Кавказ Online

Меню
 
Страны
 
Регионы
 
Рубрики

Реклама

  • Разное

    Семейная рокировка по российскому образцу

    26/12/2011

    Пресс-папье

    Несмотря на то, что до очередных президентских выборов в Азербайджане остается без малого еще два года, в местных СМИ и в политических кругах уже началось обсуждение темы вероятных кандидатов на пост главы государства. Катализатором дискуссий на эту тему послужили революционные события в арабском мире, а еще больше – послевыборные протесты в России и недавние беспорядки в Казахстане. И если еще год назад результаты очередных президентских выборов в Азербайджане, которые должны состояться в октябре 2013 года, сомнений ни у кого не вызывали, то, теперь эксперты всерьез говорят о возможности смены власти в стране.

    Однако политически неангажированные аналитики сомневаются в возможности свержения правящего режима и прихода к власти какой-либо оппозиционной группы. На их взгляд, если президентских выборах 2013 года и есть какая-то интрига, то состоит она лишь в том, кто пойдет кандидатом от правящей элиты – президент Ильхам Алиев или его супруга Мехрибан Алиева.

    Формально, никаких юридических ограничений для выдвижения кандидатуры И.Алиева на пост главы государства после его двух президентских сроков нет. В марте 2009 года в азербайджанскую конституцию были внесены поправки, которые отменили ограничения на пребывания одного лица на посту президента не более чем 2 сроков подряд.

    Однако некоторые эксперты полагают, что конституционные поправки были лишь отвлекающим маневром, предпринятым властью с целью успокоить доставшуюся И. Алиеву в «наследство» от отца Гейдара Алиева его «старую гвардию» и избежать «разброда и шатаний» в правящем лагере на период второго срока полномочий Алиева-младшего. Если бы изменения в Конституцию Азербайджана не внесли, в окружении президента началась бы борьба за место «преемника», что обострило бы противоречия в правящей элите и открыло бы путь к расколу в ней.

    С другой стороны, «старая» команда стремится сохранить свои позиции и всячески противодействует переменам в стране, в определенной степени, сковывая действия президента. Ради сохранения стабильности режима, И. Алиеву приходится учитывать интересы кланов выходцев из Нахичеванской автономной республики (НАР) и Армении, которые составили социальную и экономическую опору режима, созданного его отцом Г. Алиевым.

    Однако после избрания президентом, Алиев-младший, в противовес «старой» элите, стал усиливать родственников своей жены – семью Пашаевых (девичья фамилия супруги президента – Пашаева), вокруг которой консолидируются представители других региональных элит, в частности, бакинской и ширванской (восточная часть Азербайджана). Постепенно семья Пашаевых превращается в самую сильную олигархическую группировку. В настоящее время «Паша холдинг» (главный акционер – тесть президента Ариф Пашаев) занимает ключевые позиции практически во всех сферах финансово-экономической жизни страны – банковской, страховой, строительной, туристической, фармацевтической, телекоммуникационной, медийной и др. Исключение составляет нефтегазовой сектор, но он напрямую контролируется главой государства.

    Несмотря на то, что «Паша холдинг», фактически, административными методами и за счет негласного создания режима наибольшего благоприятствования взял под свой контроль господствующие позиции в различных сферах, компании этой группы ведут бизнес на основе современного менеджмента и с соблюдением высоких международных стандартов. Они не замечены в рейдерских захватах, финансовых махинациях и прочих скандальных историях.

    Одновременно, с усилением его экономических позиций, «Паша холдинг» и стоящие за ним люди наращивают имиджевые показатели. Так, лидер этой группы – первая леди страны Мехрибан Алиева – совмещает депутатские полномочия с осуществлением широкой благотворительной деятельности в стране и за рубежом в качестве президента Фонда Гейдара Алиева, посла доброй воли ЮНЕСКО и ИСЕСКО (аналог ЮНЕСКО в Организации исламская конференция).

    Выступая генератором идей межкультурного диалога и инициатором ряда международных форумов по данному вопросу в Азербайджане, сопровождающихся информационной поддержкой ряда ведущих мировых СМИ, М. Алиева смогла сформировать в международном общественном мнении имидж прогрессивного общественного деятеля.

    Одновременно М. Алиева и ее родные проводят «разновекторную» работу по налаживанию международных политических связей в ведущих мировых центрах силы. Сама М. Алиева, будучи послом доброй воли ЮНЕСКО, является частой гостьей в Париже. Недавно за вклад в развитие двусторонних связей в качестве руководителя азербайджано-французской межпарламентской группы президент Николя Саркози наградил ее орденом Почетного легиона. Дядя М. Алиевой, ректор Дипломатической академии при МИД Азербайджана Хафиз Пашаев имеет хорошие связи с истеблишментом США, где 12 лет проработал послом.

    Тесные связи у Пашаевых и с Россией. Племянница М. Алиевой Наргиз Пашаева возглавляет Бакинский филиал МГУ, а две дочери президента Азербайджана связали свои судьбы с представителями российского бизнеса, правда, имеющими азербайджанское происхождение. Старшая дочь Лейла Алиева – невестка владельца холдинга «Крокус» Араса Агаларова, младшая Арзу вышла замуж за сына покойного бизнесмена Айдына Курбанова (этой семье принадлежит группа компаний «Корос», «Северная лесная компания», ряд металлургических предприятий). Л. Алиева является представителем Фонда Гейдара Алиева в России и главой Азербайджанской молодежной организации России (АМОР).

    Все эти факторы и дают экспертам основания полагать, что на президентских выборах 2013 года И. Алиев уступит место «кандидата от власти» своей супруге М. Алиевой. Такой поворот весьма реален с учетом того, что в современном мире долголетнее пребывания у власти одного и того же руководителя государства становится признаком плохого тона.

