Интервью с председателем Совета директоров ОАО «Курорты Северного Кавказа» Ахмедом Билаловым. Интервью предоставлено грузинским агентством commersant.ge.
Расскажите в двух словах о Вашем проекте – когда курорты примут первых посетителей и на кого они рассчитаны – на высокодоходного потребителя или на отдыхающих со средним доходом – на иностранных туристов или в основном на отдыхающих из постсоветских стран?
Проект туристического кластера, который стартовал на юге — масштабный, охватывает все регионы российского Кавказа – от Черного моря до Каспия. По проекту, к 2020 году здесь появится более тысячи километров горнолыжных трасс, двести с лишним подъемников, отели и апартаменты на 100 тыс. мест. И, соответственно, возможности отдыха – на любой вкус и кошелек.
Наш расчет — и на внешнего и на внутреннего потребителя. Исследования показывают, что большинство россиян хотят отдыхать на родине при условии ценовой доступности этого отдыха и нормального сервиса. Мы провели опрос среди российских горнолыжников в 20 регионах страны в возрасте от 18 до 54 лет. Результаты удивили даже нас самих: 75 процентов опрошенных хотят поехать на Кавказ, если для этого будут созданы условия. В мире же возрастает спрос на экологический туризм. К примеру, из Китая в другие страны в прошлом году выехало 90 миллионов туристов, и каждый год эта цифра растет на 10 процентов. В этом смысле у России колоссальный потенциал, и мы можем воспользоваться тенденцией и привлечь туристов из-за рубежа. Тем более, что Кавказ географически расположен очень удобно: он легко доступен для жителей и европейских, и азиатских, и арабских стран.
На полную мощность наши курорты выйдут в 2019-2020 годах. Но уже сейчас запускаются первые подъемники, и завершается строительство первых гостиниц – категории от трех до пяти звезд, в общей сложности на 700 мест, — на курорте Архыз в Карачаево-Черкесской республике. Активная работа идет в Северной Осетии-Алании, где будет курорт Мамисон, в Ингушетии – на курортах Цори и Армхи, в Адыгее и Краснодарском крае – по курорту Лагонаки, начинаются работы в Кабардино-Балкарии, а также в Дагестане, где появится не только горный курорт Матлас, но и пляжные курорты – по всему каспийскому побережью.
В последние годы туризм был одним из приоритетных сфер власти Грузии. Как Вы расцениваете достижения Грузии в этой сфере? Новая власть считает, что туризм не должен быть приоритетным для экономики такой страны как Грузи. На Ваш взгляд, это правильное решение?
— Весь Кавказ – очень привлекательная и перспективная с точки зрения развития туризма территория. Наш проект, «Курорты Северного Кавказа», во многом продиктован социально-экономическими мотивами. Туризм стал одним из наиболее эффективных инструментов борьбы с бедностью во многих регионах мира. Эта отрасль способствует быстрому социально-экономическому развитию депрессивных регионов: за счет перераспределения денежных средств из развитых регионов, создания рабочих мест и развития связанных отраслей. Туризм влияет на такие ключевые сферы, как транспорт, услуги гостиниц и ресторанов, торговля, строительство, производство товаров народного потребления и многие другие, выступая катализатором социально-экономического развития. Одновременно идет развитие инфраструктуры, что, естественно, влияет на улучшение качества жизни местного населения. Есть очень убедительная статистика из мировой практики по занятости населения: при затраченных туристами 1 млн долларов США в регионе создается порядка 50 рабочих мест. А это — в 6 раз больше, чем в автомобильной отрасли, в 5 раз больше, чем в химической отрасли, в 4 раза больше, чем в добыче ископаемых, в 2 раза больше, чем в телекоммуникационной отрасли. А с ростом занятости растут доходы населения и его благосостояние. Многие высокоразвитые страны Европы, такие как Швейцария, Австрия, Франция значительную долю своего благосостояния построили именно на доходах от туризма. Мы прогнозируем создание до 300 тысяч рабочих мест в ходе реализации проекта туркластера.
Поэтому вопрос о приоритетах в экономике – это вопрос эффективности прилагаемых усилий, их экономической целесообразности, потенциала и перспектив. Насколько мне известно, турпоток в Грузию растет хорошими темпами, значит, это туристическое направление востребовано.
Что Вам известно о Грузии как о туристической стране, Вы лично в последнее время бывали ли у нас, и какое впечатление у Вас сложилось – что самое интересное в Грузии для туриста? Как развит здесь туристический, в том числе гостиничный сервис, инфраструктура?
Сам давно не был, но слышал хорошие отзывы от знакомых. Хвалят отели, рестораны, сервис, кухню, вина, приветливость местного населения по отношению к туристам. Отмечают хорошее информационное сопровождение приезжающих: туристические буклеты и карты в аэропорту, указатели на улицах, электронные путеводители в местах скопления туристов. Цены, кстати, тоже хвалят.
Может ли Грузинский рынок недвижимости (в особенности в курортных зонах – Батуми, Гудаури) заинтересовать российских девелоперов?
Отвечу так же, как отвечаю и на вопросы об инвестициях в наш туристический кластер: бизнес идет туда, где выгодно. В нашем проекте инвесторам наряду с беспроигрышными природными условиями предложены обеспеченные коммунальной и транспортной инфраструктурой площадки для строительства, комфортное администрирование инвестпроектов в режиме «одного окна», льготное налогообложение, государственные гарантии на привлеченный капитал, единый маркетинг и продвижение со стороны управляющей компании в нашем лице. Конечно, это очень привлекательно для бизнеса. Тем более, что таких масштабных проектов в мире вообще немного. Поэтому, повторюсь, главный критерий для бизнеса – коммерческая эффективность вложений.