Гендерная дезинформация в Армении и роль бизнеса

Гендерная дезинформация — это ложное или вводящее в заблуждение содержание, которое нацелено на пол человека, формируя искаженные представления и предвзятое отношение. Как такая информация распространяется в Армении и какую роль играет бизнес в ее предотвращении?

Фонд OxYGen в рамках проекта «Борьба с гендерной дезинформацией: трансформируя нарратив» провел мониторинг 12 армянских СМИ: радио, онлайн-платформ и телевидения. Цель исследования — выявить, какие гендерные дискурсы распространяются наиболее часто, в каком тематическом контексте они используются и кто их основные распространители.

Гендерная дезинформация и роль медиа

Правозащитница Зара Ованнисян, представляя конкретный случай гендерной дезинформации, подчеркивает ответственность медиа. Она упоминает случай домашнего насилия, где женщина ушла от мужа «на основании психологического и экономического насилия», но не смогла забрать ребенка. «Ребенок остался с мужем и был настолько лишен внимания, что отказался ходить в школу», — рассказывает Ованнисян.

По словам правозащитницы, ребенок семь месяцев оставался «в положении заложника» — без ухода, недокормленный и лишенный права на образование, а государственные органы не реагировали на обращения матери, несмотря на то, что именно она продолжала оплачивать аренду квартиры и коммунальные расходы.

Только после многочисленных обращений, «вплоть до письма премьер-министру», ребенок был наконец выведен в сопровождении сотрудника марзпетарана (областной администрации) и перемещен в приют центра поддержки женщин. В приюте выяснилось, что у ребенка серьезные проблемы с питанием: «Он пил исключительно газированные напитки и питался чипсами», в результате чего попал в больницу с кишечной непроходимостью. «По отношению к ребенку фактически было бесчеловечное обращение», — отмечает Ованнисян, добавляя, что к отцу не было применено никакой уголовной ответственности, несмотря на то, что он держал ребенка вне школы 10 месяцев.

Ситуация усугубилась, когда одно из местных СМИ односторонне осветило случай, основываясь только на точке зрения отца, который представил мать как «насильницу». Ованнисян отметила, что «медиа сейчас стремятся к сенсационным материалам», и даже после экспертной оценки СМИ не удалило видео, не опубликовало опровержение или дополнительную информацию.

«Слушая эту клевету, общество также присоединилось к травле», — отмечает Ованнисян и добавляет, что в конце концов женщина, которая была преподавателем и имела стабильную работу, решила с ребенком переехать в Россию. «Она пошла на этот шаг, чтобы ребенок не стал мишенью и все не узнали историю его личной жизни», — заключает правозащитница, подчеркивая важность ответственности медиа в освещении гендерно-чувствительных тем.

Ожидания от бизнеса

В борьбе с этим явлением ожидания есть и от бизнеса — как минимум не стимулировать те платформы, через которые распространяется подобный контент, не допускать, чтобы рядом с материалами, связанными с ними, появлялась ненадежная информация, обусловленная гендером. Это должно быть частью социальной и корпоративной ответственности бизнеса, отмечают правозащитники.

Председатель НПО «Инновационное женское предпринимательство», бизнес-консультант Сильва Месропян подчеркивает важность ознакомления с публикациями медиа-платформы перед интервью. Она советует предварительно изучать стиль обработки статей на сайте медиа, чтобы избежать негативного результата.

Преподаватель ЕГУ, специалист по гендерным исследованиям и правам женщин Ани Коджоян считает, что деловые круги могут играть ключевую роль в предотвращении гендерной дезинформации, формируя общественное восприятие. Учитывая корпоративную социальную ответственность, компании, по ее мнению, могут поддерживать медиа, журналистские расследования и платформы проверки фактов с целью выявления и предотвращения гендерной дезинформации.

Согласно исследованию фонда OxYGen, из 92 000 публикаций армянских СМИ в 332 были зафиксированы случаи гендерной дезинформации. Для ее предотвращения предлагается привлечь крупные рекламодательские компании, повышая их социальную ответственность в медиа-поле.

Несмотря на то, что в крупных компаниях разработкой медиа-стратегии занимаются специализированные команды, проблемы все еще сохраняются. По убеждению представителей фонда OxYGen, эффективные решения требуют долгосрочных усилий. Они стремятся сделать результаты исследований более применимыми для бизнеса, проводят информационные кампании и сотрудничают с представителями делового сообщества.

В отношении реагирования на гендерную дезинформацию Ани Коджоян подчеркивает важность наличия у бизнес-структур соответствующих механизмов для поддержки своих сотрудников, подвергшихся дезинформации: «Эта поддержка может быть психологической или юридической, а также должна создаваться такая среда, где человек не будет становиться мишенью и повторно виктимизироваться», — сказала Коджоян.

Поделиться :

Новости по странам Кавказа

Подписка на новости