Кавказ Online

Меню
 
Страны
 
Регионы
 
Рубрики

Реклама

  • Разное

    Российский геноцид народов Северного Кавказа в документах кавказского национально-освободительного движения в годы Первой мировой войны (1914-1918)

    12/10/2010
    Chechen.Org
    Георгий Мамулиа Доктор исторических наук Париж, Франция

    Вступительная статья

    Первая мировая война, в результате которой, часть народов Российской империи получила долгожданную независимость, а часть, после нескольких лет независимого существования, вновь была поглощена, на сей раз уже большевистской Россией, привела в движение дремлющие после революции 1905 г. стремления к независимости народов Кавказа.

    Особенно четко, эта тенденция обозначилась после вступления в войну, в декабре 1914 г., Оттоманской империи, на территории которой проживало более миллиона кавказцев – жертв колониальной политики русского царизма, всего лишь несколько десятков лет тому назад насильственным образом изгнанных с земель своих предков. Понимая, что национальный вопрос, является своего рода «ахиллесовой пятой» империи Романовых, уже с самого начала боевых действий в столицах государств Четверного союза сделали ставку на поддержку движения за независимость нерусских народов лоскутной Российской империи.

    Еще в августе 1914 г., т.е. еще до формального вступления Оттоманской империи в войну, черкес по происхождению, оттоманский маршал и сенатор Фуад-паша, выступил с инициативой организации восстания черкесов на оккупированном русскими Северном Кавказе. Параллельно с этим, другой видный северокавказский деятель, осетин по происхождению Бекир Сами-бей, сын известного генерала Муссы-паши Кундухова, занимавший в Турции крупные государственные и дипломатические должности, выступил с идеей формирования Черкесского легиона, для участия в боевых действиях против русских войск на Кавказском фронте.

    С целью маскировки, до вступления в Первую мировую войну, Оттоманское правительство разрешило деятельность на своей территории т.н. «Турецкой санитарной миссии», являвшейся, по сути дела, скрытой организацией, объединяющей в своем составе кавказских активистов, стремящихся к независимости Кавказа. После вступления Турции в войну, упомянутая миссия официально была преобразована в Кавказский комитет, состоящий из представителей Северного Кавказа, Азербайджана и Грузии.

    Президентом этого первого в истории Кавказского комитета, являлся упомянутый нами Фуад-паша. Членами: – черкес Азиз Мекер, – профессор Константинопольской сельскохозяйственной академии; дагестанец Иса Котсеки-паша, – бригадный генерал и санитарный инспектор Оттоманской армии; грузин князь Георгий Мачабели, – председатель созданного в 1914 г. Берлине, и, действующего также на территории Турции, Комитета освобождения Грузии; лейтенант кавалерии Кямил Тавдгиридзе, – представитель проживающих на территории Турции грузин-мусульман, а также азербайджанец Селим-бей Бебутов.

    В конце 1914 г., в районе Трапезунда, было начато формирование Грузинского легиона, состоявшего не только из местных грузин-мусульман, но и проживающих в Турции горцев Северного Кавказа. Включенные в состав находящегося под командованием немецкого подполковника Штанге 8-го пехотного полка, они приняли участие в первом зимнем наступлении Оттоманской армии на Кавказском фронте, отличившись во время взятия 25 декабря 1914 г. г. Ардагана. Тем не менее, уже 3 января 1915 г., в результате поражения турецких войск в Сарыкамышской военной операции, кавказским добровольцам пришлось оставить захваченные позиции, и с боями и тяжелыми потерями отступить в направлении Артвина.

    В тоже время, члены Кавказского комитета развернуло энергичную дипломатическую деятельность, посетив, в конце 1915 и начале 1916 г., столицы Германской и Австро-Венгерской империи. Во время этих визитов, председатель комитета, Фуад-паша, передал руководителям внешнеполитических ведомств Германии и Австрии составленный на французском языке меморандум, перевод текста которого полностью приводиться в настоящей публикации (См. документ №1).

    Перечислив объективные причины, по которым кавказцы не желают и не могут более оставаться под игом Российской империи, а также, обращаясь с просьбой о поддержке действий комитета Берлином и Веной, авторы документа подчеркивали, что конечной целью их борьбы за освобождение Кавказа, является; «Создать Конфедерацию государств, в которой, каждый из ее членов, получив и сохраняя полную административную автономию, должен будет предоставить, в соответствии со своими средствами и возможностями, необходимые контингенты и финансы, для защиты общих интересов и безопасности страны в целом».

    Таким образом (и это особенно важно!), в упомянутом документе, по сути дела, первый раз излагается план создания единого Кавказского государства, объединенного военным, таможенным и финансовым союзом.

    Еще более активной, стала деятельность кавказцев в 1916 г., когда в г. Лозанне, в Швейцарии, была основана «Лига нерусских народов России» (Ligue des nationalitйs allogиnes de Russie). Эта организация, которую, без всякого преувеличения, можно назвать предшественницей более позднего прометейского движения, была основана весной 1916 г., литовским патриотом Йозасом Габрисом (Паршайтисом) и немецко-латвийским бароном Фридрихом фон Роппом. Хотя руководители лиги и получали финансовую поддержку со стороны МИД-а Германии, это вовсе не означало безоговорочного принятия ими внешнеполитического курса Берлина. Целью лиги было окончательное уничтожение российского империализма, путем раздела империи на ее составляющие части. При этом, раздел империи должен был быть осуществлен на основе подлинного освобождения нерусских народов. «Ни в коем случае, народы, территории которых уже завоеваны Германской армией, не должны стать предметом аннексий. Упомянутые народы, должны сперва получить независимость», – требовал барон фон Ропп. С целью осуществления этого проекта, эмигрантские комитеты всех нерусских народов, борющихся за свою независимость, должны были быть сведены в международную лигу, ведущую интенсивную пропаганду против российского империализма не только в странах Четверного союза, но и, прежде всего, в странах Антанты и нейтральных государствах.

    Первой внешнеполитической акцией лиги, было сделанное в мае 1916 г. обращение на имя президента Североамериканских штатов Вудро Вильсона, в то время известного своими попытками удержать Америку от вступления в войну, а также пацифистскими заявлениями, создавшими ему во всем мире репутацию миротворца. Текст обращения, состоял из краткого перечисления несправедливостей и преступлений, совершенных и совершаемых русским империализмом и царским самодержавием в отношении финнов, народов Прибалтики, белорусов, поляков, российских евреев, украинцев, мусульманских народов России (татар, башкир, киргизов, сартов, таджиков, туркмен, горских народов Кавказа) и грузин.

    В частности, обращаясь к американскому президенту, представители порабощенных мусульманских народов России, в числе которых были также и представители действующего в Турции Кавказского комитета, подчеркивали, что российские мусульмане, в общем количестве 25 миллионов человек, совместно выступают за защиту своих прав на свободное существование: «Гнет русского правительства, пробудил в нас чувство невиданной прежде солидарности. Все мы протестуем против подобного угнетения. Нам чинят препятствия в исполнении наших культов, – наиболее дорогого нашего достояния. В 1892 г., русские хотели внести изменения в текст Корана. С нашими политическими правами, признанными законами, ни малейшим образом не считаются. Наше материальное и интеллектуальное развитие тормозится. Наше участие в военной службе, администрации, судах и свободных профессиях ограничено. Наши земли конфискованы и отданы без компенсации привилегированным слоям. Со времени начала войны, для нас не существует даже тени справедливости. Нас преследуют, подвергая жестокому обращению безо всякого суда».

