Следственный комитет возбудил уголовное дело за публичное распространение заведомо ложной информации о ситуации с коронавирусом в Карачаево-Черкесии. По делу допрошены основатели программы «Черный куб» Мурат Токов и Владимир Биджиев.
Как сообщил в ночь на 13 июня Instagram-канал «Политика09», у ведущего оппозиционной телепрограммы «Черный куб», выходящей на канале в YouTube, журналиста Мурата Токова прошел обыск. Токов был задержан. В отношении главного редактора «Черного куба» Владимира Биджиева возбуждено уголовное дело.
«В Карачаево-Черкесской Республике выявлены факты размещения в Instagram-каналах «Политика 09» и «Черный куб» фейковой информации об обстоятельствах распространения на территории региона коронавирусной инфекции COVID-19 и о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения. По данным фактам СУ СК РФ по КЧР возбуждены уголовные дела по признакам преступления, предусмотренного ст. 207.1 УК РФ «Публичное распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан», — говорится в сообщении, опубликованном 13 июня на сайте следственного управления Следственного комитета России по Карачаево-Черкесии.
Привлеченным по статье 207.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (публичное распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан) грозит до трех лет лишения свободы.
Поводом для обыска и возбуждения уголовного дела, как сообщил анонимный источник издания «Кавказский узел», стал материал «В КЧР пора объявлять ЧС!». Передача набрала более 12 тысяч просмотров.
При этом источник отметил, что в эфире ранее критиковались меры по борьбе с коронавирусом в республике, предпринимаемые властями Карачаево-Черкесии.
«11 июня к Токову пришли полицейские с постановлением на обыск с требованием выдать все электронные носители. У них была информация том, что именно у него дома эти передачи монтируются. Так оно, собственно, и было. И полицейские, изъяв все носители, которые Токов им отдал, поехали с ним в ЦПЭ. Потом туда же вызвали телефонным звонком Биджиева. Поговорили с ними и отпустили. 12 июня снова вызвали, и там уже сообщили о возбуждении уголовного дела по статье 207.1. Хотели вызвать и меня, но я сижу дома с коронавирусом. Сказал им это, они отстали. Только попросили справку прислать о том, что я заражен», — рассказал сотрудник «Черного куба».
По его словам, ни Токов, ни Биджиев еще не подобрали себе адвоката, «поскольку стали задумываться об этом только после возбуждения уголовного дела».
Токов при задержании был возмущен тем, что «сотрудники с автоматами пришли к нему в квартиру, было неудобно перед соседями, жена напугалась».
«Черный куб» — небольшой канал, авторы создавали свои передачи в свободное от основной работы время. За все время работы создано менее пятидесяти выпусков.
Резкий рост популярности канала в последнее время, источники связал с тем, что среди жителей Карачаево-Черкесии стало накапливаться недовольство руководством республики. «Люди стали чаще обращаться с проблемами. В 2014 году, когда «Черный куб» начинался (я пришел туда в 2017 году), 90% населения было за Темрезова — он вроде как хорошо начал, строил детские сады, дома культуры […] Но рабочих мест больше не стало, уровень жизни падал, сохранялись проблемы с водоснабжением, когда в ряде населенных пунктов люди ходят за водой с ведрами, как деды-прадеды», — отметил он, добавив, что сейчас отношение к руководству республики резко изменилось, поэтому и «вырос интерес» к «Черному кубу».