Вашакидзе: В правящей политической команде недостаток взглядов и плодотворных идей

О результатах внутренней и внешней политики 2013 года и перспективах 2014 года «ИнтерпрессНьюс» побеседовал с бывшим заместителем министра иностранных дел Николозом Вашакидзе.

— Прошло чуть больше года с тех пор, как в Грузии на выборах сменилась власть. Михаил Саакашвили оставил политическую сцену и с октября страной руководит новый президент Георгий Маргвелашвили и новый премьер-министр Ираклий Гарибашвили. Как вы оцениваете события, имевшие место во внутренней политике в 2013 году, и деятельность правительства «Грузинской мечты» и парламента за этот период?

— Это был сложный год. На фоне ухода из власти такой довольно сильной политической силы как «Нацдвижение» и Михаил Саакашвили, факт, что транзиция не была бы легкой. Поэтому эти процессы оказались сложными.

К сожалению, 2013 год в основном характеризуют отрицательные признаки, в первую очередь – в экономике. К сожалению, экономика снизилась и это чувствительно сказалось на бюджетных доходах. Жаль, что 800-миллионную дыру латают высокопроцентными и краткосрочными займами. Самое плохое то, что занятые деньги идут не на программы по развитию, а на покрытие бюджетных, в основном – социальных расходов. Даже для незнакомого с элементарными основами экономики человека понятно – это губит и разрушает экономику. Самое плохое то, что в правящей политической команде недостаток взглядов и плодотворных идей.

— Что вы считаете самым важным событием во внутренней политике за 2013 год?

— Мне трудно выделить одно событие, но, к сожалению, на мой взгляд, самым важным отрицательным событием является тот экономический спад, который был зафиксирован в 2013 году. Очевидно, что он еще напомнит о себе в ближайшем будущем.

— Предположительно, как будут развиваться события во внутренней политике в 2014 году?

— В принципе, мы уже можем экспролироваться от того, что видим сегодня. После ухода с должности Иванишвили в правящей коалиции начались перегруппировки и внутренняя борьба, что постепенно всплывает на поверхность. Разумеется, этот процесс продолжится. На мой взгляд, 2014 год будет проходить под знаком борьбы внутри коалиции «Грузинская мечта», а не борьбы между коалицией и «Нацдвижением».

— Большие пересуды вызвал принятый в первом слушании закон «О местном самоуправлении», между разными политическими группами есть разногласия по поводу вопроса европейской интеграции Грузии, активизировались внепарламентские политические силы, которые категорически требуют досрочных парламентских выборов. В этом плане, не ожидается ли в 2014 году интересное развитие событий?

— На первый взгляд, закон «О местном самоуправлении» направлен на внедрение принципов демократии высокого стандарта, но если учитывать специфику Грузии и внешние угрозы страны, проведение таких радикальных реформ в таком ускоренном порядке, когда в представленном проекте есть множество безответных вопросов относительно очень опасных факторов, я считаю опасной и неосторожной авантюрой со стороны властей. Иначе его невозможно охарактеризовать. Тем более, что он будет осуществляться на фоне того экономического спада, о котором я уже говорил. Вступление в силу закона о местном самоуправлении предусматривает значительный рост расходов. Если власти собираются взять еще один заем для того, чтобы профинансировать структурированные по-новому местные власти, я не знаю. В любом случае, налицо очень много противоположностей, которые указывают на неправильные действия властей в отношении самоуправлений.

— Что касается антиевропейских настроений и требований досрочных парламентских выборов. Эти тенденции могут продолжиться в следующем году?

— На мой взгляд, с этой точки зрения эти политические силы продолжат борьбу за досрочные парламентские выборы. Что касается антиевропейских сил, на мой взгляд, их большая часть управляется и финансируются извне. Это видно и невооруженным глазом.

— Как вы оцениваете ситуацию на международной арене? Обстановка далеко не однозначна. Более того, очевидны успехи Путина на международной арене – сначала он заставил Запад отказаться от размещения системы ПРО в Польше, затем от войны в Сирии; при посредничестве Москвы началось потепление отношений между США и Ираном, Тегеран продолжил реализацию своей «мирной ядерной» программы. Параллельно этому Кремль подвергает давлению Киев. Европа сочувствует Киеву, но… В общем, что происходит на международной арене?

— На международной арене сложилась довольно непростая ситуация. Сегодняшний мир содержит очень много вопросов, на которые пока нет ответов. К сожалению, для современного мира очень традиционной стала заинтересованность в острых проблемах или кризисах со стороны влиятельных сил, с учетом вмешательства военной силы. Они начинают приводить ее в порядок и затем это переходит в долгосрочную и неупорядоченную фазу. Примеров очень много – Афганистан, Ирак, Египет, Ливия и теперь Сирия. Незалеченные раны не придают миру стабильности. К сожалению, неопределенность и степень нестабильности только растет.

Другое дело, что касается стран между Россией и Европой и между Россией и постсоветскими странами. В этом плане, сегодня лучше всего события развиваются в Украине. Активность Путина на международной арене налицо. В достаточно короткий срок ситуацию нужно решить, чтобы понять, куда идет мир.