    Следует отметить, что упомянутое обращение имело широкий резонанс, как в Европе, так и в самой России, став предметом дискуссий в Государственной Думе. Даже некоторые ее члены, были вынуждены признать, что данные, изложенные в обращении, в целом соответствуют действительности.

    Еще более громко представители народов Северного Кавказа, входящие в «Лигу нерусских народов России», заявили о себе во время третьей конференции «Союза национальностей» (L’Union des Nationalitйs), состоявшегося в Лозанне 27-29 июня 1916 г.

    Основанный в 1912 г. в Париже упомянутым уже нами Йозасом Габрисом и французским журналистом Жаном Пэлисье, «Союз национальностей», ставивший своей целью ознакомить западную общественность с национальным вопросом и историей малых народов не только России, но и всего мира, в 1916 г. перебрался в Лозанну.

    Нейтральный статус Швейцарии, предоставлял руководству союза более широкую возможность маневра, по сравнению с Францией, вовлеченной в один из лагерей противоборствующих государств. Небезынтересно отметить, что наряду с нерусскими народами Российской империи, в конференции приняли участие албанцы, турецкие армяне, эльзасцы, баски, бельгийцы, каталонцы, египтяне, ирландцы, люксембуржцы, румыны, сирийцы, чехи, тунисцы, сербы и хорваты, т.е., в значительной степени представители народов, находящихся под гнетом держав Четверного союза, и, таким образом, настроенных в пользу Антанты.

    В числе делегатов, представляющих нерусские народы Российской империи, находились поляки, финны, латыши, литовцы, украинцы, белорусы, евреи, грузины, черкесы, дагестанцы, татары, киргизы и бухарцы.

    С самого же начала, представителям порабощенных Россией народов удалось привлечь внимание аудитории. Доклады представителя черкесов Исмаила Беданока, делегата дагестанцев Сеид Тахира аль-Хусейни, а также представителя кумыков Ахмед-бея Каплан-заде, полные переводы текстов которых впервые даются нами в настоящей публикации (См. документы №№ 2, 3, 4), содержали не только исторические сведения, обличающие бесчеловечность преступлений, совершенных Российской империей в отношении горских народов Кавказа. В упомянутых докладах дан квалифицированный и всеобъемлющий анализ трагедии, постигшей в XIX веке народы Северного Кавказа. Анализ, со всей очевидностью доказывающий, что в данном случае, дело шло о вполне преднамеренной и осознанной политике, направленной на физическое уничтожение народов, вся вина которых заключалась в их желании сохранить независимость от стремительно продвигавшегося в то время на юг вала русского империализма. Современное международное право, однозначно квалифицирует подобное деяние одним словом: – геноцид.

    Упомянутую тему, гармонично продолжает доклад «О бесправном положении горцев Северного Кавказа» (См. документ №5), написанный, весной 1916 г., одним из активистов северокавказского национально-освободительного движения той эпохи, чеченцем Арсамаковым, составившим упомянутый документ, обнаруженный нами в архивных материалах МИД-а Австрийской империи, на немецком языке, под псевдонимом Уздень Хаджи-Мурат Газават.
    Небезынтересно отметить, что сразу же после передачи упомянутого документа представителям внешнеполитических ведомств Германии и Австрии в Константинополе, Арсамаков, вместе с уже упоминавшимися нами членами Кавказского комитета в Турции, грузином Георгием Мачабели и азербайджанцем Селим-бей Бебутовым, тайно высадился с немецкой подводной лодки на черноморском побережье Грузии, в районе Анаклии. Из Грузии Арсамаков отправился на Северный Кавказ, где ему, согласно немецким источникам, удалось сколотить небольшую группу местных повстанцев.
    В мае 1917 г., по данным уже грузинских источников, он участвовал в первом съезде Союза горцев Северного Кавказа и Дагестана, судя по всему, возвратившись в Турцию лишь в 1918 г.

    По свидетельству Гайдара Баммата, министра иностранных дел Союза горцев Северного Кавказа и Дагестана, летом того же года Арсамаков находился в Германии, где, по мере своих сил, пытался способствовать признанию Германией независимости Северного Кавказа.

    Несомненно, современному читателю будет интересно ознакомиться с нижеприведенными документами и с точки зрения исторического сравнения. Читая их, для любого непредвзятого человека становится очевидным полная и абсолютная преемственность «кавказской политики» нынешних кремлевских властей с геноцидальными деяниями Российской империи XIX века…

    Документы

    №1
    РЕЗОЛЮЦИЯ КАВКАЗСКОГО КОМИТЕТА В ОТТОМАНСКОЙ ИМПЕРИИ, ПЕРЕДАННАЯ ЕГО ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ, МАРШАЛОМ ФУАД-ПАШОЙ, ГОТТЛИБУ ФОН ЯГОВУ, ГОСУДАРСТВЕННОМУ СЕКРЕТАРЮ МИНИСТЕРСТВА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ГЕРМАНСКОЙ ИМПЕРИИ

    Константинополь, 15октября 1915 г.


    Его Превосходительству г-ну Ягову, государственному министру, государственному секретарю имперского департамента министерства иностранных дел Германии.

    Кавказская миссия, составленная из представителей черкесов, дагестанцев, грузин, татар Азербайджана и лезгин, имеет честь представить на милостивое рассмотрение имперского правительства Германии, следующие мотивации и резолюции, полностью отвечающие взглядам, чувствам и желаниям всех коренных народов Кавказа.

    Принимая во внимание политику, проводимую русским правительством со времени инкорпорации этого края в состав империи; политику, которая, несмотря на многочисленные проявления лояльности со стороны народов Кавказа, представляет собой непрерывную цепь покушений на все национальные чаяния, на все особые традиции и религиозные верования кавказцев, за исключением русского православия; политику, пользующуюся всеми способами, а именно: уничтожением влиятельных классов, русификацией школьных программ, недоступностью карьеры для представителей нерусских народов, чрезмерным повышением налогов, произвольными массовыми ссылками в Сибирь населения, посылкой в страны Кавказа русских колонистов, с целью навязывания наиболее жестоким, унизительным и подавляющим образом русского языка, культуры, религии, традиции и нравов;

    Принимая во внимание настроения, которые подобная администрация роковым образом вызвала в стране, где всецело наблюдается ненависть к русским и страстное желание освобождения;

    Принимая во внимание совершенно очевидное бессилие, к которому Россию привела настоящая война;

    Принимая во внимание общность традиций, нравов, интересов и несчастий, самым тесным образом объединяющих все существующие элементы населения, без различия рас, языков и религий;

    Члены миссии, будучи абсолютно уверены в полном одобрении и поддержке своих действий различными народами, которые они имеют честь представлять, единодушно приняли следующую резолюцию:

    А) Считая нынешний период времени, в котором мы находимся, уникальной и беспримерной эпохой, воспользоваться этим случаем для поднятия вооруженного восстания, с целью стряхнуть с наших народов иго русского империализма, и, таким образом, положить конец страданиям части человечества, более одного века задыхающегося в тисках нетерпимо тиранической власти.

    Б) Создать Конфедерацию государств, в которой, каждый из ее членов, получив и сохраняя полную административную автономию, должен будет предоставить, в соответствии со своими средствами и возможностями, необходимые контингенты и финансы, для защиты общих интересов и безопасности страны в целом.

