Кавказ Online

Меню
 
Страны
 
Регионы
 
Рубрики

Реклама

  • Разное

    Чему и кому служат поправки к закону "Об оккупированных терреториях"?

    12/06/2013

    Гоча Гварамиа, независимый эксперт, коалиция "Общественная инициатива"

    Поправки в закон "Об оккупированных территориях" будто бы переместились на второй план на фоне последних событий в стране. Однако, они не забыты и именно сейчас следует выдвинуть вперед их актуальность.

    Представители Министерства иностранных дел России высокого ранга Карасин и Грушев уже начали говорить в тоне ультиматума. Один требует отмены уголовного преследования за нарушение границы, а другой - вообще отменить этот закон. Это тоже некий прием в российской дипломатии. Основной целью требований разной остроты со стороны двух представителей одного и того же ведомства кремлевской системы на данном этапе является достижение первой цели. А если будет достигнута и вторая цель, то тем лучше. Учитывая же особенности российской политики, если протянуть ей "палец", то "можно лишиться руки".

    Давайте отложим в сторону всякие внутриполитические разногласия между "Национальным движением" и "Мечтой" и рассмотрим вопрос с чисто правовой точки зрения. Постараемся объяснить, какие есть ляпы допущены в этих поправках, и какую угрозу могут они повлечь в будущем.

    С самого же начала следует отметить, что пакет поправок в закон "Об оккупированных территориях", представленные аппаратом госминистра по делам реинтеграции Пааты Закареишвили, касаются лишь статьи 4. Тем временем их осуществление приводит эти изменения в противоречие с другими статьями.

    В частности, со статьей 3 того же закона, которая определяет правовой режим оккупированных территорий. По действующему законодательству, "На оккупированных территориях – на срок действия настоящего закона – распространяется режим чрезвычайного положения, а также особый правовой режим, который подразумевает ограничения по вопросам свободного передвижения, осуществления предусмотренной настоящим законом экономической деятельности, заключения сделок, связанных с недвижимым имуществом на оккупированных
    территориях, и иным вопросам, определенным настоящим законом".

    Со своей стороны срок действия закона, предусмотренный данной статьей, определен статьей 11 того же закона. Примечателен пункт 3 данной статьи, согласно которому: "Предусмотренный настоящим законом правовой режим действует до полного восстановления юрисдикции Грузии на оккупированных территориях.".

    Кроме того, важен пункт 4 той же статьи 11, согласно которому: "В соответствии с процессом деоккупации Парламент Грузии до 1 января 2012 года рассмотрит вопрос о целесообразности внесения изменений и дополнений в настоящий закон". То есть, данный пункт определяет сроки внесения поправок в настоящий законе соответственно процессу деоккупации, что уже осуществлено. А сегодня, когда не то чтобы проходит процесс деоккупации, а напротив, Россия осуществляет политику ползучей аннексии и переносит линию оккупации вглубь, подобная "либерализация" не только неприемлема, но и является преступным действием.

    Касательно статьи 4, определяющей "Ограничение свободного передвижения на оккупированных территориях".

    Первый пункт данной статьи определяет легальный допуск на оккупированные территории. То есть, перечислены те направления, через которые вход на оккупированные территории считается легальным, и не вызывает правового преследования в каком-либо виде.

    Согласно пункту 2 статьи 4 " Кроме определенных в пункте первом настоящей статьи территорий, проникновение на оккупированные территории со всех других направлений для граждан иностранных государств и лиц без гражданства запрещается и наказывается в
    соответствии с Уголовным кодексом Грузии.". А соответствующая статья Уголовного кодекса определяет, что в случае существования факта такого нарушения лицо будет наказано штрафом, или заключением. Однако пограничный режим нерушим, и его нарушение в любом случае определяется как уголовное преступление.

    Здесь же следует отметить, что незаконное нарушение государственной границы любой страны является уголовным преступлением и лицо, совершившее это преступление, подлежит суду. А суд выносит вердикт - штраф, депортация или заключение. Это уже зависит от деятельности конкретного лица на территории страны.

    А также следует принять во внимание небольшую, и на первый взгляд ничего незначащую поправку в пункте 3 той же статьи. По существующему законодательству: В исключительно особых случаях для лиц, предусмотренных пунктом вторым настоящей статьи, может быть выдано специальное разрешение на вход на оккупированные территории с запрещенного направления в порядке, установленном правовым актом Правительства Грузии, если это служит государственным интересам Грузии, мирному урегулированию конфликта, деоккупации, восстановлению доверия между пострадавшим от войны населением, или гуманитарным целям.
    .

    Согласно предложенным поправкам, такое разрешение выдается не в порядке, установленном правовым актом правительства, и в данном случае это нарушение считается допущенным в правовом контексте, а просто по распоряжению правительства, чем правительство, и в данном случае лично премьер-министр, оказывается выше закона и правосудия.

    Достаточно высокую угрозу содержит также поправка, согласно которому, если лица, предусмотренные подпунктами "а" и "б", нарушат закон, и действуют "в наших интересах", они в последующем могут сделать заявку и по распоряжению правительства (а не по правовому акту), это действие им уже не будет вменяться как преступление. Там вообще не указано, в какой отрезок времени следует представить соответствующую заявку в адрес правительства страны. С таким подходом вполне возможно списать нарушения двух, трех или больших лет давности, и лицезреть в Тбилиси Жириновского, Затулина и иже с ними "полных любовью к Грузии" персон.

    Вернемся к действующему законодательству. Согласно пункту 5 статьи 4: "Лица, предусмотренные пунктом четвертым, подпунктами а) и б) настоящей статьи, обязаны до входа на оккупированные территории с запрещенного направления, а в исключительных случаях - после входа - в разумные сроки, известить Правительство Грузии о времени входа на оккупированные территории и о времени выхода с этих территорий. Лица, предусмотренные пунктом четвертым, подпунктом б) настоящей статьи также обязаны предоставить информацию об оказанной населению помощи".

    Давайте поставим вопрос: для чего вообще такое "дополнение", которое и так существует, и прописано достаточно четко?!

    И вообще, чему, и вернее, кому служат эти поправки?!





    * Мнения авторов статей могут не совпадать с позицией редакции. Ответственность за достоверность приведенных фактов несет автор статьи.


    Rambler's Top100 © «Кавказ Online» 2009 г. Информационно-аналитический портал. E-mail: [email protected]
    Новости стран Кавказа, эксперты и аналитики о конфликтах (Северный Кавказ, Южный Кавказ), проблемы развития Кавказа, геополитика Кавказа, экономика и бизнес, народы Кавказа. © "Кавказ Online", 2009
    При цитировании информации гиперссылка на "Кавказ Online" обязательна.