— К украинской теме мы еще обязательно вернемся. Сейчас поговорим о грузино-американских отношениях. Высокопоставленный чиновник госдепа США Виктория Нуланд в ходе визита в Тбилиси заявила – «Мы ждем визита грузинских лидеров в США». В письме Барака Обамы к Иванишвили говорится – «США с надеждой смотрят сотрудничество с Гарибашвили». Успешно завершился визит заместителя министра иностранных дел Давида Залкалиани в Вашингтон. Стало известно, что в январе в Грузию приедет группа американских сенаторов и конгрессменов, которую возглавит сопредседатель военного компонента Сената Джеймс Инхоф. Как вы оцениваете отношения между США и Грузией и перспективу этих отношений в условиях новых властей?

— Я считаю, что Америка останется нашим стратегическим партнером и важным сторонником. Это мало зависит от того, кто будет у власти в Грузии. Это уже сформировавшийся стратегический вектор, который отражает сегодняшний политический расклад. Остальное, чтобы сотрудничество стало более глубоким и плодотворным, зависит от властей обеих стран.
Разумеется, тут есть очень большой ресурс, который на сегодня большей частью не реализован. Естественно, это исходит из новой политики демократической администрации Вашингтона, которая значительно отличается от политики прежней администрации. Особенно это касается интенсивности сотрудничества с постсоветскими странами. На мой взгляд, со стороны Грузии тоже нужно проявлять больше креативности и активности.

— Что касается Украины. Очевидно, что на противостояние между Западом и Россией на постсоветском пространстве и его возможные результаты в Украине будут очень важны для Грузии. На ваш взгляд, предположительно как будут развиваться процессы в Украине? И еще, как бы не завершилось противостояние гигантов в Украине, сможет ли Грузия сохранить государственный суверенитет, шанс на объединение страны и европейский выбор?

— На мой взгляд, как бы не развивались события в Украине, там уже произошло главное – на фоне противостояния с Украиной и бессовестного давления со стороны России была спровоцирована ментальная революция. Практически на наших глазах Украина становится полноценным демократическим государством. Ее население и общество в очень короткий срок испытывает серьезную трансформацию и это уже ничем не изменить, ни ходами Януковича, ни манипуляциями Путина и его команды.

Путин попытался помешать соглашению об ассоциации Украины с ЕС, но, на мой взгляд, в итоге ускорил интегрирование Украины с ЕС. Это касается как готовности ЕС, так и готовности общества к ускорению процесса.

На мой взгляд, сегодня в Украине окончательно решается судьба Российской империи. Думаю, что к нашему счастью, она решится положительно для нас, т.е. неизбежным развалом империи. Во всяком случае, так можно судить по украинским событиям.

— Насколько велика вероятность того, что Россия сделает такие шаги, которые вызовут распад Украины как минимум на две части?

— Т.н. русскоязычное население Украины вовсе не настроено на то, чтобы самому идти на дезинтеграцию страны. Возможно, им многое не нравится во внутренней политике, с культурологической точки зрения они ориентированы на Россию, но так как они являются патриотами своей страны, то не пойдут на такой шаг, который будет направлен против государства. Расчет на то, что большая часть населения Украины с удовольствием приветствует дезинтеграцию внутри страны, захочет присоединиться к России, я считаю нереальным.

Если Путин решит очевиднее вмешаться во внутренние дела Украины, т.е. ввести определенные силы и действовать нагло, на мой взгляд, это еще больше ускорит конец самого Путина.

— Грузия-Россия. Факт, что жесткое отношение прежних властей к России не оправдало себя. Факт и то, что и «корректное и принципиальное» отношение новых властей и «тактика сдержанности» в вопросе колючей проволоки, во всяком случае – пока, ни к чему хорошему не привела. С учетом украинских событий, предположительно, перед какими угрозами может оказаться Грузия и какие задачи придется решать властям и государству?

— Нынешние власти допустили в отношении России одну серьезную ошибку. Я хорошо понимаю, что внешняя политика часто требует гибкости, тактической утонченности и т.д., но одно нужно осознать хорошо – флиртовать с фундаментальными и стратегическими интересами недопустимо.

К сожалению, в отношениях с Россией мы находились и находимся на той грани, стратегические вопросы касаются стольких тем, за которыми политика нынешних властей неуместна и недопустима. К сожалению, они не поняли это и почему-то посчитали, что в условиях противостояния с Россией флирт с Москвой возможен. В принципе, это свидетельствует о глубоком стратегическом невежестве, отсутствии элементарных познаний в дипломатии и внешней политике, что, к сожалению, характерно для новых властей.

— Что касается угроз и проблем, стоящих перед властями и обществом в такой ситуации…

— Разумеется, на фоне соглашения об ассоциации с ЕС Россия продолжит давление на Грузию. Но судьба России сегодня решается в Украине. Какую политику выберет Москва для отношений с Тбилиси, во многом будет зависеть от того, как будут развиваться события в Украине. Украинские события во многом повлияют и на нашу судьбу.

Факт, что Россия усилит свое давление на Грузию в любом случае. Для этого необходима стойкость наших государственных институтов. Главное – принимать квалифицированные политические решения и консолидация нашего общества, политического спектра по этим вопросам.

Властям предстоит решить сложные задачи. К сожалению, смотря на способности и квалификацию руководящих лиц, мы видим, что несоответствие налицо. Это вызывает у меня основание для страха и беспокойства.

Поделиться :