    В) С целью оградить новое государство ото всех попыток русского завоевания, придать ему военный характер, приспособленный к местным условиям населения, также как и к требованиям обороны страны. Заключить между Турцией и Кавказским государством военную конвенцию, обеспечивающую взаимопомощь двух государств, для защиты их территориальной целостности и их общих интересов.

    Г) Изложить имперскому правительству Германии и ее союзникам причины, доказывающие тот факт, что потеря Кавказа нанесет смертельный удар по политическому престижу их наиболее опасного противника, таким образом, избавив их от нынешнего угрожающего положения. Что кавказское движение, обязательно вызовет соответствующую реакцию в Туркестане, Персии, Афганистане, Индии и непосредственно в самой России, с перспективой дальнейшего развития непредсказуемых последствий.

    Д) Просить у имперского правительства Германии его мощную поддержку для осуществления национального идеала кавказцев, заключающегося в создании нового государства, связанного со своими добродетелями узами вечной благодарности и всем сердцем готового предоставить им все экономические и культурные преимущества, совместимые с чувством его достоинства и принципа независимости страны.

    Подписи:

    За черкесскую группу:
    Азиз Мекер, профессор аграрной академии Константинополя

    За грузинскую группу:
    Князь Георгий Мачабели, Кямил Тавдгиридзе, лейтенант кавалерии

    За дагестанскую группу:
    Доктор Иса Котсеки-паша, санитарный инспектор Оттоманской армии, бригадный генерал

    За группу татар и лезгин:
    Селим-бей Бебутов


    Wien, Haus-, Hof- und Staatsarchiv, Politisches Archiv (HHStA, PA), I 947 Krieg 21 k Tьrkei: Georgisch-grusinischer Aufstand im Kaukasus 1914-18, Fol. 103-104.


    №2

    ДОКЛАД «ЧЕРКЕСЫ», ПРЕДСТАВЛЕННЫЙ ИСМАИЛОМ БЕДАНОКОМ, ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТОМ «ЛИГИ НЕРУССКИХ НАРОДОВ РОСИИ», НА III КОНГРЕССЕ «СОЮЗА НАРОДОВ» В ЛОЗАННЕ (ШВЕЙЦАРИЯ), 29 ИЮНЯ 1916 ГОДА.


    До того, как приступить к изложению и объяснению требований черкесского народа, пережившего такие страдания за сохранение своей свободы и национального существования, я считаю необходимым, с целью лучшего понимания упомянутых требований, дать небольшой исторический очерк способов и методов, используемых Россией для завоевания Черкесии.
    С глубокой древности Кавказ являлся страной, в которой, в географических зонах, формируемых многочисленными горами и крупными реками, пересекающими страну, мирно проживали несколько народов.

    Несмотря на разнообразие рас и религий, Кавказ является одной из редких стран мира, где имело место крайне небольшое количество ужасов внутренних и религиозных войн. Регион, расположенный подобно взваленной на спину лошади Швейцарии, между континентами Азии и Европы, в силу собственного географического положения, а также идеала свободы своего населения, воспрепятствовал и остановил множество нашествий, отвратив, таким образом, несчастия, угрожавшие жителям Азии и Европы.

    Мы, кавказцы, испокон веков спокойно жили под сенью нашей свободы, в то время как остальное человечество было раздираемо различными войнами.
    Во время Ивана Грозного, Петра Великого и Екатерины II, московская империя увеличила число завоевательных войн, ведшихся в направлении востока и юга. В качестве оправдания своего империализма и натиска на юг, руководители русской политики приводили необходимость получения выходов и портов на теплых морях. Войны против шведов и крымских татар, принесли им подобные порты и сообщения с западным миром и Средиземноморьем. Таким образом, следуя их же собственной логике, а также в случае, если бы русские были искренни в своих аргументах относительно необходимости иметь порты для импорта и экспорта, им давно уже следовало бы прекратить их завоевания.
    Тем не менее, этого не произошло, и московский империализм продолжил с еще большим ожесточением продвигаться на юг, в сторону Кавказа.

    Иван Грозный совершил первые московские набеги на Северный Кавказ. Петр Великий захотел вмешаться в дела Грузии, а Екатерина II, заключила в 1783 г. с грузинским царем договор о союзе, для того, чтобы иметь возможность вторгнуться в Грузию.

    На сегодняшний день, исследуя оккупацию Россией Кавказа, невозможно найти ни одного логической причины, оправдывающей подобное завоевание и порабощение проживающих там народов, идеал свободы и человеколюбия которых, был предметом восхищения древних греков и римлян, также как и всех тех современных авторов, которые писали о народах Кавказа.

    Могут ли московиты утверждать, что они вторглись на Кавказ, потому что эта страна была необитаема? Нет, поскольку в течение всех времен, эта страна была населена народами, принадлежащими к кавказской расе. В этом отношении, согласны друг с другом все историки. Могут ли они утверждать, что пришли на Кавказ во имя Западной цивилизации, цивилизации, под прикрытием которой, были действительно совершены преступления против многих наций? Нет! Социальная структура московитов, ни коим образом не была более развитой, по сравнению с социальной структурой народов Кавказа, несмотря на усилия, предпринимаемые московитами для того, чтобы приблизится к народам Запада и вопреки бесчисленным препятствиям, чинимым ими прогрессу народов Кавказа.

    Все честные авторы, изучившие мир московитов и мир кавказцев, включая даже простых путешественников, посетивших две страны, единодушно утверждают, что русские московиты не имеют оснований присвоить себе имя цивилизаторов.
    Могут ли, на сегодняшний день, московиты сказать, что их предки предали Кавказ огню и мечу по экономическим причинам? Могут ли они утверждать, как японцы, китайцы и немцы, что по причине плотности населения, эмиграция, или приобретение колоний, было необходимым? Никогда, поскольку у московитов, оккупирующих сегодня больше чем пол Европы, плотность их европейского населения не превышает 20 жителей на квадратный километр.

    Могут ли московиты утверждать, что они были вынуждены завоевать Кавказ, потому что другие империалистические державы хотели захватить эту страну и угрожать существованию европейской России? Также нет, так как завоевание русскими Кавказа, совпадает именно с наиболее сильным упадком Оттоманской и Персидской империи.

    Из вышеприведенного краткого очерка следует, что русские московиты не в состоянии привести ни одного легального и логического довода, оправдывающего завоевание ими Кавказа. Московитов подтолкнула к этому завоеванию та болезнь отдельных народов, которые никогда не бывают сыты, никогда не испытывают покоя до тех пор, пока национальное и политическое существование их соседей не является уничтоженным. Современный язык, вследствие присущего ему эвфемизма, называет эту болезнь словом «империализм». Таким образом, войны, которые вели русские против мирной страны, под названием Кавказ, представляют собой преступление против человечества, которые, каждый истинно цивилизованный человек, должен всемерно осуждать. Их господство в этой стране, где они все уничтожили и раздавили, является противоправным актом и несправедливостью, которые Западный мир обязан устранить.

    Фактическое завоевание Черкесии русскими, началось в 1760 г. Наподобие всех маленьких, неимпериалистических народов, а также небольших античных греческих республик, у Черкесии не было регулярной армии. Таким образом, русским армиям удалось легко проникнуть в центр Черкесии, разделить страну на две части и обосноваться в верховьях рек Кубань и Терек. Этот первый удар, разделил Черкесию на две части: – Западную и Восточную Черкесию, которые, отныне, были лишены возможности оказать друг другу помощь в деле сохранения их национальной свободы.

