Арешидзе : Ереван не рискнет открыто поддерживать сепаратизм в Джавахети

В Джавахети, конкретно, в Ахалкалаки, Министерство внутренних дел Грузии обнаружило еще одни крупные запасы боевого оружия. Это уже третий случай обнаружения боевых материалов и оружия за последний месяц. Информация о наличии большого объема боевого оружия в Джавахети распространялась еще несколько лет назад. Были предположения, что это оружие однажды может оказаться в руках потенциальных сепаратистов в регионе.

В связи с этим информационное агентство “Медианьюс” провело беседу с конфликтолом и экспертом по вопросам Кавказа Мамукой Арешидзе.

Господин Мамука, откуда в Джавахети появились крупные запасы незаконного оружия?

Незаконно хранящееся в Джавахети оружие было вынесено с российской военной базы, существовавшей в этом регионе годы назад. Более того, руководство военной базы умышленно способствовало тому, чтобы оружие попало в местное население. Даже существовала такая должность – заместитель начальника базы в отрасли отношений с местным населением. Конечно, под местным населением подразумевались граждане Грузии, являющиеся этническими армянами.

С проживающим в этом регионе армянским населением проводилась серьезная работа с целью сближения. Большая часть трудоустроенного на военной базе контингента состояла именно из армян. Это была заранее разработанная Россией стратегия, которую в нужный момент она использовала бы против Грузии.

Но затем произошло кое-что нежелательное для них: во время чеченской войны у чеченцев обнаружили несколько снайперских винтовок, вынесенных с российской военной базы в Джавахети. Это привело к большому скандалу в России, и российское военное руководство поручило руководителям Джавахетской военной базы изъять вынесенное с базы оружие. Этот факт развязал руки и грузинским правоохранителям, и началось массовое изъятие оружия. Грузинские силовики всегда знали о существовании оружия там. Периодически оно изымалось. В период предыдущих властей, возможно, не всегда знали, где находились оружейные склады, но держали руку на пульсе и постоянно контролировали ситуацию. Хотя, слово “контроль” мы можем взять в кавычки, поскольку контроль силовым методом не всегда оправдывается.

С учетом той идеологической пропаганды, которая проводится некоторыми армянскими учеными в Джавахети, будто Джавахети исторически является составной частью Армении, насколько существует угроза сепаратизма, и возможно ли, что однажды это оружие окажется в руках непосредственно потенциальных сепаратистов?

Опасность сепаратизма существует в меньшей степени. Возможен политический сепаратизм, я имею в виду общественное настроение, но этот политический сепаратизм не выходит за пределы требования автономии. Примечательно также то, что нет единой протестной массы людей, поддерживающих эту идеологию, и, что самое главное, у них нет явного и авторитетного лидера. Самым главным обстоятельством является то, что официальный Ереван не сможет поддержать их и не признает Джавахети, поскольку окажется в полной экономической блокаде. 90 процентов его продовольственных запасов поступает через Грузию, не говоря уже об энергообеспечении.

Степень зависимости Армении от Грузии настолько высока, что официальный Ереван не рискнет открыто поддерживать сепаратизм в Джавахети. У русских с самого начала был этот план, и поэтому осуществлялась раздача оружия с военной базы, но этот план провалился. Ереван не включился в этот план, и это оружие плохо им обернулось.

Господин Мамука, Вы отметили, что силовой контроль не всегда приносит результаты, и нужно найти другие пути. Что Вы подразумеваете под “другими путями”?

Для региона такого типа должна быть создана отдельная стратегия социального развития. Регион должен быть социально усилен, местное население – трудоустроено, должен начаться активный процесс реинтеграции и управления их сознанием.

Поделиться :