Кавказ Online

Меню
 
Страны
 
Регионы
 
Рубрики

Реклама

  • Разное

    Болезненный рост грузинской демократии

    23/12/2012
    The Economist

    После того, как Бидзина Иванишвили объявил о своем намерении пойти в политику в конце 2011 года, шквал претензий и встречных требований захлестнули страну. Эмоций стало больше, когда грузины пошли на выборы 1-ого октября. Учитывая бурную политическую историю Грузии и доминирование Единого Национального Движения (ЕНД), первая в стране конституционная передача власти была практически революционной.

    Надежды на большее сотрудничество между законодателями Грузинской Мечты и ЕНД получили существенный удар, после двух событий, произошедших 19-ого декабря. Первым событием был арест шести человек, обвиняемых в коррупции, включая бывших министра энергетики и министра финансов, а также Нику Гварамия - недавно назначенного главу телеканала Рустави 2. ЕНД назвал это попыткой оказать давление на независимые средства массовой информации Грузии, на что новое правительство заявило, что расследование началось прежде, чем г-н Гварамия был назначен на новую должность. Вторым случаем стала враждебная демонстрация возле офиса ЕНД в Кутаиси во время визита президента Саакашвили, когда полиция не могла управлять толпой. После этих событий члены парламента из ЕНД покинули Парламент во второй раз за шесть недель. На следующий день, продолжая свой бойкот, генеральный секретарь ЕНД Вано Мерабишвили, объявил, что их партия будет действовать иными путями, чтобы препятствовать возвращению страны к ее темному прошлому.

    Арест бывших чиновников в прошлом месяце, также породил беспокойство. Для обычных грузин это не было удивительным: Г-н Иванишвили обещал это во время предвыборной кампании. Кроме того, это было самым несложным исполнением своих обещаний: арестовать предполагаемых правонарушителей намного легче, чем решить глубокие социально-экономические проблемы, которые и вынудили многих грузин голосовать за Грузинскую Мечту. (Недавние опросы показывают, что, преобразование здравоохранения страны, сельское хозяйство и пенсия – три главных приоритета грузин).

    Но за границей эти аресты восприняли очень плохо. Иностранные политики, дипломаты и ученые быстро взвесили в различной степени все нюансы и справедливость. Чтобы показать хоть какую-то реакцию на это, Правительство обязалось провести справедливый суд, и незамедлительно составило проект реформ по повышению независимости судебной власти. Темп арестов замедлился.
    Некоторые, но не все, члены нового правительства понимают, что должны будут придерживаться тех же стандартов и в будущем. Это понимание должно охватывать все руководство. Точно также как и осознание того, что влечет за собой верховенство закона. Когда, например, Майя Панджикидзе, министр иностранных дел, объявила в Вашингтоне 30-ого ноября, что арестованные являются «преступниками и «виновны» в предъявляемых им обвинениях», этим она подорвала основной принцип презумпции невиновности.

    В то время как некоторые комментаторы обеспокоены возможным поворотом в сторону автократии, более насущной является проблема мажоритаризма. Вера в абсолютное верховенство требований демократического большинства при нынешнем подходе к политике, при котором победитель получает все, является естественным для Грузии. Но такой подход является плохим руководством для демократического правления. Как заявил Томас Мелиа, заместитель помощника государственного секретаря по вопросам демократии, прав человека и труда, в ходе визита в Тбилиси на прошлой неделе, главной трудностью в Грузии в настоящее время является «применение власти большинства с правами меньшинства».

    Совершенно очевидно, что такой подход относится в первую очередь к политике. Несмотря на то, что ЕНД проиграло выборы, партия все же получила 40% голосов. В теории, для оппозиционной партии это мощный мандат. Г-н Иванишвили, чей собственный рейтинг одобрения составил недавно рекордные 80%, уделяет этому мало внимания. На недавнем совещании коалиции «Грузинская мечта», Иванишвили заявил, что «ЕНД продолжает жить на основе своей старой идеологии, основанной на насилии и лжи, той идеологии, которая была отвергнутa грузинским населением». Если они не изменятся, сказал он, они не будут представлять собой «серьезных противников» на следующих выборах. Такая позиция согласуется с его нежеланием выступать против преследования должностных лиц местного самоуправления лояльных к ЕНД в западной Грузии. Более 15 ушли в отставку после выборов.

    Права общественных и религиозных меньшинств являются еще одной проблемой. Последнее противостояние вспыхнуло в Гурии, на западе Грузии, где мусульмане были лишены возможности проведения религиозных церемоний в частном доме. По этому вопросу г-н Иванишвили выступил более решительно, призвав в срочном заявлении к спокойствию. К удивлению, он обвинил в «провокации» неназванные источники, и подчеркнул, что такая религиозная нетерпимость «противоречит традициям Грузии». Это заявление выглядит чрезмерно оптимистичным: в опросах 29% респондентов заявили, что такая религиозная практика не должна быть разрешена. Даже если позиция г-на Иванишвили убеждает мусульман страны, она дает мало утешения для гомосексуалистов и других меньшинств. Гомофобия имеет сильные традиции в Грузии.

    Это не означает, что ЕНД является безупречным. Саакашвили обвиняют в попытке дискредитировать новое правительство, как за рубежом, так и в разжигании страстей дома. Очевидно, что обе стороны должны проявить себя с лучшей стороны. Назначение нового начальника штаба армии 4 декабря, последовавшее после ареста его предшественника в ноябре, предоставляет собой редкий случай сотрудничества между Саакашвили и Ираклием Аласания, новым министром обороны. Согласие по поводу будущих правил парламентской процедуры, реформа Избирательного кодекса, a также определение места заседания парламентa выявит необходимость от обеих сторон работать вместе.

    Разделение власти, тo что обе стороны должны сделать сейчас, потребует огромного ментального сдвига. Это займет определенное время. В конце концов, никто из ЕНД, и лишь немногие в составе Грузинской мечты, предвидели эту ситуацию в ходе предвыборной кампании. Конституция не была разработана с учетом этого. Рождественские каникулы дают возможность обеим сторонам подвести итоги важного годa - и разработать конструктивный план на Новый год.





    * Мнения авторов статей могут не совпадать с позицией редакции. Ответственность за достоверность приведенных фактов несет автор статьи.


    Rambler's Top100 © «Кавказ Online» 2009 г. Информационно-аналитический портал. E-mail: [email protected]
    Новости стран Кавказа, эксперты и аналитики о конфликтах (Северный Кавказ, Южный Кавказ), проблемы развития Кавказа, геополитика Кавказа, экономика и бизнес, народы Кавказа. © "Кавказ Online", 2009
    При цитировании информации гиперссылка на "Кавказ Online" обязательна.