На вчерашней сессии Комитет по внешним отношениям Национального Собрания принял решение организовать 1 декабря парламентские слушания по теме подписания соглашения «Армения-ЕС: Всеобъемлющее и расширенное партнерство».
Парламентские слушания пройдут, по определению Армена Ашотяна «через неделю после 24 ноября – предполагаемой даты подписания в Брюсселе» упомянутого соглашения между ЕС и Арменией. В ответ на вопрос члена комиссии Араика Агабабяна, означает ли организация таких парламентских слушаний, что подписание соглашения 24 ноября предопределено, Ашотян ответил: «Армения полностью выполняет свои обязательства по подписанию соглашения, в европейских странах процесс идет, и мы исходим из того, что соглашение будет подписано 24 ноября».
Заседание Комитета по иностранным делам превратилось в дискуссию, в ходе которой стало ясно, что у всех членов комиссии есть глубокое подозрение в том, что подписание соглашения может провалиться. Даже председатель комиссии, которая является вице-президентом правящей Республиканской партии, не может четко сказать, будет ли соглашение подписано или нет. Надежда или предположение, тем не менее, не говорит о том, что даже политическая элита Армении проинформировано, какое будущее ждет соглашение.
Причиной этого является горький опыт прошлого. В 2013г. различные официальные лица Армении, в том числе премьер-министр и спикер Национального Собрания, давали интервью, и уверенно настаивали на том, что Армения подпишет Соглашение об Ассоциации в ноябре на саммите Восточного партнерства в Вильнюсе, поскольку соглашение было согласовано и готово к подписанию. Но 3 сентября во время своего визита в Москву президент Серж Саргсян заявил, что Армения присоединится к Таможенному союзу и недавно созданному Евразийскому экономическому союзу. Затем те же люди начали с теми же усердием и уверенностью объяснять, почему Таможенный союз и ЕАЭС являются гораздо более важными для Армении, чем Соглашение об ассоциации. Причем вся ответственность за не подписание Соглашения об ассоциации была переложена на Европейский Союз.
Если вы помните, после объявления Саргсяна последовали объяснения, что Армения давно сообщила европейским партнерам, что мы ведем переговоры о вступлении в Таможенный союз и Евразийский экономический союз, но в то же время мы хотим подписать Соглашение об Ассоциации: таким образом, мы сторонники варианта «и-и», но Европейский союз не понял нас, и поставил нас перед выбором – или вы с нами, или с Россией, и мы выбрали более «безопасный» вариант. Для всех было ясно, что одна и та же страна не может быть одновременно в двух таможенных союзах.
Сейчас такая же ситуация, с той лишь разницей, что так называемые «страховки» делаются заранее. Теперь Ашотян и другие республиканские депутаты и должностные лица, в том числе из Министерства иностранных дел, говорят, что Армения сделала свое дело, и если вдруг соглашение не будет подписано, то единственным виноватым в этом будут страны-члены Евросоюза, так как они должны успеть перевести соглашение на свои национальные языки, чтобы делегаты, участвующие в форуме, знали, какое соглашение они подписывают.
Власти Армении и все вообще понимают, что подписание соглашения действительно вызывает сомнения, ибо как в 2013г., так и сейчас, перед подписанием соглашения, 15 ноября президент Серж Саргсян должен встретиться с президентом РФ Владимиром Путиным. Все с замиранием сердца ждут этой встречи, потому что для всех ясно, что подписание соглашения зависит от результатов этой встречи. Конечно, армянские официальные лица говорят, что каждая деталь соглашения, каждая статья и параграф были переведены и отправлены в Москву, согласованы с российскими властями. Но те же самые вещи были сказаны и в 2013 году, и в то время Владимир Путин наложил вето на евроассоциацию Армении. А что будет происходить сейчас, станет ясно всего через неделю.
Если президент России действительно хочет превратить ЕАЭС в империю, он должен и на этот раз возражать против подписания любого документа с Европой. Потому что в империи не могут быть объединения-носители различных систем ценностей. Поскольку невозможно представить себе империю, где хотя бы в маленькой части исповедуют европейские ценности, а в другой части консервативное православие объявляется государственной идеологией. Между тем, если Россия рассматривает Армению как территорию экономической эксплуатации, где она стремится получить максимальную прибыль, то вполне возможно, что Армении будет разрешено подписать этот документ.
Судя по нынешнему состоянию России, можно сказать, что как минимум в последний год Россия и ее лидер, понимая реальные возможности России, отказались от имперских амбиций, и рассматривают Армению как территорию сугубо экономической эксплуатации. И если Армения действительно подпишет документ, можно подумать, что Россия решила отказаться от идеи восстановления империи.