований?
— Пока политических лозунгов и требований от них не слышно.
— Их главное требование связано только с тарифами?
— Да, они считают, что тарифы искусственно завышены и власти должны вынудить российскую компанию отказаться от повышения цен на электроэнергию и сами должны отказаться от коррупционных схем. По их словам, они не будут обсуждать с кем-либо этот вопрос. Президент Саргсян — довольно умелый политик, он выразил готовность начать диалог с молодежью. Их ответ таков — вопрос не подлежит обсуждению, мы не собираемся идти к властям и пусть власть делает все, чтобы цены на электроэнергию не увеличились. Властям трудно бороться с организаторами таких акций протеста. Следует отметить, что сейчас молодежь пользуется большой поддержкой в обществе. Молодежь не подпускает к себе на акциях политические элиты даже несмотря на то, что парламентская оппозиция уже объявила им поддержку.
Президент Янукович использовал в Киеве «титушек» против участников акций, то же самое произошло и в Ереване. Правоохранители в гражданской одежде задерживали и избивали участников акции и журналистов.
— Насколько велика вероятность того, что начавшаяся в связи с социальными вопросами акция перерастет в неуправляемый митинг и в итоге ереванское сопротивление, как и киевское, окажется непреодолимым барьером для властей?
— Если власти продолжат действовать в своем ключе, развитие событий по такому сценарию я не исключаю, так как я уверен, что к этим процессам подключится все больше людей, а также политическая оппозиция. На мой взгляд, власти осознали, что события могут развиваться именно в таком направлении. Поэтому они не только освободили задержанных, но и больше не пытаются силой разогнать акцию. Я уверен, что в игру включились и международные игроки. США и Великобритания уже сделали заявления. Официальный Ереван не может не считаться с ними. Мы не Азербайджан, у которого есть нефть и газ, ради которого официальному Баку Запад многое прощает. Я приветствую сделанные властями выводы, но уверен и в том, что если власти не выполнят требования молодежи, волна недовольства станет более масштабной.
— В противном случае может ли это привести к досрочным президентским или парламентским выборам?
— Опыт постсоветских стран показывает нам, что путем выборов власть сменить очень сложно. Хорошо, что у вас, в Грузии, это получилось. Факт, что в постсоветских странах власть не меняется, если не происходят серьезные изменения. Повторяю, если власти допустят ошибки в отношениях с молодежью и обществом в целом, в Ереване может повториться украинский сценарий событий.
— Когда президент Саргсян заявил о вступлении Армении в Евразийский союз, часть общественности в Ереване опротестовала это решение правительства. По вашим наблюдениям, каково сейчас процентное соотношение между группами общества, которые выступают за вступление в Евразийский союз и за европейский выбор Армении соответственно?
— Следует отметить, что настроения общества быстро меняются. Например, когда в ноябре 2013 года Саргсян заявил, что Армения не подпишет соглашение об ассоциации с ЕС и вступит в Евразийский союз, довольно большая часть отнеслась к этому положительно. Более того, когда этот вопрос выносился на голосование в парламент, почти вся оппозиция проголосовала за вступление Армении в Евразийский союз. Сначала в парламенте этот вопрос поддерживало 70% депутатов. Но это не твердые 70%. Это люди, которые ждут от отношений с Россией бесплатный газ. Так думает и население. Я все время пытаюсь объяснить всем, что у России нет таких не обязательств не только перед Арменией, но и перед другими странами, состоящими в Евразийском союзе.
В СССР была очень плохая политическая система, но тогда Москва имела обязательства перед республиками. Уверяю вас, повышение цен на электроэнергию — это только начало, потому что у нас и распределительными сетями владеют российские компании. Если в Армении на фоне этих событий сейчас провести опрос между Евросоюзом и Евразийским союзом, я уверен, что голоса разделяются приблизительно поровну. Также я уверен, что число сторонников сближения с ЕС еще возрастет. Знаете, почему? Потому что наши общества сформировались в СССР, следовательно, все ждали, что мы получим бесплатный газ. Я не согласен с Путиным во многом, в том числе по вопросам Украины и Грузии, но сейчас я могу сказать ему — молодец! Он преподал армянам хороший урок. Если общество наивное, незрелое и несформированное, как видно, такие уроки ему необходимы.
Мы, армяне, сглупили, когда поверили Москве и вступили в Евразийский союз. Я говорю это с горечью. Последние события убедили меня, что старую политическую элиту Армении нужно заменить новой. Идет новое поколение, которое обязательно это сделает. Произошло невероятное событие, выступившая против повышения тарифов молодежь, в отличие от политиков, проявила беспрецедентную принципиальность. Уже третий день они не отступают от своих требований. Я не знаю как, но властям наверное все же придется максимально учесть требования митингующих. Я уже увидел в них новую политическую элиту Армении и я уверен, что именно они сменят нашу старую политическую элиту.