    Получив это преимущество, русские попытались покончить с двумя частями одной страны с помощью интриг и гражданской войны, спровоцировать которую они стремились всеми средствами. Не стеснялись они и в выборе средств; – таких, как деньги и почетные звания, для того, чтобы подвести некоторых князей под русское влияние, амнистия, предоставляемая ими всем тем преступникам и бандитам, которым удавалось скрыться от правосудия их страны. Московиты организовали эти банды, состоящие из преступников, объявленных вне закона в их собственных странах, включали в эти банды всех тех, кто был в чем-либо не в ладах с правосудием, и, поставив их под командование офицеров-московитов, посылали их грабить мирные приграничные окрестности. Села были разгромлены, имущество разграблено, жители перебиты или уведены в рабство. Подобные боевые методы применялись московитами с 1760 по 1864 г., роковой даты, когда последний оплот кавказской независимости, – Западная Черкесия, – оказалась в руках московитов.

    В течение одного века, московиты продолжали применять свои методы завоевания и уничтожения людей. Несколько раз, они хотели одновременно завоевать эти две части Верхнего Кавказа, сформировав, с этой целью, крупные армии, насчитывающие в своем составе несколько сот тысяч человек. Положение, которым они обладали с самого начала завоевания, позволяло им использовать свои силы то в восточном, то в западном направлениях, не давая возможности двум частям Верхнего Кавказа прийти на помощь друг другу. Грузия и другие части Закавказья, находились под господством русских с 1801 г. С этой даты, русские окончательно обосновались в Грузии, несмотря на договора, заключенные московитами с грузинскими царями.

    Черкесия была разделена две части русской армией, оккупировавшей верховья долин Кубани и Терека. Она была изолирована от внешнего мира Черным морем и Закавказьем, оказавшимся в руках московитов. К 1829 г., это отчаянная ситуация еще более ухудшилась. С этого времени, между огромной московской империей и двумя частями Верхнего Кавказа началась та ожесточенная и беспощадная борьба, которая продолжалась до 1864 г. Упомянутая борьба является уникальным случаем в истории, как по своей продолжительности и суровости, так и с точки зрения диспропорциональности сил участвующих в ней сторон. С одной стороны, империя, насчитывающая 80 миллионов населения, использующая все свои людские ресурсы, а с другой, построенные по аристократическому и теократическому принципу небольшие республики, с населением в 2 миллиона человек, граждане которых шли на смерть для сохранения своей свободы и своего национального существования.
    Восточная Черкесия связала свою судьбу с Дагестаном. Духовные вожди организовали государства различных народов, таких как чеченцы, кабардинцы, кумыки, аварцы, лезгины, с успехом воевавшие против московитов, в то время как в Западной Черкесии, армии были сформированы небольшими республиками, построенными по аристократическому принципу. Этим армиям удалось изгнать русских по ту сторону Кубани.

    В период между 1829-1864 гг., борьба носила крайне ожесточенный и интенсивный характер. Было бы чрезвычайно интересно рассмотреть и определить основные факторы, позволявшие кавказцам оказывать столь длительное и ожесточенное сопротивление. В течение этого времени, московиты применяли крупные армии, также как и организованные ими банды. Упомянутый период, характеризуется уничтожением населения, осуществленным регулярными армиями и т. н. приграничными бандами. После каждого боя, мы, черкесы, хоронили больше женщин и детей, чем подлинных воинов. Этот факт является непреложным: – во всех битвах, имевших место в долинах Зеленчука и Лабы, женщины и дети уничтожались русскими армиями. Те из этих несчастных, кто сумел избежать смерти от штыков московитов, умирали от голода и нищеты в горах.

    Западный мир, в лице европейских путешественников, рискнувших проникнуть в эти опустошенные войной страны, был глубоко тронут этой героической защитой и убийствами. Англичане и французы рассказали цивилизованному миру о неравной и ожесточенной борьбе, ведущейся в горах Черкесии (Тайбу де Марини).

    Все были согласны в том, что благородство, верность и щедрость были свойствами слабой стороны, в то время как у сильной стороны, наблюдалась лишь жестокость, зверство, нарушение данного слова. Представители западного и цивилизованного мира, выражали нам лишь платоническое сочувствие, они во всеуслышание заявляли, что московиты проливали слишком много крови в горах Кавказа, и что следовало бы покончить с этой резней. Члены Черкесских комитетов, принятые в Лондоне и Париже, получили заверение о вмешательстве, с целью положить конец этой, длящейся около века войне. За словами не последовало дел, и война продолжалась с еще большим ожесточением. Около 1835 г., в северо-восточной части, одному из духовных вождей удалось сплотить вокруг себя все народы Кавказа: чеченцев, кумыков, лезгин, аварцев и др. В западной Черкесии, тот же самый феномен объединения, имел место вокруг аристократических вождей. Было ясно, что единый дух преданности делу и жертвенности, воодушевляет всех черкесов и дагестанцев, и что время интриг и расколов осталось в прошлом. Московиты видели ясно, что для победы над этими маленькими и героическими народами, необходимо было пойти на огромные жертвы. Они воспользовались передышкой, которую получили до 1853 г., после падения Наполеона I. Тем не менее, за этот период, им так и не удалось справиться ни с Шамилем, ни с западными черкесами. После Крымской войны, заключив мир с западными державами, московиты сконцентрировали все свои усилия против Шамиля, победить которого им удалось в 1858 г.

    Западная Черкесия, продолжала вести борьбу, несмотря на все неудачи и несчастья. Ни падение Шамиля, ни переживаемые ей всевозможные лишения, не смогли подорвать храбрость ее сынов, сопротивлявшихся подобно скалам родных гор. Период между 1858 и 1864 гг., был временем наибольших жестокостей русских. Неспособные проникнуть в сердце страны в результате побед своих армий, русские изобретают бесчеловечные средства. Осадив и изолировав от внешнего мира народ, насчитывающий полтора миллиона человек, русские препятствуют ввозу в Черкесию соли и наиболее элементарных медикаментов, для женщин, детей и раненных. Всевозможные материальные лишения, нескончаемые битвы, физически истощили мужчин, женщин и детей, и во время боев лета 1864 г., победа осталась за московитами, которые, проникнув в Черкесию, совершили вместе со своими регулярными армиями и бандами наиболее жестокие зверства XIX века. Все те, кто попал в руки русских во время вторжения, или после несчастливых сражений, были казнены или выселены в центральную Россию и Сибирь. Остальных преследовали, гнали в сторону Черного моря, где они, набитые в утлые лодки, были отданы на милость бурных волн. Вот каким образом, Россия вышвырнула за пределы их собственной родины 750 тысяч жителей Западной Черкесии, не признав за ними никакого права на их движимое или недвижимое имущество. Резни и насильственного изгнания избежали лишь те, кто сумел отступить к ледникам.

    Современный цивилизованный мир, всегда проклинает римских императоров Тита и Веспасиана, изгнавших народ Израиля с родины их предков, и рассеявших его по четырем краям Римской империи. В XIX веке, московиты совершили еще более отвратительное деяние, рассеяв народ, единственная вина которого заключалась в том, что он хотел сохранить свою политическую и национальную свободу. Почему же тогда, сознательное и гуманное человечество, не выражает нам свое сочувствие по поводу наших несчастий, бед и уничтожения, угрожающих нам в течение века?

