Кавказ Online

Меню
 
Страны
 
Регионы
 
Рубрики

Реклама

  • Разное

    Лимит уступок

    07/07/2011
    Пресс-папье

    Прошедшая в конце прошлого месяца в Казани встреча по Нагорному Карабаху президентов России, Армении и Азербайджана хотя и завершилась без достижения договоренностей об основных принципах вокруг урегулирования нагорно-карабахского конфликта, однако оказалась рубежной. Определение “рубежная” принадлежит российскому Министерству иностранных дел, и сказано это было буквально накануне саммита.

    В итоговом заявлении президентов, в частности отмечается: "Главы государств констатировали достижение взаимопонимания по ряду вопросов, решение которых способствует созданию условий для одобрения основных принципов". В документе также говорится, что участники встречи рассмотрели ход работы, проводимой в целях согласования проекта основных принципов. Президенты Армении и Азербайджана выразили признательность лидерам России, США и Франции, которые являются сопредседателями Минской группы ОБСЕ, "за их постоянное внимание к проблеме нагорно-карабахского урегулирования". Они также высоко оценили личные усилия президента России Дмитрия Медведева по содействию достижению договоренностей.

    По мнению официального Еревана, в столице Татарии мог бы быть совершен прорыв в нагорно-карабахском урегулировании. Однако, по словам президента Армении Сержа Саргсяна, “К сожалению, в Казани официальный Баку вел себя так, каким образом он себя ведет как минимум последние полтора года. Азербайджанская сторона внесла около десяти новых предложений к существующему документу. Все мы прекрасно понимаем, что этот документ отработан до такой степени, что любое изменение потребует изменения в других местах, в других пунктах, в других подпунктах”. Как отмечает армянский лидер, шанс, по крайней мере один шанс, упущен: “Это не означает, что конец переговорному процессу, это не означает, что мы не будем продолжать наши переговоры, но это означает, что, во всяком случае, до новой встречи вот этот промежуток мы потеряли”.

    Более эмоционален секретарь фракции правящей Республиканской партии Армении (РПА) Эдуард Шармазанов: “Я бы не сказал, что казанская встреча провалилась, но ясно, что ожидания стран-сопредседателей по поводу прорыва в карабахском урегулировании не сбылись из-за деструктивной позиции Баку. По мнению Э.Шармазанова, встреча в Казани показала, что Баку вместо реальных переговоров занимается имитацией и, таким образом, ведет мирный процесс в тупик… Карабах не был и не будет в составе Азербайджана, и армянская сторона никогда не пойдет на односторонние уступки в переговорах".
    Как замечают наблюдатели, именно что касается будущего статуса Нагорного Карабаха азербайджанское руководство никак не соглашается прийти к окончательному компромиссному решению. Армянская и карабахская стороны не раз заявляли, что на переговорах сперва необходимо решить вопрос статуса НКР, то есть первопричину конфликта, после чего можно перейти к ликвидации его последствий (контролируемые территории, возвращение беженцев, открытие коммуникаций и т.д.).

    По словам представителя президента Армении в Национальном Собрании, известного политика Гарника Исагуляна, казанская встреча президентов Армении, Азербайджана и России четко определила рубеж односторонних уступок армянской стороны, дальше которой Ереван не пойдет. Армянская сторона всегда предполагала, что, идя на уступки, обеспечит смягчение позиции Баку, и будет способствовать урегулированию конфликта. Однако реальность была совершенно иной: наши уступки лишь разыграли аппетиты Азербайджана. “Решением от 1 октября 1989 года Советская Армения и вышедший из состава Азербайджана Нагорный Карабах объявили об объединении, депутаты от Нагорного Карабаха были избраны в состав Верховного Совета независимой Армении”, - напомнил Исагулян, подчеркнув, что затем, в 1995 году, армянская сторона пошла на уступки - и депутаты от Нагорно-Карабахской Республики больше не избирались в высший законодательный орган Армении. Это стало существенной уступкой армянской стороны, которая, однако, к положительным результатам не привела... В 1998 году она пошла на очередные уступки, дав согласие представлять интересы Степанакерта за столом переговоров. В ответ азербайджанская сторона ужесточила свои позиции, представляя Армению как агрессора, а конфликт – как территориальный… Еще одной уступкой является тот факт, что Ереван не признает независимости Нагорного Карабаха… В условиях ни войны, ни мира, на фоне того, как Баку проводит милитаристскую пропаганду и готовит свой народ к войне, Ереван готовит общественность к миру, что является огромной уступкой”.

