На пороге создания нового формата

Прошедшая на днях в Сочи встреча президентов Армении и Азербайджана, безусловно, содействовала серьезному ослаблению напряженности в регионе Карабахского конфликта. И произошло это во многом благодаря посредническим усилиям президента России Владимира Путина.

Сочинский саммит был организован в спешном порядке, так как в зоне противостояния ситуация накалилась до предела. Число убитых и раненых со всех сторон дошло до нескольких десятков, а Степанакерт и Ереван, с одной стороны, и Баку, с другой стороны, делали в адрес оппонента все более чем жесткие, даже ультимативные заявления.

В этой обстановке Владимир Путин пригласил на берег Черного моря своих коллег из Армении и Азербайджана – Сержа Саргсяна и Ильхама Алиева, на что последние моментально отреагировали согласием.

Судя по информации из Сочи, между тремя президентами прошел откровенный и обстоятельный многочасовой разговор, во время которого российский президент обстоятельно разъяснил своим собеседникам опасность дальнейшей эскалации ситуации вокруг Нагорного Карабаха.

В чем же состоит заинтересованность Москвы в том, чтобы была предотвращена новая война на Южном Кавказе?
Во-первых, полномасштабные боевые действия в этом регионе, наверняка, перекинутся на российский Северный Кавказ, где, как известно, и так неспокойно. Во-вторых, при возобновлении войны Москва должна встать на сторону своего военно-стратегического союзника – Армении, что, соответственно, приведет к разрыву нынешних дружеских отношений с Азербайджаном. В-третьих, вооруженное противостояние на юго-востоке Украины отнимает у России много сил, финансов и времени, и новая точка «пристального внимания» у себя под боком Москве совершенно не нужна. В-четвертых, учитывая стратегическое значение Южного Кавказа, более чем очевидно, что в новую войну в Карабахе – прямо или косвенно – будут вовлечены такие геополитические игроки, как США, Европа, Турция и Иран. Подобно развитие событий способно привести к эскалации напряженности не только в Кавказском регионе, но и вокруг него. Отметим, что в непосредственной близости от Кавказа уже идут войны в Сирии, Ираке, а ещe южнее – и в секторе Газа.

Президент Франции Франсуа Олланд и администрация Вашингтона в последние месяцы предпринимали безуспешные попытки организовать встречу президентов Армении и Азербайджана. И тот факт, что Владимиру Путину удалось усадить Саргсяна и Алиева за один стол, свидетельствует о том, что и Ереван, и Баку однозначно признают за Москвой приоритет в посреднических усилиях по Карабахскому урегулированию.

Президент Армении, выражая свое отношение к миротворческой миссии президента России, заявил: «Спасибо, Владимир Владимирович, и за Ваши старания, и за Ваше желание в столь сложное время обратить внимание на карабахской вопрос. Это, конечно, мы, армянская сторона, очень высоко ценим… И я благодарен Вам, что Вы настроены на решение этого вопроса. Решение этого вопроса исходит из национальных интересов Армении». А, по словам президента Азербайджана, «Россия, как наш близкий друг, партнер, сосед, играет, конечно, особую роль в процессе урегулирования».

Судя по заявлениям американского сопредседателя Минской группы ОБСЕ Джеймса Уорлика, США и Европа сегодня также видят Москву в роли «эффективного менеджера» на Южном Кавказе. Перед саммитом американский дипломат заявил, что «первым шагом к смягчению ситуации станет встреча президентов в Сочи». А после встречи Уорлик выразил удовлетворение тем, что президенты подтвердили свои обязательства по продолжению диалога и мирного урегулирования.

Несмотря на нынешнее свое ухудшение отношения к России, Запад, относительно Нагорного Карабаха, старается не противопоставлять свои интересы Москве. По мнению политолога Сергея Минасяна, это объясняется тем, что «Западу не меньше, чем Москве, не хотелось бы иметь новую головную боль и новое поле для противоречий с Москвой в случае «разморозки» Карабахского конфликта и начала широкомасштабных боевых действий с возможным вовлечением России и других региональных держав. С другой стороны, просто исходя из целей дальнейшей изоляции и сдерживания Москвы и обеспечения безопасности альтернативного от российского каспийского энергетического коридора через территорию Азербайджана, который, естественно, будет уничтожен армянскими войсками, в случае возобновления широкомасштабных боевых действий, было бы контрпродуктивно для западных стран препятствовать усилиям Москвы по снижению эскалации и выработке мер доверия на линии фронта в Карабахе».

Судя по всему, в дипломатических усилиях по урегулированию конфликта начинается новый этап – этап более активного посредничества Москвы. Очевидно, что еще большее ухудшение отношений США и Европы с Россией, что более чем вероятно при нынешних процессах вокруг Украины, может привести к блокированию деятельности Минской группы ОБСЕ. Не дожидаясь подобного развития событий, Москва пытается найти эффективные рычаги минимизации возможных рисков при вероятном осложнении ситуации. Таким эффективным инструментом могут стать новые российские инициативы по урегулированию конфликта. Тем более, что уже в скором времени Армения должна вступить в Евразийский союз, а российско-азербайджанские отношения имеют тенденцию к еще большему сближению. При подобном развитии событий может настать время, когда речь будет идти о создании нового формата переговоров по Нагорному Карабаху – с участием России, Армении и Азербайджана.

Поделиться :