    Россия возобновила эти же действия в 1877 г., когда воспользовавшись случаем, предоставленным ей русско-турецкой войной, выбросила за пределы Черкесии, в тех же условиях, что и в 1864 г., еще 100 тысяч человек.

    Окончательно обосновавшись в стране, московиты заставили черкесов спуститься в долины, и рассеяли их, в малых количествах, повсюду, для того, чтобы уничтожить национальный характер ее обитателей. Остатки этого героического народа, оказавшие сопротивление всем европейским и азиатским нашествиям, обладают лишь правом возделывать землю, которая, принадлежа их предкам, перешла, ныне, в собственность русского государства или потомков тех офицеров, которые отличились в истреблении черкесского народа. Не удовлетворяясь этим, они продолжали даже в мирное время преследовать этот народ-мученик.

    После своего обоснования, русская администрация «одаряла» черкесов лишь «благом» постоянного чрезвычайного положения. Западной Европе хорошо известно, что русские законы отнюдь не блещут либерализмом. Московиты не предоставляют нам право пользоваться даже этими законами, заставляя нас жить под страхом чрезвычайного положения. Совершенно очевидно, что в условиях этого постоянного осадного положения, невозможна ни индивидуальная свобода, ни, тем более, свобода национальная. Таким образом, на сегодняшний день, нам, черкесам XX века, невозможно развиваться в соответствии с нашими обычаями, традициями и национальными устремлениями.
    С помощью этого чрезвычайного положения, русскому правительству удалось уничтожить всех личностей, или все общественные слои, способные служить предводителями черкесскому народу. Первоначально, атаке подверглась аристократия, которая исчезла благодаря интригам, сомнительным вознаграждениям, разврату, тюрьме и ссылке, кинжалу и яду, исходя из индивидуального характера или положения жертвы. Московиты полагали, что, оставшись без моральных предводителей в результате обеднения аристократии, черкесский народ, как по волшебству, растает сам собой. Этого, тем не менее, не произошло, так как живучесть черкесского народа велика. На сегодняшний день, народ управляется своими религиозными предводителями и интеллектуалами, обучавшимися в западных университетах.

    В настоящее время, именно они и является предметом нападений московитов. Кадии, избирались народом, поручавшим им ведение духовных дел, а также благотворительность и образование. Сегодня, московиты препятствуют выборам наших духовных предводителей, и, в некоторых случаях, назначают нам сами государственных кадиев.

    Черкесский интеллигент, знакомый с западным миром, является анафемой для русских. Он бы никогда не мог располагать свободно своим временем, находится в связях со своими соотечественниками, попытаться поднять их духовный и интеллектуальный уровень. Под каким-либо предлогом, он был бы немедленно удален или депортирован.

    Московиты изобретают новые средства истребления, словно всех этих репрессий, препятствий и несправедливостей было недостаточно для уничтожения народа, в результате вековых войн и вынужденных депортаций уже потерявшего три четверти своего населения. «Щедрость» московитов избавила нас от обязательной воинской службы, но как только начинается война с внешним врагом, черкесский народ заставляют снарядить семь кавалерийских полков, вооруженных и экипированных за свой счет. Эти люди, возможно, являясь хорошими кавалеристами, не имеют ни малейшего понятия о современной войне, артиллерии и вооружении, которыми, в настоящее время, пользуются европейские армии. Представьте себе людей, обладающих рыцарским характером, с гордостью и мировоззрением рыцарей XV века, оказавшихся в современных армиях, вооруженных автоматическими ружьями, пулеметами, скорострельными пушками. Я хочу вас спросить, что сказал и подумал бы западный мир о правительстве, поступающем подобным образом? Что поделаешь! Несчастные сыны Черкесии, находились в таком положении во время русско-японской войны. И сегодня, в этой злосчастной Мировой войне, разрывающей большую часть человечества, они находятся в таком же положении.

    Как и все мусульмане, черкесы не употребляют алкоголь, и поэтому, чисто черкесские общины, запрещают продажу алкоголя в пределах их территорий. В силу целого ряда причин, русские придерживаются противоположных нравов. Первоначально, русские агенты официально заявляли, что этот запрет идет вразрез общих законов империи, ссылаясь на убытки, которые, вследствие самого этого факта, несет русская казна. Все эти софизмы, скрывали, однако, другую идею, о которой они не осмеливались открыто говорить. А именно то, что этот запрет общинных властей, препятствует физическому и моральному отравлению черкесского народа. И вот, используя эти софизмы, русские открыли трактиры для продажи этого нечистого алкоголя, являющегося причиной вырождения как отдельных личностей, так и целых народов.

    До прихода русских на Кавказ, туберкулез и сифилис были неизвестны на Кавказе. Моральное и физическое состояние людей было превосходным, а порочные поступки являлись исключительной редкостью. А сейчас, русские находят несправедливым то, что мы недовольны ими.

    Исходя из того, что оккупация Кавказа русскими, в соответствии с международным и гуманитарным правом, является несправедливостью и неравенством;

    Принимая во внимание нарушение наиболее элементарных прав личностей и народов, открыто совершаемое правительством московитов;

    Принимая во внимание очевидную и действительную несостоятельность цивилизации и современного правительства московитов, претендующих на роль поборников западной цивилизации в этой части мира;

    Принимая во внимание, что народы Кавказа издревле населяют эту страну, соответственно являющуюся их национальным наследием;

    Принимая во внимание моральное единство всех народов Кавказа, единство, существовавшее всегда, и которое существует также и в наше время;
    Принимая во внимание этнографическое единство большинства народов Кавказа: – грузин, черкесов, лезгин;

    Принимая во внимание религиозное единство большинства из них: – черкесы, лезгины, тюрко-татары;

    Принимая во внимание реальные способности, проявленные черкесами во всех отраслях человеческой деятельности, в качестве офицеров, администраторов, писателей, путешественников, артистов и т.д.;

    Принимая во внимание огромную силу, проявленную черкесским народом как во время защиты своей родной земли и своих национальных свобод, так и в сопротивлении русской ассимиляции;

    Принимая во внимание, что черкесский народ, с родственными ему племенами, все еще составляет крепкое ядро, состоящее из полтора миллиона человек, занимая наиболее богатую часть Кавказа, как с точки зрения сельскохозяйственных и лесных культур, так и с точки зрения минеральных и гидрографических ресурсов;

    Принимая во внимания все эти обстоятельства, одни важнее других, сотрудничество черкесского народа с московитским элементом в единой политической агломерации, стало нетерпимым и невозможным. Таким образом, черкесский народ требует от Англии, уже интересовавшейся его судьбой в 1856 и 1864 годах; от Франции, имевшей честь провозгласить права человека; от Соединенных Штатов Америки, позволяющей свободное развитие всех личностей; от Швейцарской конфедерации, оказавшей нам сегодня столь щедрое гостеприимство, которая, по целому ряду причин, похожа на нашу страну; от всех их, в конечном итоге, черкесский народ требует справедливой оценки мучений, которым он подвергается в течение века, а также того, чтобы он был освобожден от московского ига, стремящегося к его полному уничтожению.

    Compte rendu de la IIIme Confйrence des Nationalitйs rйunie а Lausanne 27-29 juin 1916. Publiй par l’Office centrale de l’Union des Nationalitйs, Lausanne, 1917, p. 89-96.

