Кавказ Online

Меню
 
Страны
 
Регионы
 
Рубрики

Реклама
  • Первый по серебру

  • Разное

    Президентская карусель

    10/10/2011
    Пресс-Папье

    В последнее время во внутриполитической жизни Армении происходят события, особенность которых состоит в том, что главными действующими лицами в них являются все три президента страны, двое бывших – Левон Тер-Петросян и Роберт Кочарян – и нынешний – Серж Саргсян. В эти дни сторонники первого президента явно активизировались, они проводят в центре Еревана круглосуточные акции протеста. Что же касается Р. Кочаряна, то недавно он более чем однозначно заявил о своем намерении вернуться в большую политику.

    В странах с демократическими традициями, ушедший в отставку лидер пишет мемуары, читает лекции о годах своего президентства или же с высоты своего многолетнего государственного опыта дает советы действующим властям. В государствах, имеющих авторитарный опыт правления, власть многие годы находится в руках одного человека, одной партии или же одного клана. Не говоря уже о тоталитарных режимах, где или вовсе не существует выборной системы, или же она является лишь ширмой для узурпации власти на долгие десятилетия. Сегодняшняя же Армения, в своем роде, уникальная страна. Здесь политическая борьба ведется не между политически организованными группами, партиями или же кланами, а между президентами. Причем, все они выросли из «одной шинели» – начало их политической карьеры связано с движением за воссоединение Нагорного Карабаха с Арменией конца 80-х годов прошлого столетия.

    Когда в начале 90-х годов Тер-Петросян был избран первым президентом Армении, Саргсян в его администрации занимал посты руководителя различных силовых ведомств, а Кочарян – премьер-министра. После вынужденного ухода первого президента в отставку в 1998 году, Роберт Кочарян стал президентом страны, а Серж Саргсян, его соратник еще по Карабаху, в течение последующих 10 лет исправно и терпеливо играл роль «серого кардинала». Президентские выборы 2008 года, провозгласившие лидером страны Саргсяна, прошли при его остром соперничестве с вернувшимся в большую политику Тер-Петросяном.

    Вот уже четвертый год первый президент независимой Армении и возглавляемый им Армянский национальный Конгресс (АНК) являются основными оппонентами действующих властей. Они остро критикуют Сержа Саргсяна и его команду, постоянно организовывают митинги и шествия в центре Еревана, ставят ультиматумы руководству страны. Прошедшим летом состоялись несколько раундов диалога между представителями провластной коалиции и сторонниками Тер-Петросяна, во время которых оппозиция требовала проведение до конца текущего года досрочных президентских и парламентских выборов.

    На состоявшемся 30 сентября митинге Армянский национальный Конгресс принял решение о проведении недельного круглосуточного митинга. Левон Тер-Петросян предложил властям продолжить диалог, приостановленный АНК после ареста в августе одного из своих активистов. Основные требования АНК остаются те же: проведение до конца текущего года досрочных парламентских и президентских выборов.

    Между тем на днях громко о себе напомнил второй президент, Роберт Кочарян. В течение последних лет он редко выступал в средствах массовой информации: комментировал внутри- и внешнеполитические шаги своего многолетнего соратника С. Саргсяна. Причем, в его высказываниях проскальзывали явные нотки разочарования. И вот сейчас Р. Кочарян в интервью СМИ заявил, что не исключает своего возвращения в большую политику. В данной связи он обратил внимание на наличие трех факторов, которые могут побудить его к этому, заявив: «1. отсутствие ощутимого и устойчивого улучшения ситуации в экономике страны и благосостояния людей, и, как следствие, рост безысходности и миграции; 2. восстребованность разными социальными слоями общества моего возвращения в большую политику; 3. моя внутренняя уверенность в том, что я в состоянии радикальным образом улучшить ситуацию».
    Многие в Ереване связывают желание Роберта Кочаряна вернуться на политический Олимп с последними событиями в Москве, где формируется новая политическая конфигурация во главе с Владимиром Путиным. В Армении принято считать, что между Путиным и Кочаряном существует давняя дружба и взаимная симпатия, основанная на общности политических взглядов и методов работы: оба они жёсткие, не склонные к компромиссам лидеры, для которых власть, причём, единоличная, является как средством, так и целью. И на этом основании весьма распространена точка зрения, согласно которой, Владимир Путин непременно поможет Кочаряну вернуться в кресло президента РА.

    Судя по тому, что Москва сегодня – самый влиятельный внешний игрок в Армении, подобная версия явно играет на руку второму президенту. Однако насколько реально то, что она будет реализована на практике? Очевидно, что кроме желания Путина (если оно на самом деле существует) необходимы и другие немаловажные факторы. Во-первых, политическая опора в лице правящей партии. Кочарян – беспартийный, правда, ходят упорные слухи о его тесных связях с партией «Процветающая Армения». Во-вторых, поддержка со стороны народа. Кочарян, мягко говоря, имеет весьма скромный рейтинг среди электората. В-третьих, в Армении в лице Тер-Петросяна и Армянского национального Конгресса Кочарян имеет серьёзную оппонирующую силу, которая в данном контексте будет явно на стороне действующего президента и правящей Республиканской партии, которым также не по душе возвращение сильного и амбициозного Кочаряна. И нынешний диалог между властью и АНК объясняется именно желанием консолидироваться во имя недопущения усиления его позиций.

    Мнение о том, что политическим ресурсом и опорой Кочаряном может стать созданная им же в последний период президентства влиятельная партия «Процветающая Армении» (кстати, ныне – член правящей коалиции) во главе с не менее влиятельным местным олигархом Гагиком Царукяном вряд ли кардинально повлияет на ситуацию. Г. Царукян едва ли пойдёт на разрыв отношений с Сержем Саргсяном ради амбиций Р. Кочаряна. Ведь для этого «Процветающая Армения» должна выйти из коалиции, отказаться от многочисленных постов министров и их замов, губернаторов и вице-губернаторов, потеряв, таким образом, властные рычаги и, в конце концов, получив серьёзные проблемы в бизнесе. Между тем, личный рейтинг Царукяна – один из самых высоких в стране. Да и уровень политических контактов олигарха в Москве не намного ниже, чем у Кочаряна…

    Тем не менее, нельзя недооценивать и возможности Роберта Кочаряна, на протяжении всей своей политической карьеры доказавшего, что в его случае политическая логика и политологический анализ работают не всегда.





    * Мнения авторов статей могут не совпадать с позицией редакции. Ответственность за достоверность приведенных фактов несет автор статьи.


    Rambler's Top100 © «Кавказ Online» 2009 г. Информационно-аналитический портал. E-mail: [email protected]
    Новости стран Кавказа, эксперты и аналитики о конфликтах (Северный Кавказ, Южный Кавказ), проблемы развития Кавказа, геополитика Кавказа, экономика и бизнес, народы Кавказа. © "Кавказ Online", 2009
    При цитировании информации гиперссылка на "Кавказ Online" обязательна.