Кавказ Online

Меню
 
Страны
 
Регионы
 
Рубрики

Реклама

  • Разное

    Почему политики используют термин «Южная Осетия»

    09/10/2013

    Манана Нозадзе

    Грузинские политики весьма часто используют навязанный Россией после советизации термин - т.н. Южная Осетия. И это тогда, когда т.н. Южной Осетии не существует в природе, и до 1922 года история не помнит никакую Южную Осетию. На этом фоне понятно, что грузинской общественности чужд этот несуществующий термин, и более того, такая лексика политиков вызывает раздражение.

    Этот этнический термин не только для грузин, но и для величайших кавказоведов был чуждым. Многим раньше, с 1770 года до середины XIX века, в записках германских путешественников (Гюльденштедт, Райнегс, Клапрот, Айх-Вальд, Вагнер, Гакстгаузен), побывавших в Грузии, не попадается термин Южная Осетия.

    На сегодня ученые заявляют, что никакой народ не допустил бы такую ошибку. Современные грузинские ученые для обозначения этой территории предлагают термины "Шида Картли", или "Северный Картли".

    Наше интернет издание ранее писало о навязанном термине "Знаури", являющемся ничего не значащим для грузин названием. В действительности это было имя личности, проявившего себя особой жестокостью в отношении местного грузинского населения. Отряды осетинского революционера, Знаура Айдарова, вырезали села ущелий Картли, и только в 1933 году был назван этим именем грузинский поселок Окона.

    Что касается термина "Самачабло", это тоже несовершенное название, поскольку Самачабло на самом деле было небольшим княжеством рода Мачабели, и не охватывало весь Цхинвальский регион. Более того, на данной территории находились княжества Палавандишвили и других грузинских знатных фамилий.

    Осетинские сепаратисты не сидят сложа руки с точки зрения фальсификации терминологии. Несколькими месяцами ранее "Осрадио" прямо ставило вопрос: "Не пришло ли время вернуть настоящее название-Алания, или Осетия?"

    "Мы осознали, что мы не инертная масса, а народ, решение которого может многое изменить. Не удивительно, что сегодня Южная Осетия не неизвестный регион, а страна, о которой знают не только в Москве, но и в Вашингтоне, в особенности после августовской войны. Мы являемся независимой страной, это означает, что у нас должны быть соответственные атрибуты: флаг, герб, конституция, правительственные органы, армия. За время нашей независимости внедрились многие термины. Однако, самый главный из них "Южная Осетия". Название "Осетия" было придумано не нами, а Россией и Грузией. "Осетия", или "Овсетия", так называется наша страна в грузинских исторических документах"- заявляет "Осрадио", причем умышленно не конкретизирует, что в Грузинских источниках "Овсетией" называлась территория, находящаяся на Северном Кавказе, а не исконно грузинский Цхинвальский регион.

    Между тем, лидер осетинских сепаратистов Мурат Джиоев заявляет, что патриарх Грузии Илия II даже не произносит слово "Южная Осетия", и называет их "Самачабло", что унизительно для осетин, поскольку, по словам Джиоева, этот термин внесли в политическое пользование со времен Гамсахурдиа, дабы еще больше оскорбить осетин.

    For.ge поинтересовалось, как сможет грузинская сторона восстановить реальную терминологию для Цхинвальского региона, и как международная общественность освоит вместо неправильного варианта вновь предложенный термин?

    Историк, профессор Дмитрий Швелидзе полагает, что в ряде случаев политики вынуждены в ходе переговоров неправильно использовать термин т.н. Южная Осетия, которая стала официальным термином в советский период, когда была создана т.н. автономная область Южной Осетии.

    По словам историка, начиная со времен Гамсахурдиа национальная власть, а также историки, общественные деятели и политики часто применяли термин "Самачабло". Однако это название тоже является полностью искусственным термином. Более того, разве будет объективно, если назвать Квемо Картли Сабараташвило (производное от княжеской фамилии Бараташвили)? Или Самухранбатоно (от Мухранбатони)? Нельзя ведь восстанавливать терминологию сообразно фамилиям Цулукидзе, Лордкипанидзе, Чхеидзе?! Таким образом, если обратиться к средним векам, это запутает и нас, и наших сторонников и противников.

    "Во время международных переговоров политики могут упоминать термин т.н. Южная Осетия, только с тем пояснением, что это был термин советского периода. Настало время назвать явления объективными именами. Это часть территории Шида Картли. В крайнем случае, ее можно назвать Цхинвальским регионом, хоть и это я не считаю оправданным, поскольку это наш регион Шида Картли. Тот же Саингило находится в пределах другой страны, но, слава Богу, Саингило называется своим именем. К сожалению, само очертание и территория т.н. Южной Осетии не имеет такого одного четко выраженного названия, поэтому, когда мы ее называем Шида Картли, это не означает, что данный термин полностью охватывает т.н. Южную Осетию, напротив, территория т.н. Южной Осетии является всего лишь одной составной частью Шида Картли. Поэтому лучше, бросить эту затею с Самачабло, Сапалавандишвило, все эти средневековые термины. Наиболее объективным было бы назвать ее частью Шида Картли. Тем самым будет исправлено все, и будет подчеркнуто объективное положение, что эта территория в действительности относится к Шида Картли"- заявил Дмитрий Швелидзе.

