Кавказ Online

Меню
 
Страны
 
Регионы
 
Рубрики

Реклама

  • Разное

    Деоккупация Грузии возможна

    22/01/2015

    Паата Гаприндашвили

    На министериале ОБСЕ, состоявшемся в 2014 году, представитель Франции назвал 2014 год "годом шока европейской безопасности и доверия". Это, к сожалению, было правильной оценкой, поскольку именно в 2014 году Россия начала военную агрессию в Украине и осуществила агрессию в Крыме…

    Военная агрессия в Восточной Украине по-прежнему продолжается. С начала конфликта и по сегодняшний день в Украине погибло около 5 тысячи человек (с минского соглашения по нынешнее время жертвы превысили тысячу человек).

    Между тем, следует сказать, что явное разрушение европейской безопасности и доверия началось еще с 2007 года, когда Россия объявила "мораторий" (несмотря на то, что договор не учитывал такую возможность) на выполнение соглашения об обычном вооружении в Европе (его образно назвали "краеугольным камнем европейской безопасности") и чуть позже, в том же году, полностью прекратила выполнение предусмотренных договором обязательств. В 2008 году Россия осуществила военную агрессию против Грузии. Сегодня в оккупированных регионах Цхинвали и Абхазии у России незаконно размещены многотысячные военные базы, вместе с тем увеличивается опасность аннексии этих двух оккупированных регионов Россией.

    Цивилизованный мир постарался спасти режим обычного вооружения в Европе и вернуть Россию в рамки международного права и цивилизованных отношений. NATO предложил России т.н. "План параллельных действий", по которому страны-члены NATO ратифицировали бы адаптированные ОВСЕ, и конструктивно ответили на другие определенные требования России (например о фланговом вопросе), а параллельно Россия выполнила бы "Стамбульские обязательства" 1999 года. В частности вывела бы вооруженные силы из Грузии и Молдовы, и возобновила выполнение ОВСЕ. Из-за позиций России переговоры о "Плане параллельных действий" завершились безрезультатно.

    С целью спасти режим контроля над обычным вооружением в Европе в 2010-2011 годах в Вене активно шли переговоры в т.н. формате 36-и (30 стран ОВСЕ, плюс Албания, Эстония, Латвия, Литва, Словения и Хорватия). Несмотря на долгие попытки, и немалые конструктивные действия и четкие компромиссы (фланговые вопросы, стамбульские обязательства и т.д.) большинства участвующих в переговорах стран (в том числе Грузии), Россия отказалась от договора о фундаментальных принципах (согласие принимающей страны и связанные с транспарентностью мероприятия: обмен информацией и военные инспекции), и потребовала начать совершенно новые переговоры по вопросам безопасности. Этим шагом Россия фактически похоронила на неопределенное время режим контроля обычного вооружения в Европе. Переговоры в формате 36-и прекратились. Страны члены NATO, участвующие в ОВСЕ, так же как и Грузия, приостановили обязательства, взятые по договору с Россией.

    То, что составляло главные элементы жесткой позиции России, и какие причины обусловили в последние годы крайне деструктивные (даже по российским стандартам) действия России в отношении договора ОВСЕ, окончательно разрушившие эффективный механизм контроля обычного вооружения в Европе, действующий с 1990 года, является темой отдельного, более детального анализа. На этот раз уделим внимание тому, как глубоко пронизан российский истеблишмент неким психологическим фактором, "поколебленной гордостью", возникшей в результате согласия "слабой Россией" в 90-х годах на проигрышные для нее договора. Путинская Россия начала "исправлять" ошибки, и вернула России "мощь".

    Сегодня уже не вызывает сомнения, и многие вслух говорят на эту тему (в том числе и те, кто раньше не делал этого), что стратегической целью путинской России (и вообще современной России) является, как минимум, установление влияния и контроля над ближайшими соседями. Говоря иначе, Россия хочет создать специальный субрегион безопасности, куда войдут бывшие страны Советского Союза (на этот раз без стран Прибалтики, являющихся членами NATO и Евросоюза).

    Очевидно, что российская агрессия в Грузии и Украине была осуществлена именно на фоне разрушенного доверия и механизма безопасности в Европе. В свое время именно эти механизмы и рамки международного права и обязательств обусловили вывод российских военных баз из Грузии (кроме Гудауты), и начало процесса реальной деоккупации Грузии, и ее динамику.