    Таким образом, резюмирует представитель президента, армянская сторона исчерпала ресурс односторонних уступок: “Мы должны четко дать понять международному сообществу, что ресурса для односторонних уступок у армянской стороны нет”, - заявил он, добавив, что Армения может отойти от определенных своих уступок, в частности, касающихся участия Степанакерта в переговорах.

    На карабахский фактор обращают внимание и в самом Нагорном Карабахе. Говоря об основной причине безрезультатности казанской встречи, начальник главного информационного управления аппарата президента НКР Давид Бабаян замечает: “Азербайджан продолжает выступать с максималистскими требованиями, пытаясь тем самым "стереть" военно-политические и геполитические изменения в регионе, которые произошли вследствие развязанной этим же государством военной агрессии против народа НКР…Официальный Баку старается посредством переговоров вернуть себе то положение в регионе, которое было в 1988 году (до начала карабахского движения - ПП). Это, конечно же, нереально, и не думаю, что можно будет прийти к ощутимым результатам в переговорах, если Азербайджан продолжит проведение той же политики".

    Вполне очевидно, считают в Степанакерте, что пробуксовка в переговорном процессе связана с многолетним фактическим отсутствием в нем самого Нагорного Карабаха, и что двусторонний формат переговоров Ереван-Баку явно исчерпан. Более того, окончательное разрешение проблемы невозможно без согласия Степанакерта на предложение международных посредников. Судя по всему, подобное понимание постепенно приходит и к самим посредникам. Однако что касается официального Баку, после казанской встречи высшее руководство Азербайджана продолжает заявлять о вероятности силового решения нагорно-карабахской проблемы. В ответ официальный Ереван предпринимает соответствующие шаги. В пересматриваемой в эти дни оборонной стратегии Армении отмечается, что военная доктрина страны строится на следующих факторах: обеспечение внешней безопасности Республики Армения, угроза военной агрессии Азербайджана против РА и НКР, стремление населения НКР к мирному самоопределению, а также необходимость укрепления НКР как демократического, социально-правового государства.

    Между тем Москва не оставила свое желание уже в ближайшее время склонить Ереван и Баку к принятию Основных принципов урегулирования. На днях Серж Саргсян заявил, что Дмитрий Медведев в телефонном разговоре подтвердил свое намерение и дальше наращивать свои усилия в вопросе урегулирования нагорно-карабахского конфликта, и что “он уже направил свое видение в письменной форме”. 5-6 июля в российской столице с визитом побывает министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян. Можно наверняка спрогнозировать, что затем в Москву прибудет его азербайджанский коллега, Эльмар Мамедъяров. А в том, что Россия является сегодня “самым удобным посредником”, не сомневаются многие в Ереване, в частности, директор Института Кавказа Александр Искандарян: “У России явно есть карт-бланш на то, чтобы ее руками пробовать продолжать минский процесс, так как на сегодняшний день она является наиболее удобным посредником, ей легче всего работать в регионе. После русско-грузинской войны и американцам, и французам это делать сложно”. При этом политолог считает, что подобная роль России является результатом совместного решения - в рамках сопредседательства в Минской группе ОБСЕ. “Россия имеет интересы и в Азербайджане, и в Армении. Эти интересы разные, но терять Азербайджан и Армению ей явно не с руки. Это, на мой взгляд, хорошо. Это тот формат, который позволяет выполнять истинную цель Минской группы на сегодняшний день - поддержание мирного и переговорного форматов, сохранение статус-кво и сохранение формата интернациональным - с участием РФ, США и Франции”, - заключает Александр Искандарян.





    * Мнения авторов статей могут не совпадать с позицией редакции. Ответственность за достоверность приведенных фактов несет автор статьи.


    Rambler's Top100 © «Кавказ Online» 2009 г. Информационно-аналитический портал. E-mail: [email protected]
    Новости стран Кавказа, эксперты и аналитики о конфликтах (Северный Кавказ, Южный Кавказ), проблемы развития Кавказа, геополитика Кавказа, экономика и бизнес, народы Кавказа. © "Кавказ Online", 2009
    При цитировании информации гиперссылка на "Кавказ Online" обязательна.