Кавказ Online

Меню
 
Страны
 
Регионы
 
Рубрики

Реклама

  • Разное

    Что дала сочинская встреча в нагорно-карабхском урегулировании?

    27/01/2010

    Пресс-папье

    Состоявшаяся 25 января в сочинской резиденции российского президента трёхсторонняя встреча лидеров Армении, Азербайджана и России оказалась вполне результативной. Конкретный итог состоит в том, что согласована преамбула будущего документа по урегулированию нагорно-карабахского конфликта.
    На первый взгляд может показаться, что это сугубо технический вопрос. Однако в данном контексте необходимо иметь в виду следующее: на протяжении последних нескольких лет, в течение которых ведутся переговоры между президентами Армении и Азербайджана под патронажем сопредседателей Минской группы ОБСЕ (России, США и Франции) на основе Мадридских принципов, сколь-нибудь серьёзных подвижек в вопросе согласования текста базовых принципов не было.

    Сразу после окончания сочинских переговоров Дмитрия Медведева, Сержа Саргсяна и Ильхама Алиева министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что «Армения и Азербайджан подготовят свои предложения о документе по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, преамбула этого документа согласована… Переговоры из абстрактного русла перешли в конкретное, и все предложения, выработанные в рамках Минской группы ОБСЕ, были подробно обсуждены на встрече». Со своей стороны, российский сопредседатель Юрий Мерзляков сказал: «Ереван и Баку в течение двух недель должны представить свои предложения относительно тех положений Мадридского документа, по которым у сторон пока еще нет взаимопонимания».
    Сочинский саммит – пятый по счёту в данном формате, начиная с ноября 2008 года. По итогам первой встречи, в подмосковном замке Майендорф, президентами трёх стран была подписана Декларация по Нагорному Карабаху. Это был первый после перемирия 1994 года политический документ, под которым стояли подписи представителей двух конфликтующих сторон. По мнению наблюдателей, именно с этого времени переговорный процесс значительно интенсифицировался, и Москва заявила о себе как о ведущем посреднике. Высокопоставленные представители Кремля перманентно говорят о своей готовности поддерживать тот вариант решения проблемы, который устроит все вовлечённые стороны, а в случае достижения компромиссной договорённости – выступить гарантом урегулирования.

    Хотя остальные сопредседатели Минской группы ОБСЕ – представители США и Франции – также весьма активны, очевидно, что сегодня они признают за Россией её приоритетную роль в посредничестве. Именно этим можно объяснить резкую активизацию Москвы в последние дни на этом направлении. В российской столице друг за другом с визитом побывали премьер-министр Турции Реджет Тайип Эрдоган, президенты Армении и Нагорно-Карабахской Республики, Серж Саргсян и Бако Саакян, армянский министр обороны Сейран Оганян, а Сергей Лавров, в свою очередь, поехал в Ереван. В те же дни высокопоставленные российские политики более чем однозначно и безаппеляционно высказались по поводу параллельно идущих процессов по армяно-турецкому примирению и Карабахскому урегулированию.
    Как выразился Владимир Путин: «И нагорно-карабахская проблема, и турецко-армянская проблема являются очень сложными сами по себе, я не считаю правильным увязывать все проблемы в один пакет… Каждую из этих проблем в отдельности решить очень сложно. А если мы все еще в одну кучу свалим, то тогда перспектива решения будет автоматически отодвинута на очень дальнюю перспективу».

    Комментируя ситуацию вокруг урегулирования нагорно-карабахского конфликта, армяно-турецкого диалога и вопросов территориальной целостности Азербайджана, глава российского МИД С. Лавров высказал мнение о том, что в международном праве принципы территориальной целостности и права наций на самоопределение не имеют приоритета друг перед другом. По словам Лаврова, единственная попытка установить какую-то иерархию этих принципов была предпринята в 1970 году, когда ООН выпустила по этому поводу специальную резолюцию. «В ней говорилось, что территориальная целостность государства возможна только при соблюдении права на самоопределения всех проживающих в нём народов, и все вопросы подобного толка должны решаться исключительно мирным путём. При этом подтекст был такой, что если государство применяет для их решения грубую военную силу, то его право на территориальную целостность оказывается под вопросом. Это уже было подтверждено на примере господина Саакашвили», - сообщил министр. «Вывод прост – один из этих принципов не может быть выше другого», - отметил российский министр.

    В этой связи весьма интересную информацию сразу же после окончания сочинского саммита распространили армянские СМИ. В согласованной преамбуле документа по базовым принципам урегулирования нагорно-карабахского конфликта подчеркивается приоритет принципа права наций на самоопределение в разрешении конфликта. Как стало известно из источников, знакомых с деталями процесса согласования преамбулы, в документе также говорится об императиве участия самого Нагорного Карабаха в дальнейших переговорах.

    Основное различие в подходах сторон состоит в следующем: Армения придерживается мнения о том, что в базовых принципах необходимо чётко зафиксировать сроки и механизмы референдума о будущем статусе Нагорного Карабаха, а Азербайджан настаивает на освобождении занятых территорий, возвращении беженцев и лишь потом согласен говорить о статусе НК, причём, на правах автономии в своём составе.

    Между тем президент НКР Б. Саакян на днях вновь заявил о том, что конфликт не может быть урегулирован при отсутствии прямого диалога между Баку и Степанакертом. При этом он вновь подчеркнул, что независимость и безопасность Карабаха не подлежат торгу, и любая попытка игнорировать это делает невозможным всеобъемлющее урегулирование конфликта.

    В подобной ситуации лишь Кремль может стать эффективным медиатором процесса, так как и исторически, и геополитически, и ментально именно Москва ближе к Южному Кавказу, который долгие столетия являлся частью российского, а затем и советского государства.

    В отличие от недавнего времени, Россия ведёт сбалансированную политику в регионе. Армения по-прежнему остается ее стратегическим союзником. В то же время улучшение её отношений с Баку привело к тому, что и Азербайджан стал считаться важным стратегическим партнёром Москвы.

    Таким образом, по итогам сочинского саммита можно сделать несколько выводов. Первое: нагорно-карабахское урегулирование постепенно выходит на передний план мировой политики.

    Второе: эта проблема сегодня становится одним из внешнеполитических приоритетов России.

    Третье: с согласия партнеров по Минской группе, Москва явно активизировала свою самостоятельную посредническую миссию, так как, по выражению ереванской газеты «Айоц ашхар», контрольный пакет урегулирования нагорно-карабахской проблемы находится в руках Москвы.

    Четвертое: Москва пытается конкретизировать и ускорить процесс переговоров. В-четвертых, она, в принципе, за участие в них Нагорно-Карабахской Республики как самостоятельной стороны.

    И, наконец, пятое: армяно-турецкое примирение не должно влиять на процесс урегулирования вокруг Нагорного Карабаха.





    * Мнения авторов статей могут не совпадать с позицией редакции. Ответственность за достоверность приведенных фактов несет автор статьи.


    Rambler's Top100 © «Кавказ Online» 2009 г. Информационно-аналитический портал. E-mail: [email protected]
    Новости стран Кавказа, эксперты и аналитики о конфликтах (Северный Кавказ, Южный Кавказ), проблемы развития Кавказа, геополитика Кавказа, экономика и бизнес, народы Кавказа. © "Кавказ Online", 2009
    При цитировании информации гиперссылка на "Кавказ Online" обязательна.