— Насколько готова политическая элита Армении внести серьезные коррективы в свои действия и решения?
— Трудно сказать. Посмотрим, как будет действовать оппозиция. Я часто говорю им — признайтесь, что ошиблись и приняли неправильное решение, когда голосовали за вступление Армении в Евразийский союз. Между прочим, одного депутата, который проголосовал за вступление Армении в Евразийский союз, был избит. Получилось так, якобы его избили за другое, но, как выяснилось потом, именно это сыграло решающую роль. Он начал кричать, что в Армении нарушаются права человека. Я сказал ему — ты заслужил это, потому что в России и Беларуси людей избивают по политическому признаку. Разумеется, я не поддерживаю избиение депутата, но я был очень недоволен, когда из 4 оппозиционных фракций лишь одна выступила против вступления Армении в Евразийский союз. Я уверен, что те, кто поддержал это решение, скоро начнут говорить о допущенных ошибках. Следует отметить, что из-за проблем с Азербайджаном вокруг Нагорного Карабаха, из-за того, что Турция продолжает поступать неправильно и держит закрытой границу с Арменией, примитивных антироссийских выступлений и настроений не будет. Армянское общество хорошо понимает, что от этих соседей не стоит ждать чего-нибудь хорошего и нужно держаться за Россию. У нас не будет резких антироссийских настроений, но я не исключаю, что в адрес нынешнего руководства России будут высказаны серьезные претензии, так как наши коррумпированные чиновники вместе со своими российскими коллегами ставят население Армении в невыносимое положение. С учетом того, что у Армении нет другой альтернативы, я не думаю, что антироссийские настроения в обществе станут доминантными.
— Вы сказали, что Турция поступает неправильно, продолжая держать закрытой границу с Арменией. Вы не считаете, что даже если Анкара откроет границу, Москва не позволит Еревану сделать то же самое? Турецкая экономика очень сильна, поэтому не исключено, что Армения попадет под ее экономическую зависимость и влияние России сократится…
— К сожалению, не исключено, что Россия запретит Еревану открывать границу. Более того, российский чиновник Якунин заявил — Армении не нужна железная дорога с Ираном. Разумеется, Россия хочет, чтобы Армения была максимально изолирована от мира и зависела только от Москвы. К сожалению, часть нашей политической элиты так же примитивно подходит к подобной перспективе отношений с Россией. Можно сказать, что из-за участия в коррупционных сделках и схемах в месте с российскими чиновниками они по собственной воле отказываются от уровня суверенитета Армении.
— В последнее время из Еревана слышны призывы восстановить железнодорожное сообщение через Абхазию. Часто даже невозможно понять, восстановления этой дороги требует Москва или Ереван. Каково ваше мнение?
— Разумеется, Армении выгодно восстановление железнодорожного сообщения через Абхазию, поэтому заявления наших чиновников понятны. Но я часто говорю — эта тема больше обсуждается для рекламы, чем для реальной перспективы. На самом деле, против открытия железной дороги выступает не Грузия, а Абхазия. Россия время от времени поднимает эту тему, чтобы показать, якобы Грузия против открытия дороги. На мой взгляд, это делается для того, чтобы между нами постоянно была напряженность. Естественно, без решения абхазского вопроса открыть железную дорогу не получится. Во всяком случае, мне это кажется маловероятным.
— Недавно в грузинском обществе вызвала недовольство отказ Армении поддержать резолюцию генеральной ассамблеи ООН по возвращению беженцев в Абхазию и Южную Осетию. Как вы оцениваете позицию официального Еревана по этому вопросу?
— Это очень похоже на то, что сейчас происходит вокруг Крыма. Мы критикуем за это наше руководство. На мой взгляд, Россия оккупировала Крым, но если наши власти из-за давления России боятся делать резкие шаги в этом направлении, мы предлагаем им хотя бы воздержаться в ходе голосования. Я хорошо понимаю, что в украинском и грузинском обществах это вызывает вопросы. Мне часто приходится бывать в Киеве и я говорю своим украинским коллегам — в армянском обществе есть много людей, которые не разделяют позицию властей по этому вопросу. Если наши власти не могли занять антироссийскую позицию, нужно было воздержаться от голосования, как это сделали Туркменистан, Узбекистан и Таджикистан. Я считаю, что по этому вопросу армянские власти занимают неправильную позицию и допускают ошибку.