Кавказ Online

Меню
 
Страны
 
Регионы
 
Рубрики

Реклама

  • Разное

    Что принесет церковный диалог Грузии и России?

    22/11/2011
    "Голос Америки"
    Лела Кунчулиа

    Продолжается визит Каталикоса-патриарха всея Грузии Илии II в Москву, который посвящен 65-летнему юбилею патриарха России Кириллу. Патриархи высказывают надежду, что имеющиеся трудности в отношениях Грузии и России носят временный характер и единоверные народы не должны терять взаимную любовь. Какие интересы стоят за откровенными беседами, и что может принести близость представителей глав церквей двух стран, из которых одна оккупировала большую часть территории другой страны?

    «Конфликт, который был и продолжается между нашими государствами – это открытые раны, которые мы обязательно должны залечить. Уверен, мы сможем достичь этого», - такую надежду высказал Каталикос-патриарх Всея Грузии Илиа II 19 ноября на встрече с патриархом России Кириллом. По информации грузинской патриархии, одной из главных тем встречи в соборе Спасителя была «Необходимость урегулирования проблем, которые существуют между странами».

    Во время встречи российский патриарх Кирилл много говорил о любви, которая должна заменить противостояние между двумя единоверными народами. Он сказал, что надеясь на такую перспективу, всегда рад встречи с патриархом Грузии:

    «Любая возможность отношений, безусловно, дает добрые плоды. Наверное, самые добрые плоды, которые могут принести отношения и сотрудничество между нашими церквями, это улучшение отношений между нашими странами и народами».

    Плод, о котором говорит патриарх Кирилл, трудно представим для конфликтолога Пааты Закареишвили. Он считает невозможным, что диалог церквей может оказать хотя бы малейшее влияние на отношение государств. На фоне оправданного «развода» России и Грузии, конфликтолог оценивает излишние старания грузинской церкви, цепляться за русскую церковь, как напрасный труд и неоправданные действия.

    Миф о крепкой дружбе между двумя православными народами реально никогда не работает, тем более, когда российская церковь, практически, не делает ни шага без разрешения Кремля.

    Если российская церковь представляет симбиозную структуру Кремля, не старается ли она, параллельно откровенным беседам, приспособить Грузию с той новой реальностью, которую рекламирует Кремль и рассматривает оккупированные грузинские территории как независимые страны?

    Паата Закареишвили уверен в бесперспективности такого варианта:

    «Очевидно, что русская церковь озвучивает неоимперскую политику России, поэтому, переговоры в любой форме реализуют российские интересы ... но, так как нет контактов на уровне власти, никакое воплощение не сможет произойти. Я спокоен в отношении этой позиции, ибо не будет никакого результата...».

    В отличие от Пааты Закареишвили, теолог Леван Абашидзе, несмотря на все, считает необходимым диалог между руководителями российской и грузинской церквей. Грузия должна умно и безболезненно использовать совпадение интересов, которые связаны с оккупированными территориями. Такой подход впервые огласил российский патриарх Алексий II, а затем подтвердил патриарх Кирилл:

    «Русская церковь признает юрисдикцию грузинской церкви на всей территории Грузии. Можно сказать, что русская церковь признает территориальную целостность грузинской церкви, само собой, надо использовать этот факт. Политически правильный шаг, когда патриарх подчеркивает, что церкви не спорят о том, где проходит их граница, так и должно быть между государствами» - говорит Абашидзе.

    Но русская православная церковь только де-юре признает целостность грузинской церкви, Грузия же де-факто не может действовать на оккупированных территориях.

    Аналитикам ясно, что при пересмотре канонических границ русская церковь исходит из собственных интересов и во избежание идентичных проблем, отказывается от пересмотра, что не является выражением доброй воли в отношении Грузии. Более того, аналитики уверены, что русская церковь старается использовать де-факто ситуацию и распространить свое влияние на оккупированные территории. Для мирного воплощения этого плана, русская церковь пытается найти общий язык с грузинской церковью.

    Такой план русской церкви можно рассмотреть в том традиционном срезе, к которому постоянно тяготеет русская патриархия в отношении всемирного патриарха.

    Кому может доверить грузинская церковь оккупированные территории и ведется ли обсуждение конкретной перспективы в этом направлении? – Грузинская патриархия не выражала официальной позиции по этой проблеме. Но чтобы избегнуть нежелательного российского влияния, было бы желательно, если до восстановления территориальной целостности, временную заботу возьмет на себя всемирный патриарх, а не Россия, - считает теолог Леван Абашидзе.





    * Мнения авторов статей могут не совпадать с позицией редакции. Ответственность за достоверность приведенных фактов несет автор статьи.


    Rambler's Top100 © «Кавказ Online» 2009 г. Информационно-аналитический портал. E-mail: [email protected]
    Новости стран Кавказа, эксперты и аналитики о конфликтах (Северный Кавказ, Южный Кавказ), проблемы развития Кавказа, геополитика Кавказа, экономика и бизнес, народы Кавказа. © "Кавказ Online", 2009
    При цитировании информации гиперссылка на "Кавказ Online" обязательна.