Обострение соперничества сверхдержав несет Армении множество новых возможностей и вызовов. В отличие от нашего противника – Азербайджана, который «оттеснён в угол» вследствие происходящих на Ближнем Востоке геополитических процессов, значение Армении стало неуклонно возрастать. Это происходит, с одной стороны, из-за соперничества между Россией и Западом, а, с другой, из-за изменения региональной роли Ирана. В то же время подобная тенденция создала опасность углубления нынешних противоречий между традиционными внешнеполитическими ориентирами Армении и армянства и новой геополитической ситуацией.
Во взаимоотношениях с Арменией Россия уже достигла такого уровня сотрудничества, что она начала рассматривать Ереван в качестве «стартовой площадки» для контроля над Азербайджаном и выхода на Ближний Восток. Ясность в этом процессе требует от Армении высшей степени осторожности для синхронизации отношений с различными силовыми полюсами.
Сегодня интересы нашей страны и народа требуют любой ценой уберечься от крайностей в вопросе геополитической ориентации и «не отдаваться» кому-то из противоположных полюсов, так как, что касается сбалансированной политики, мы имеем очевидное преимущество перед Азербайджаном.
Если сегодня Запад «поставил в угол» Азербайджан, невольно толкая его в объятия России, то это не означает, что мы должны обязательно побежать в противоположный угол, резко меняя внешнеполитические приоритеты. В действительности, это означает, что нам нужно любой ценой избежать односторонней ориентации.
В сегодняшнем быстро меняющемся мире ключом к правильной ориентации Армении и Нагорно-Карабахской Республики является способность синхронного реагирования на существующие вызовы для нейтрализации опасности войны, в то же время быть готовыми к новым процессам во взаимоотношениях между Западом и Россией. И, можно не сомневаться, в этом смысле, ближайшие 2-3 года будут решающими для всего мира, а также для нашего региона.
Вследствие взвешенной посреднической миссии Минской группы ОБСЕ новая ситуация, сложившаяся в регионе, закрывает путь к сепаратным сделкам по вопросу Карабаха.
Не надо бояться возможной войны, а нужно быть готовыми к ней, принимая за основу то, что расстановка глобальных сил для нас благоприятна. А вот российско-азербайджанский флирт, безусловно, носит ситуативный характер. И вот почему. Если, теоретически, допустить, что присутствие России в Карабахе будет оплачено ценой возвращения части освобождённых территорий (районов Азербайджана, занятых армянской стороной – ПП), то Москва рано или поздно потеряет Армению, а Карабах окажется в «клещах», так как Баку не удовлетворится приобретённым.
В последнее время на Западе предметом широких обсуждений стал вопрос членства Азербайджана в Евразийском экономическом союзе и вероятности присутствия Москвы в Карабахе в форме российской военной базы. Однако это не решит ни вопрос Карабаха, ни вопрос принадлежности региона. Россия сегодня не имеет необходимых экономических рычагов для его интеграции, а также ценностных и идеологических обоснований для обеспечения мирного сосуществования двух народов.
Это всего лишь кабинетный, ситуативный проект, подобие которого мы видим на Украине, в Сирии и других странах. И так как в первой из них Россия уже оказалась в ловушке, а во второй она быстрыми темпами двигается к новой западне, которая готовится суннитскими экстремистами и содействующими им странами, то возможности Москвы добиться быстрых и радикальных изменений ситуации на Южном Кавказе с каждым днём уменьшаются.
Армении нужно быть готовой к дальнейшему обострению военно-политической ситуации в нашем регионе. И вместо того, чтобы раскалывать страну по принципу внешнеполитической ориентации, которая навязывается извне, необходимо защищать собственные национальные интересы и учитывать существующие реальности. А они состоят в том, что Армения – независимое государство. И при любом развитии региональных процессов это обеспечит наше преимущество перед противником.