    № 3

    ДОКЛАД «ДАГЕСТАНЦЫ», ПРЕДСТАВЛЕННЫЙ СЕИД ТАХИРОМ ЭЛЬ ХУССЕЙНИ, ПРЕДСТАВИТЕЛЕМ ДАГЕСТАНА, НА III КОНГРЕССЕ «СОЮЗА НАРОДОВ» В ЛОЗАННЕ (ШВЕЙЦАРИЯ), 29 ИЮНЯ 1916 ГОДА.


    Дагестан является страной Кавказа, простираясь от берегов Каспийского моря до устья Терека и южных склонов Большого Кавказского хребта с северо-востока на юго-восток.

    Со времени проникновения в страну ислама, во время завоеваний первых халифов, и вплоть до русского завоевания, народ Дагестана жил в рамках различных княжеств. Будучи счастливым, он развивался по мере своих возможностей благодаря отношениям, поддерживаемым им с Западом. После русской оккупации Закавказья, народ Дагестана, видя непосредственно угрожающую ему опасность, приготовился к защите земли и свободы, избрав своим единственным главой Гази Магомеда. В течение шести лет, с 1826 по 1832 г., Гази Магомед вел военные действия против русских, пав с честью, на поле брани.

    Его наследник, Эмир Гамзат, также избранный волей народа, следовал стопам первого героя Дагестана и был также убит в бою против русских.
    Наконец, появился Шамиль, – величайшая фигура кавказских войн за независимость. Большинство народов Восточного Кавказа, были истощены и обескуражены безуспешной борьбой. Шамиль остался один с чеченцами и лезгинами. С ними он и продолжил борьбу в последнее время, нанося, в течение 25 лет, поражения армиям московитов. Его последнее убежище, крепость Гуниб, продолжало держаться, отбивая повторяющиеся атаки русских до тех пор, пока, в январе 1858 г., предательство не позволило русским проникнуть в нее и взять в плен знаменитого имама. Западные державы, в особенности Англия и Франция, были заинтересованы судьбой защитника Восточного Кавказа, мечтая вмешаться в события, с целью заставить Россию признать независимость Северо-восточного Кавказа под властью Шамиля. Еще более кровавой, была война за независимость в Западной Черкесии, продолжавшаяся до 1864 г. Сдача крепости Гуниб была осуществлена на определенных условиях. Русские, однако, не сдержали ни одного из данных им обещаний, отравив Шамиля, со всей его семьей и окружением в Россию, со ссылкой в Кострому. Только в 1865 г., Россия позволила великому шейху посетить Мекку. Несколько месяцев спустя, в 1866 г., великий защитник Кавказа умер в Медине.

    После взятия в плен Шамиля, русские продолжили свои зверства в Дагестане, отчаявшиеся жители которого, в 1877 г. восстали и изгнали захватчиков. Русские вернулись в 1879 г. Они грабили аулы, убивали их жителей, обесчещивали женщин и девушек, сослали тысячи семей в Россию и Сибирь. В последние времена, деспотизм русских не знал пределов. Под предлогом борьбы с отрядами восставших, русское правительство обратилось против мирного населения, прибегнув к массовым ссылкам.

    После русско-японской войны, жители Дагестана пытались отправить депутатов в первую думу. Несмотря на то, что число населения Дагестана достигала миллиона человек, им с трудом удалось отправить всего лишь одного депутата. Пресса никогда не могла донести правду о событиях в моей несчастной стране.

    Русские согласились пойти на следующие определенные уступки в отношении народов Дагестана:

    1) Свобода религии; – мусульманская община Дагестана должна быть
    руководима одним кади и его четырьмя помощниками, избранными народом.

    2) Россия не должна вмешиваться в религиозные вопросы народов Дагестана, где имамы и шейхи должны пользоваться полной свободой при исполнении своих обязанностей.

    3) Жители Дагестана обладают свободой совершать хадж в Мекку, посещать Турцию, Аравию и зарубежные страны в целом, с целью завершения своего образования.

    4) Жители Дагестана платят в качестве налога сумму, равную двум франкам в год на каждую семью.

    5) В соответствии с вековыми традициями страны, ношение оружия не воспрещается.

    6) За исключением больших городов, чиновники избираются из числа местных жителей.

    7) Жители Дагестана освобождаются от несения обязательной воинской службы.

    Россия так и не выполнила почти ничего из этих параграфов, так как Дагестан находится в состоянии постоянного чрезвычайного положения. Россия все время направляет к нам чиновников-взяточников, думающих лишь о том, как бы обогатится за счет народа. Русские чиновники, прибывающие в страну в состоянии крайней бедности, уезжают из нее, сколотив целое состояние. Наиболее справедливые и наиболее элементарные жалобы, даже не выслушиваются. Их авторы арестовываются, или ссылаются в Сибирь. Наши земли разбиваются на участки и раздаются казакам и московским колонистам, что вынуждает коренное население эмигрировать. Русские препятствуют исполнению хаджа, совершение которого, является долгом каждого мусульманина, или требуют у тех, кто отправляется в Мекку, остановится в Константинополе. Останавливающиеся в Константинополе пилигримы, подвергаются суровым наказаниям, или ссылаются в Сибирь.

    Россия мешает нам учиться на родном языке. Запрещает издание на нем книг и газет. Одним словом, русское правительство тормозит наше национальное и культурное развитие, целым рядом произвольных актов систематически разрушая наше общество.

    Исходя из этого, и принимая во внимание тяжелейшее положение, сложившееся в стране, единственной причиной которого является московская администрация, народ Дагестана обращается с просьбой к цивилизованному миру, освободить его, во всяком отношении, от этой разрушительной власти.

    Compte rendu de la IIIme Confйrence des Nationalitйs rйunie а Lausanne 27-29 juin 1916. Publiй par l’Office centrale de l’Union des Nationalitйs, Lausanne, 1917, p. 97-99.

    № 4

    ДЕКЛАРАЦИЯ, ЗАЧИТАННАЯ АХМЕД-БЕЕМ КАПЛАН-ЗАДЕ, ПРЕДСТАВИТЕЛЕМ КУМЫКИИ (ДАГЕСТАН), НА III КОНГРЕССЕ «СОЮЗА НАРОДОВ» В ЛОЗАННЕ (ШВЕЙЦАРИЯ), 29 ИЮНЯ 1916 ГОДА.


    Я полностью согласен со всем тем, что было сказано моими товарищами относительно судеб народов России. Говоря о несчастьях наций, к которым я принадлежу, представляется невозможным отделить их от других мусульманских народов, проживающих в настоящее время в России, потому что русская политика в отношении мусульманских народов, в основном была одинаковой, в течение более чем четырех веков. Она менялась лишь под влиянием необходимости. Народы и правительства мусульман, порабощенных Россией, первоначально включали в себя Казань, Сибирь, а затем, – Кавказ. Уничтожив грузинское царство, основанное еще две тысячи лет назад, Россия постепенно захватила Карабахское, Ширванское и Нахичеванское ханства, бывшие вассалами Персии. Народы Кавказа, чеченцы, кумыки и др., боровшиеся в течение века за свою независимость, были также, в свою очередь, завоеваны. Наконец, знаменитые ханства Хивы, Бухары и Коканда, были также полностью включены в империю в течение последних тридцати лет. Согласно русской истории, упомянутые завоевания были осуществлены следующим образом:
    Посылкой эмиссаров, для того чтобы спровоцировать, с помощью золота, волнения внутри страны, главным образом, внося раскол между аристократией и народом таким образом, чтобы сделать невозможным какое-либо сопротивление иностранному вторжению. После этого, воспользовавшись, беспорядками, спровоцированными таким образом, посылались оккупационные армии. Низложение суверена, его замена русским губернатором, и, наконец, превращение княжества в провинцию, являлись одновременным процессом. Но и это, было еще не все. Усиленным образом применялась практика ассимиляции. Жителей страны, насильственным образом заставляли принимать русский язык, учреждения и религию. В XVI и XVII веках, аристократия завоеванных стран была вынуждена принять православие под угрозой конфискации их имущества. Вот почему, в наше время, треть русской аристократии, будучи православными, носит мусульманские фамилии. С подчинением аристократии, весь народ, с помощью всевозможных истязаний, постепенно подвергался насильственной христианизации.