    С другой стороны, в глазах общественности страны выдвижение М. Алиевой на пост президента наверняка придаст правящей в Азербайджане власти видимость сменяемости и модернизации. Кроме того, в мировой практике уже были прецеденты, когда муж-президент на очередных выборах уступал свое место супруге. Самый свежий пример – Аргентина, где в 2007 году Кристина Фернандес де Киршнер стала на посту президента страны преемницей своего мужа, а в 2011 году в этой должности была переизбрана.

    По мнению ряда аналитиков, в 2013 году в Азербайджане может произойти рокировка внутри власти по российскому сценарию 2008 года, т.е. М. Алиева станет президентом, а И. Алиев – премьер-министром азербайджанского правительства с широкими полномочиями.

    Однако пока президентская чета публично о своих планах на 2013 год не высказывается. В недавнем интервью Euronews президент И. Алиев заявил, что он еще не решил, будет ли выдвигать свою кандидатуру на следующих выборах или нет. При этом он не исключил своего участия в президентском марафоне – «если этого захочет народ».

    Примечательно, что сразу после этого заявления функционеры правящей партии «Новый Азербайджан» из числа представителей «нахичеванского клана» один за другим стали говорить о том, что партийным выдвиженцем станет И. Алиев, и у самой партии «другого кандидата нет, и быть не может».

    По мнению оппозиционной прессы, это были сигналы «старой гвардии» И. Алиеву, мол, любого другого кандидата от власти, в том числе, М. Алиеву они не поддержат, усматривая в этом угрозу своим интересам.

    Говоря о перспективах политического процесса в Азербайджане, следует отметить, что местная «традиционная» оппозиция реальных шансов влиять на политическую ситуацию в стране фактически лишена. Главным ее бичом является, прежде всего, неспособность консолидироваться. Сейчас представители двух главных оппозиционных партий – «Народного фронта» и «Мусават» – заявляют о том, что на следующих выборах они выдвинут своих лидеров.

    Последние 5-6 лет в политической жизни Азербайджана наблюдается ситуация застоя. Попытка оппозиции весной этого года под влиянием «арабской войны» изменить ситуацию оказалась «фальстартом». В ходе ряда акций удалось вывести на улицы несколько сотен человек. Манифестации прекратились после того, как около двух десятков оппозиционеры получили по уголовным статьям до 3 лет лишения свободы за «нарушение общественного порядка». Примечательно, что международная правозащитная организация Amnesty International свой отчет на тему тех событий назвала: «Весна, которая так и не расцвела: в Азербайджане подавляется свобода».
    Что касается внешних факторов, то их влияние на политическую ситуацию в республике практически не ощущается. Россию эта тема, похоже, вообще не волнует, она неизменно поддерживает азербайджанские власти и дает высокие оценки их деятельности, в том числе, по проведению различных выборов.

    Запад же в лице США и ЕС, вроде бы реагирует на процессы внутри Азербайджана, но особой активности при этом не проявляет и, несмотря на усиление западной критики по поводу нарушений демократии и прав человека в стране, к конкретным мерам воздействия на официальный Баку прибегать не спешит. Вероятно, это связано с геополитическими и энергетическими интересами Запада. Азербайджан рассматривается им как поставщик и транзитная страна при диверсификации энергетических источников Европы. Кроме того, воздушное пространство этого государства используется для снабжения союзнических сил в Афганистане, а позиция Баку наверняка будет иметь большое значение при решении «проблемы Ирана», с которым Азербайджан имеет протяженную общую границу.

    Несмотря на военную риторику, руководство Азербайджана является предсказуемым в отношении подходов к Карабахскому урегулированию, и Запад, в принципе, может чувствовать себя спокойно за сохранение пусть и хрупкой, но устраивающей его стабильности в регионе. А стабильность в самом Азербайджане на данном этапе отвечает интересам всех внешних игроков – США, России, стран Европы, Турции и даже Ирана.

    Благодаря нефтедолларам, экономика страны интенсивно развивается, и хотя при этом обогащается узкий круг людей, опосредованно улучшение материального положения чувствуют и другие слои населения. С другой стороны, в стране установился режим власти, способный жестко и уверенно контролировать внутриполитическую ситуации.

    Что касается религиозного фактора, который играл большую роль в арабских революциях, в Азербайджане ислам не институционален (нет крупных религиозных центров, образовательных центров с историческими традициями), религиозные общины малочисленны, разрозненны и конфессионально разнородны (шииты, сунниты, салафиты, нурсисты и др.). Кроме того, эта сфера также находится под бдительным вниманием властей.

    Таким образом, серьезных причин для смены власти в Азербайджане в настоящее время нет. Иной вариант развития ситуации в стране возможен, если серьезные изменения произойдут в политической жизни России. Некое подобие «цветной революции» в соседней стране (если такое вообще возможно) может кардинально изменить политическую и геополитическую картину на всем постсоветском пространстве, и Азербайджан здесь исключением уж точно не станет.





    * Мнения авторов статей могут не совпадать с позицией редакции. Ответственность за достоверность приведенных фактов несет автор статьи.


    Rambler's Top100 © «Кавказ Online» 2009 г. Информационно-аналитический портал. E-mail: [email protected]
    Новости стран Кавказа, эксперты и аналитики о конфликтах (Северный Кавказ, Южный Кавказ), проблемы развития Кавказа, геополитика Кавказа, экономика и бизнес, народы Кавказа. © "Кавказ Online", 2009
    При цитировании информации гиперссылка на "Кавказ Online" обязательна.