    По словам историка, мы не являемся государством, у которого есть гарантированная независимость. Фактически мы являемся государством на военном положении, которое борется за гарантию независимости и территориальную целостность. Эта борьба не означает непременно грохота пушек. Поэтому внедрение правильного термина должно быть частью нашей борьбы. Должно заработать печатное слово в этом направлении, чтобы политики услышали историков.

    По словам Дмитрия Швелидзе, к сожалению, наши политики не прислушиваются к историкам и ни во что не ставят науку. Поскольку, в порядке вещей, чтобы историки предложили им этот термин, и затем политики приложили усилия для того, чтобы внедрить его в терминологии международной дипломатии.

    "Этот неправильный термин внедрили наши враги, и нам не следует повторять то, что говорили враги. Было бы хорошо, чтобы ваше интернет издание начало эту кампанию, и для внедрения реального термина была созвана конференция, или симпозиум. Что главное, наша попытка не должна быть одноразовой"- заявил Дмитрий Швелидзе.

    По словам члена парламентского большинства Левана Бердзенишвили, для обозначения данной территории используются параллельные формы, такие как Цхинвальский регион, Северный Картли, т.н. бывшая Южная Осетия. Однако как филолог, Леван Бердзенишвили полагает, что главное не то, какой применяется термин, а то, кто какое содержание вкладывает в этот термин. Неквалифицированными являются запреты, и то, что раз кто-то использовал тот или иной термин, то он является предателем, российским агентом.

    По словам Левана Бердзенишваили, у нас в данном регионе гораздо серьезнее обстоят дела, чем вопросы этих терминов, и обвинения друг друга в чем-то. Поэтому следует использовать такие термины, которые будут полезными, и не будут непонятными.

    "Например, когда мы скажем термин "Северный Картли", в Евросоюзе никто не поймет о какой территории идет речь. Кроме нас существуют и другие, и помимо Грузии, следует учитывать также и интересы других. Мы вообще можем назвать эту территорию новым именем. В конце концов, это наша земля и как хотим, так и назовем ее, но вместе с тем, это должно быть понятно для проживающих там людей и остального мира. В документах Евросоюза, которые поддержала делегация Грузии, вы увидите, что для остального мира обозначение данной территории без упоминания Осетии не получается. Это было бы непонятно, а для внутреннего пользования мы используем термин Самачабло. Поэтому использовать термин, который применяется в международной практике, не является ошибкой, и главным не должен быть поиск виновных, у кого какое слово выскользнуло из уст"- заявил Леван Бердзенишвили.

    Лидер "Свободной Грузии" Каха Кукава отметил, что термин т.н. Южная Осетия ввели в обиход в советский период, что напрямую было термином, выдуманным предателями и врагами Грузии. Здесь речь идет о периоде Орджоникидзе. Однако на сегодня другая реальность, и этот вопрос уже не является вопросом, который может решить только наше государство. Минимум, его следует решать в рамках грузинско-осетинского диалога. Поэтому даже если грузины односторонне назовут эту территорию Самачабло, это еще больше отдалит наши позиции с осетинами.

    По словам Кахи Кукава, в настоящее время нашим приоритетом является найти точки соприкосновения с осетинской стороной, и осторожно относится к вопросам, которые углубят конфликт.

    "Этот термин не используется официально в законодательстве Грузии, и Саакашвили внедрил его только в положении временной администрации. Грузинское законодательство не знает термин т.н. Южная Осетия, и это временный рабочий вариант. Когда состоится договор с осетинской стороной, на что я и надеюсь, возможно, грузинская сторона допустит компромисс с тем, чтобы предусмотреть в терминологии позицию осетинской стороны. С чисто научной точки зрения мы можем назвать эту территорию правильным термином, однако если его не примут осетины, это будет политически неправильным шагом"- отметил Каха Кукава.





    * Мнения авторов статей могут не совпадать с позицией редакции. Ответственность за достоверность приведенных фактов несет автор статьи.


    Rambler's Top100 © «Кавказ Online» 2009 г. Информационно-аналитический портал. E-mail: [email protected]
    Новости стран Кавказа, эксперты и аналитики о конфликтах (Северный Кавказ, Южный Кавказ), проблемы развития Кавказа, геополитика Кавказа, экономика и бизнес, народы Кавказа. © "Кавказ Online", 2009
    При цитировании информации гиперссылка на "Кавказ Online" обязательна.