    Во время Советского Союза в Грузии существовала многотысячная советская оккупационная сила и масштабная военная инфраструктура. Главным местом размещения этих сил являлись Вазиани (Тбилиси), Гудауты, Батуми и Ахалкалаки. В разных местах Грузии существовало множество военных частей и объектов. Наряду с этим в Тбилиси находилась штаб-квартира Закавказского военного округа, откуда управлялись силы Советского Союза в Армении, Грузии и Азербайджане. После распада Советского Союза это расположение сил в основном сохранилось, и штаб-квартира Закавказского военного округа была переделана в штаб-квартиру группировки российских военных сил в Закавказье. Позже переговоры проводились как раз таки о выводе вышеупомянутых четырех военных баз и поддерживающей их другой военной инфраструктуры.

    В первой половине 90-х годов, несмотря на попытки тогдашнего главы государства Эдуарда Шеварднадзе, в рамках двухстороннего диалога с Россией по вопросам безопасности (следует отметить, что иного солидного альтернативного выбора особо и не было, поскольку Запад тогда предпочел не вмешиваться активно в сферу влияния России) ощутимый прогресс и результат не был достигнут. Примечательно, что в 1995 году Грузия была готова с перспективой продления в будущем узаконить на 25 лет российские военные базы в Грузии, если бы Россия помогла в восстановлении территориальной целостности Грузии и строительстве вооруженных сил. Был даже подписан соответствующий договор. Одержимая веками захватом чужих территорий и расширением сфер влияния, Россия не намеревалась делать реальных шагов для урегулирования инспирированных ею же в Цхинвальском регионе и Абхазии конфликтов, и искоренить результаты массовой этнической чистки. Следовательно, не был ратифицирован данный договор от 1995 года. В стране, территориальная целостность которой была нарушена, присутствие войск и баз чужой страны, в том числе в столице, стало источником все более возрастающей дестабилизации.

    Договор об обычных вооружениях в Европе был оформлен в 1990 году между NATO и Варшавским пактом. Его подписали все государства этих двух организаций. ОВСЕ установил двум противостоящим военным блокам лимиты в 5 категориях обычного вооружения (т.н. ограниченное договором вооружение и техника, кратко - ОДВТ): боевые танки, системы артиллерии, бронемашины, боевые самолеты и боевые вертолеты. Наряду с этим по договору были установлены механизмы обмена информацией и верификации (инспекций). Всеобще признано, что ОВСЕ сыграли огромную роль в минимизации опасности военной конфронтации в Европе, и улучшении общей европейской безопасности.

    После распада Варшавского пакта и позднее Советского Союза, в повестку дня встал вопрос адаптации ОВСЕ, так как изначально они были основаны на системе отношений между блоками. Договор адаптированных ОВСЕ был подписан в 1999 году в Стамбуле, и систему лимитации между блоками он сменил на индивидуальные и территориальные лимиты государств членов.

    Во второй половине 90-х годов Грузия избрала активный прозападный курс, и международное содружество вслед за возросшим значением Грузии (участие в международных энергетических проектах) уделило ей больше внимания. Грузия по мере возможности углубила отношения с США, Евросоюзом и NATO. Наряду с восстановлением территориальной целостности все более актуальным стал вопрос вывода российских военных баз из Грузии.

    Именно предназначенная Грузии существенная роль в процессах адаптации обычного вооружения в Европе и в целом развитии общеевропейской безопасности значительно обусловила реальное начало процесса вывода из Грузии российских военных баз и, следовательно, деоккупации.

    17 ноября 1999 года в Стамбуле Грузия и Россия подписали совместное заявление. Этим документом Россия взяла обязательство вывести из Грузии ОДВТ в 2000 году, а в 2001 – военные базы Вазиани и Гудауты. Вместе с тем, Грузия со своей стороны обязалась дать России право временно разместить на военных базах Батуми и Ахалкалаки ограниченное договором ОВСЕ вооружение и технику. Стороны также договорились, что в течение 2000 года завершат переговоры о сроках и модальности функционирования этих баз и других военных объектов.

