Государственный департамент США опубликовал отчет о свободе религии за 2021 год, в котором говорится и о Грузии.
«Конституция Грузии запрещает религиозное преследование и признает равенство для всех, независимо от религии. Она учитывает независимость Грузинской православной церкви и «особую роль» Грузинской церкви в истории страны. Законы и политика наделяют Грузинскую православную церковь уникальными привилегиями», — отмечается в отчете.
Госдеп также говорит о скрытых записях, опубликованных в Интернете в сентябре.
«Документы, в сентябре опубликованные в интернете и получившие широкое освещение в СМИ, по-видимому, показывали слежку Службой государственной безопасности за религиозными лидерами и другими лицами, а также слежение за их разговорами с политическими официальными лицами, журналистами, иностранными дипломатами и другими. Правительство отрицало легитимность документов, в то время как некоторые религиозные лидеры, журналисты и другие лица подтвердили их, заявив, что слежка оказала ужасающее влияние на свободу религии, поскольку подтвердила их подозрения, что Служба государственной безопасности контролирует деятельность религиозных групп», — говорится в документе.
Кроме того, в документе говорится о критике со стороны НПО, касавшейся введения льгот на праздники Грузинской православной церкви в условиях всеобщего локдауна, введенного во время пандемии коронавируса.
В докладе также говорится об оккупированных регионах Грузии и подчеркивается, что, по информации различных источников, Русская православная церковь скрыто поддерживала амбиции провозглашения автокефалии церкви в обоих регионах. «Религиозные лидеры вновь заявляли, что в оккупированных Россией регионах Грузии, Абхазии и «Южной Осетии», которые остаются вне административного контроля центральных властей, де-факто власти ограничили некоторые религиозные группы. Оба региона продолжали запрет «Свидетелей Иеговы», однако аналитический центр института изучения демократии (DRI) сообщал, что «Свидетели Иеговы» и «пятидесятники» могли свободно собираться в Ахалгори, «Южной Осетии».
Как Грузинская православная церковь, так и Русская православная церковь признают церкви в обоих регионах принадлежащими Грузинской православной церкви, но в Грузинской православной церкви заявили, что де-факто власти «Южной Осетии» осуществляло давление на церкви, чтобы они присоединились к Русской православной церкви, а в Абхазии некоторые лидеры поддерживали провозглашение автокефалии. Источники говорят, что Русская православная церковь скрыто поддерживала амбиции провозглашения в обоих регионах автокефалии церквей, не требуя от Грузинской православной церкви признать их автокефалию», — говорится в документе.