    Даже в период созыва думы, конституционное правительство России, помешало населению нескольких сот деревень вернуться к религии их предков. Несколько руководителей было сослано в Сибирь, что случается теперь повседневно. Несмотря на то, что факты массового насильственного обращения в христианство не имели место в течение последних пятидесяти лет, тем не менее, репрессии никогда не прекращались. Большая часть земли была конфискована для того, чтобы быть розданной прибывшему из других провинций русскому населению. Именно таким образом, на месте мусульманского населения, насильственным образом выселенного в Турцию, создавались русские деревни. Вот каким образом, большинство сельских земель Северного Кавказа, находится в руках русских.

    Я имею честь привлечь ваше особое внимание, к судьбе населения кавказского побережья, которое, в течение десятилетий и даже в наши дни, всеми средствами вынуждают к переселению в Турцию. Эти несчастные, покидают свою страну в состоянии неописуемой нищеты, так как все их имущество конфисковано в пользу русских.

    Вот и все, господа, что я хотел Вам сообщить. В заключение, от имени моих соотечественников с Кавказа, я обращаюсь с просьбой к уважаемой ассамблее, использовать свое влияние, для того, чтобы смягчить судьбу этого несчастного населения.

    Compte rendu de la IIIme Confйrence des Nationalitйs rйunie а Lausanne 27-29 juin 1916. Publiй par l’Office centrale de l’Union des Nationalitйs, Lausanne, 1917, p. 156-157.

    № 5

    ДОКЛАД УЗДЕНЬ ХАДЖИ-МУРАТ ГАЗАВАТА «О БЕСПРАВНОМ ПОЛОЖЕНИИ ГОРЦЕВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА», ПЕРЕДАННЫЙ ИМ В ИЮЛЕ 1916 ГОДА В КОНСТАНТИНОПОЛЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ МИНИСТЕРСТВ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ГЕРМАНСКОЙ И АВСТРИЙСКОЙ ИМПЕРИЙ.


    После длительных и кровавых боев 1795-1859 гг., судьба заставила горцев Кавказа сложить оружие, подчинившись русскому насилию. Более чем 60 лет, сражались горцы за свою независимость, потеряв, в этой неравной борьбе, половину своего мужского населения. Турция и Франция протестовали, тем не менее, эти протесты остались всего лишь протестами, и судьба Кавказа была решена пленением в 1859 г., местечке Гуниб гениального Шамиля, – имама кавказских мусульман. Россия завоевала опустошенный Кавказ, так как горцы воевали до последней возможности. Не успел прозвучать последний выстрел побежденного Кавказа, как русские уже приступили к проведению своей русификаторской политики. Натолкнувшись на энергичное сопротивление, Россия начала вести свою игру с чужыми ей народами. Обещав многое, она не исполняла ничего. С самого же начала эта политика потерпела неудачу. Убедившись, что горцы уже не в состоянии оказать вооруженное сопротивление, Россия решила решительно и прямо идти на пролом. Русские обладают своим собственным национальным искусством власти, – несправедливостью и насилием в политике. Это искусство русского правительства господствует до сих пор на Кавказе. Для того чтобы укрепится в стране, русские отбирают землю у горцев, раздавая ее казакам, крестьянам, и, всякого рода преступникам, ранее сосланным на Кавказ. При этом, не ограничиваясь только лишь отчуждением земли, Россия вынудила также часть горских народов покинуть Кавказ. Так, в 1860-1900 гг., в Турцию были изгнаны около двух миллионов человек, половина из которых погибла по дороге, в результате голода и злоупотреблений русских чиновников. Со времени завоевания Кавказа, горские народы ни разу не пользовались правами, гарантированными русскими законами, так как в течение почти всего этого времени, на Кавказе господствует военное положение и там правит полное насилие продажных чиновников. Лишь недавно, там было отменено телесное наказание, которое, уже в течение долгого времени не применялось в отношении русских крестьян. Насколько явно несправедлива установленная там русская правовая система, видно из того факта, что услугами адвокатов могут пользоваться лишь казаки и крестьяне, но не горцы. Военное положение существует лишь для местных народов Кавказа. Даже в период введения конституции и думы, мусульмане-кавказцы не получили своих прав. Из шестимиллионного населения мусульманского Кавказа, был избран лишь один депутат, да и тот, был назначен русским правительством. Трудно верить, каким жестоким образом действовали, и еще сегодня действуют русские на Кавказе, и с какой наглостью и презрением говорят они, одновременно, о гуманном правлении! Для того, чтобы легче разделаться с горскими народами, Россия решила сначала разрушить их экономически, постепенно конфисковав, с этой целью, наши лучшие земли. 20 лет тому назад, горские народы все еще обладали стадами. Сегодня это осталось в прошлом. Расположенные вокруг наших городов земли на Северном Кавказе, ранее принадлежащие горским народам, на сегодняшний день наполовину отняты и розданы правительством казакам и русским крестьянам. Горские народы энергично протестовали против этого насилия. Русские применили в ответ их излюбленные жестокости: - разрушение, изгнание и виселицу в кубанской, терской и дагестанской губернии. Таким образом, в 1870-х и 1880-х годах, были уничтожены тысячи людей и семей. В настоящее время, прямое повешение более не применяется. Вместо этого, Россия применяет другие меры, наиболее ужасным из которых является так называемая «экзекуция». Экзекуция отличается особой жестокостью, часто являясь лишь предлогом, используемым правительством. Если, например, в результате плохого урожая, население не способно полностью уплатить налоги, последние изымаются с помощью экзекуции. Или, если, скажем, совершается кража на отдалении тысячи верст от горного села, а следы вора будут где-нибудь обнаружены, в таком случае вся территория прочесывается экзекуцией роты солдат и казаков. Упомянутые солдаты, совершают всевозможные насилия и мерзости. Любое сопротивление подавляется смертным приговором. Особыми жестокостями отличились правительственные экспедиции, посланные с карательными целями на Северный Кавказ в 1907-1911 гг. Командирами этих экспедиций, были назначены особо жестокие лица, такие, как Вербицкий, Филиппов, Веселовский и др. До сих пор не известна цель посылки этих экспедиций. Под предлогом поиска спрятанного оружия, были подвергнуты обыску все дома горцев, в ходе которых, казаки и солдаты забирали себе все, что им нравилось. Правительство приняло решение терроризовать всех горцев, предоставив, с этой целью, главарям экспедиций все те полномочия, которые они хотели. Дело дошло до того, что главарь рыскающих в степи казаков устроил охоту на людей, приказав казакам бичевать невинных жертв кнутами. Многие горцы погибли ради сохранения чести своих семей. Многие и сейчас еще умирают в русских тюрьмах. Главари Вербицкий и Филиппов отдали приказ подвергать бичеванию, а в случае оказания сопротивления просто расстрелять, любого нерусского, который, после 7 часов вечера будет находиться на улице или в степи. Таким образом, было убито много горцев в округах Терека и Дагестана. В качестве начальников округов назначались и назначаются лишь военные лица, известные своей жестокостью. Так полковники Митник и Добровольский собственноручно расстреливали людей, приговаривая при этом: «интересно видеть, как умирают эти звери-горцы, ненавидящие нас». Много жестокостей и насилий было совершено экспедициями в Дагестане, Чечне, Ингушетии, Кумухе, Осетии и других округах. В это трудно поверить, но все это, к сожалению, является фактами, повторяющимися и сегодня. Горцы платят русскому правительству невероятно высокие налоги. В частности, так называемые прямые, непрямые, дополнительные, чрезвычайные и штрафные налоги. Кроме этих налогов, изымаются деньги для школ и больниц, хотя ничего из этого, Россия пока еще не предоставила горцам. Любая инициатива, исходящая от самих горцев и направленная на улучшение нашего положения, наталкивается на непреодолимое препятствие со стороны правительства, сами же инициаторы, попадают под полицейский надзор. Россия всегда была врагом нашей нации, нашей культуры и нашего существования, ведущей, со дня завоевания Кавказа, ожесточенную борьбу против нас. Еще в 1790 г., до завоевания Кавказа, у нас было сильное культурное развитие. У нас была промышленность, торговля, газеты, богатая литература и музыка. Существовали многие благотворительные и кредитные общества. Одним словом, Кавказ представлял собой отдельный, самостоятельный культурный регион. Россия все это уничтожила. На всем Северном Кавказе были запрещены игры, национальная музыка и песни. У певцов отняли инструменты, а самих их бросили в сырые ямы. У девушек, поющих, или играющих на каких либо инструментах, отрезались косы, а их родители наказывались. Все это происходило систематически, со дня завоевания Кавказа до 1900 г. Подобное продолжается и сейчас. Подобное ужасающее господство и подобные унижения должен выносить весь Северный Кавказ. Трудно поверить, что какой-либо народ, может быть подвергнут подобному жестокому и циничному обращению. Обращению, неразрывно связанному с названием «Россия».

