Посол Евросоюза в Грузии Павел Херчински вместе с послами стран-членов ЕС 29 мая прибыли с демаршем к вице-премьеру, министру экономики и устойчивого развития Грузии Левану Давиташвили в связи с возобновлением прямого авиасообщения с Россией.
Комментарий посла ЕС
Представители ЕС прибыли в Министерство экономики в 17:00. После встречи посол ЕС сообщил представителям СМИ, что у них был очень «открытый и искренний» разговор с вице-премьером по вопросу возобновления авиасообщения между Россией и Грузией. «Мне было поручено донести до властей Грузии позицию Евросоюза – позиция Евросоюза согласована 27 государствами-членами в Брюсселе», – сказал он, отметив, что на встрече его сопровождали все действующие послы стран-членов ЕС в Грузии.
«Мы сказали ему (Левану Давиташвили), что сожалеем о решении властей Грузии согласиться на прямое авиасообщение с Россией. Это решение противоречит совместному решению 27 государств-членов Евросоюза не иметь прямых рейсов в Россию и из России и не допускать полеты российских самолетов над своей территорией», — заявил Павел Херчински.
По его словам, что они также выразили обеспокоенность тем, что этот шаг противоречит решению ЕС изолировать Россию и оказать на нее давление, «чтобы изменить поведение России, когда речь идет о жестокой, агрессивной войне, которую Россия ведет в Украине».
Павел Херчински также отметил, что вице-премьер привел уже звучавшие аргументы, что «власти Грузии не допустят использование подсанкционных авиакомпаний или самолетов». «Но, к сожалению, этому недостает большой политической сути – хочу напомнить, что Евросоюз коллективно принял решение запретить все полеты, любые самолеты из России и в Россию на территории Евросоюза. Это очень важный шаг для всех 27 государств-членов и других стран-партнеров, чтобы оказать давление на Россию и поменять ее поведение в отношении Украины», – подчеркнул он.
На вопрос журналиста о том, что это было личное решение президента России Владимира Путина и что должны были предпринять власти Грузии в такой ситуации, посол ЕС ответил: «действительно, это было одностороннее решение России возобновить авиасообщение с Грузией, но это также требовало и согласия властей Грузии».
«Именно поэтому мне было поручено передать послание, которое было согласовано 27 государствами-членами, что мы выражаем сожаление по поводу решения властей Грузии согласиться на это», – сказал он, добавив, что вопрос о введении санкций в отношении Грузии не обсуждается в Евросоюзе. «27 (государств)-членов должны решить, как такой шаг повлияет на стремление Грузии присоединиться к Евросоюзу», – сказал он.
Комментарий вице-премьера
«У нас состоялся очень открытый и искренний диалог по вопросам, которые сегодня актуальны для стран-членов ЕС», — сказал в свою очередь Леван Давиташвили, пояснив, что основной вопрос, обсуждавшийся на встрече, — восстановление прямого авиасообщения с Россией. «Однако мы обсудили текущую геополитическую ситуацию в целом».
«Мы обсудили, что ситуацию в Грузии нельзя рассматривать в том же контексте, что и в других странах. Грузия находится в особо сложном положении — у нее прямая граница с Российской Федерацией и 20% ее территории оккупированы», — сказал он, добавив, что «контекст Грузии отличается от контекста стран-членов ЕС» и «для многих послов это абсолютно понятно и логично».
По словам Левана Давиташвили, на встрече также обсуждались меры по обеспечению соблюдения международных санкций, введенных в отношении России. По его словам, наряду с ККП «Ларс», наряду с возобновлением полетов, у Грузии появятся три новых пункта стыковки с Российской Федерацией в виде аэропортов Тбилиси, Кутаиси и Батуми. «Подобно тому, как на таможенном пункте «Ларс» происходит исполнение санкций на высшем уровне, в этих аэропортах также будет дополнительный таможенный контроль», — подчеркнул вице-премьер.
По его словам, на встрече также было акцентировано внимание на то, что «позиции государств-членов ЕС в отношении торговых отношений (с Россией) сегодня не однозначны». Вице-премьер также отметил, что в 2022 году товарооборот ЕС с Россией увеличится на 5 млрд евро, при этом товарооборот некоторых стран с Россией вообще утроился, а других – сократился. «Поэтому для нас очень важно иметь четкий, открытый и искренний диалог с европейцами по каждому вопросу, и это правильно оценивается и ценится государствами-членами ЕС», – сказал он.
Отметив, что «у нас могут быть разногласия по некоторым вопросам», Леван Давиташвили еще раз подчеркнул, что положение Грузии нельзя отождествлять с положением стран-членов ЕС, поскольку Грузия еще не является государством-членом и «у нас другой контекст и и наше положение специфичное… будь то с точки зрения безопасности или с экономической точки зрения».