    Несмотря на то, что Грузия не потребовала немедленного вывода российских военных баз (теоретическая возможность чего у нее была согласно адаптированному договору ДОВСЕ), достигнутый договор (совместное заявление) однозначно можно оценить, как соглашение о выводе российских вооруженных сил из Грузии. Следует отметить, что записанные в заявлении обязательства проистекали как раз таки из одного из основополагающих принципов адаптированного ОВСЕ, подразумевающего право суверенной страны решать, разрешить или нет другой стране размещение вооруженных сил на своей территории.

    Можно сказать, что грузинская сторона правильно и профессионально использовала все те возможности, которые дало ей участие в значительных процессах международной безопасности. Грузинско-российскому совместному стамбульскому заявлению предшествовали достаточно сложные переговоры с Россией. Многораундными и сложными переговорами продолжался также период после стамбульского соглашения с целью реализации стамбульских обязательств. В 2000 году, на пятом раунде переговоров Грузия достигла еще одного серьезного соглашения, по которому максимальным сроком функционирования военных баз Батуми и Ахалкалаки, также как и других военных объектов в Грузии, было определено время, необходимое для завершения их функционирования.

    В 2000-2001 годах Россия вывела из Грузии ограниченное договором лишнее вооружение и технику, и закрыла военную базу Вазиани. После многолетних сложных и болезненных переговоров и процессов, в 2007 году Россия вывела из Грузии также военные базы Батуми и Ахалкалаки. Россия не закрыла только военную базу в Гудауте (Абхазия), несмотря на немалые заявления, что она выполнила и это обязательство стамбульского соглашения.

    Именно невыполнение стамбульских обязательств (в частности, свертывание гудаутской базы и вывод вооруженных сил из Молдовы) стало одной из главных причин того, что международное содружество, несмотря на разногласие во мнениях в определенных случаях и шантаж России, не легализовало невыполнение международных обязательств Россией и, следовательно, адаптированный договор ДОВСЕ не вступил в силу.

    Сегодня европейский "краеугольный камень безопасности", механизм контроля обычного вооружения в Европе, разрушен. В Грузии и Украине продолжается российская агрессия. Молдова живет в условиях возросшей опасности оказаться очередным объектом прямой российской агрессии. Более того, ощущение российской опасности заметно увеличилось в странах Прибалтики и Польше. Параллельно США, Европа, и в целом цивилизованный мир старается путем санкций (хоть и пока еще недостаточных) сдержать агрессивную Россию. Из-за резко ухудшенной международной ситуации, резкого обрушения цен на нефть, и обесценивания рубля экономика России продолжает падение. По некоторым прогнозам в будущем году экономика России может сократиться на 5%.

    Иронично, но факт, что новейшая история России учит тому, что авторитарная и вместе с тем экономически более или менее сильная Россия почти автоматически означает дистанцирование этой страны от поля международного права и цивилизованных отношений, и наоборот, когда экономика России слабеет, напуганная перспективой распада страны Россия возвращается к столу международных переговоров. Международные переговоры и, следовательно, урегулирование отношений по нормам международного права и принципам для Грузии тоже постоянно является шансом урегулирования проблемы собственной безопасности.

    Рано или поздно, России вновь придется сесть за стол международных переговоров по вопросам безопасности и вооружения. А Грузия должна быть в полной готовности для этого, и не упустить свой шанс. Следует отметить, что профессионалы, которые в течение ряда лет занимались проблемами безопасности и принимали участие в переговорах с Россией, сегодня за редким исключением не находятся в государственной системе. В случае правильного видения и координации, эти люди в нужное время вновь смогут эффективно использовать все возможности, и не упустить из рук шанс полной деоккупации Грузии.





    * Мнения авторов статей могут не совпадать с позицией редакции. Ответственность за достоверность приведенных фактов несет автор статьи.


    Rambler's Top100 © «Кавказ Online» 2009 г. Информационно-аналитический портал. E-mail: [email protected]
    Новости стран Кавказа, эксперты и аналитики о конфликтах (Северный Кавказ, Южный Кавказ), проблемы развития Кавказа, геополитика Кавказа, экономика и бизнес, народы Кавказа. © "Кавказ Online", 2009
    При цитировании информации гиперссылка на "Кавказ Online" обязательна.