    Преследование наших духовных лиц приняло неслыханные размеры, и начались с того дня, когда Россия утвердила свою власть на Кавказе. Достаточно какому-нибудь мулле приобрести симпатии жителей какой-либо деревни, как он тут же удаляется из этого места. Если же под влиянием духовного лица оказывается целый округ, он рассматривается опасным и ссылается в Сибирь. Множество уважаемых мулл и других известных личностей трагически умерли в тюрьмах. Таким образом, умер в жестокой ссылке основатель «Тариката», знаменитый дагестанец Кунта Хаджи. Такую же судьбу, разделил в прошлом, 1915 г., 115 летний старик, Батал Хаджи. Любое духовное лицо, обучавшееся в Турции, Египте, или в какой-либо другой стране, не имеет возможности вернуться в Россию. Россия хочет посредством репрессий и насилий уничтожить все враждебно настроенные к ней племена Северного Кавказа. На сегодняшний день русским удалось расправиться со многим, тем не менее, им все же не удалось уничтожить и убить наше национальное самосознание. Можем ли однако, мы, горцы, при таких условиях устоять еще длительное время? Разумеется, нет! В случае, если Европа не обратит на нас свое внимание, Россия уничтожит нас в течение полувека. Горцам хорошо известны намерения русских, и поэтому испытывают они к ним лютую ненависть, будучи готовыми напасть на них при любом удобном случае. В 1877 г., во время русско-турецкой войны, против русских восстали Дагестан и Чечня. Во главе восстания стоял талантливый чеченец, Албак Хаджи Газават. Объявив Кавказ независимым, он открыто выступил против русских. Горцы причинили русским огромный ущерб, сковав тем самым, на Кавказе, армию в 70 000 человек. Борьба горцев продолжалась еще много времени, спустя завершение русско-турецкой войны. Россия опустошила весь Дагестан и Чечню. Сотни бойцов были повешены, а тысячи, – сосланы. Тем не менее, на Берлинском конгрессе, о нас не обмолвились ни словом. Ни Турция, ни Европа, не выступили тогда в нашу защиту, что позволило России, вести себя как ей заблагорассудится. Упомянутые последствия еще свежи в памяти горских народов, для того, чтобы вновь повторить подобное восстание без достаточного количества оружия и существенной иностранной поддержки. Если же турецкой армии удастся уничтожить русских и занять Кавказ, в таком случае, все кавказское население, как один человек присоединится к турецкой армии, перерезав, тем самым, путь отступления русских. Стремление к независимости, у нас не только не умерло, но и стало еще сильнее. Ибо мы, горцы, твердо убеждены, что волны великой европейской войны докатятся и до нас, и что мы, вместе с турецкими солдатами, – нашими освободителями и защитниками всех дорогих исламу мусульман, – должны будем проливать нашу кровь за независимость и достойное существование трех миллионов жителей гор. О том, как воюют горцы за свободу, – повествует история. Мы же, ждем лишь турков и оружия.

    Если же война не достигнет до нас, в таком случае, мы, горцы, приговорены молча наблюдать за событиями. Эта война, не пройдет мимо нас незамеченной, так как мы готовы в любое время воевать за нашу свободу. Если же подобный подходящий случай не настанет, все равно, варварской России не удастся уничтожить нас и поработить, незаметно от Европы.

    Во время этой войны, сотни политически подозрительных людей уже были сосланы в Сибирь, а на месте, подверглись преследованиям русского правительства.

    Независимо от того, как закончиться эта война, с нашим или без нашего в ней участия, мы, горцы, умоляем Великие Центральные Державы защитить нас от полного уничтожения и освободить от русского ярма.

    Мы, горцы, просим вынести наше дело на обсуждение на ближайшем Европейском мирном конгрессе. Просим позволить нам, изложить на нем нашу нужду, наши жалобы и пожелания. Мы имеем собственную историю и культуру, и живем в богатейшем краю мира. Наши пожелания, мы подробнейшим и ясным образом представим на следующем мирном конгрессе. Мы, горцы, как и в целом, все кавказцы, верим и надеемся на наше лучшее национальное будущее и знаем, что наша судьба зависит от Великих Центральных Держав. За помощь, которую окажут нам Центральные Державы, им будут предоставлены сокровища нашей богатой земли, так как мы передадим их в пользование наших освободителей.

    “Über die rechtlose Lage der Bergvölker des Nord-Kaukasus”, von Usden Chadschi-Murat Gasawatt. K. und K. Militärbevollmächtiger in Konstantionopel an das Auswärtige Amt in Oesterreich, Zu Mb. Nr. 1370 von 1960. HHStA, PA, I 947 Krieg 21 k Türkei: Georgisch-grusinischer Aufstand im Kaukasus 1914-18, Fol. 126-131.





    * Мнения авторов статей могут не совпадать с позицией редакции. Ответственность за достоверность приведенных фактов несет автор статьи.


    Rambler's Top100 © «Кавказ Online» 2009 г. Информационно-аналитический портал. E-mail: [email protected]
    Новости стран Кавказа, эксперты и аналитики о конфликтах (Северный Кавказ, Южный Кавказ), проблемы развития Кавказа, геополитика Кавказа, экономика и бизнес, народы Кавказа. © "Кавказ Online", 2009
    При цитировании информации гиперссылка на "Кавказ Online" обязательна.