Северокавказский филиал «Команды против пыток» (КПП) направил доклад «Арифметика пыток» о случаях применения насилия силовиками в регионах местным представителям власти. За три месяца правозащитники получили несколько официальных ответов, в том числе из парламента Чечни, где вместо предоставления комментария по теме решили оскорбить правозащитников.
Как рассказали сайту Кавказ.Реалии в пресс-службе КПП, бумажная версия доклада, направленная главе парламента Чечни Магомеду Даудову, вернулась обратно вместе с анонимным письмом. В нем «Команда против пыток» названа «извращенным сообществом».»По этой причине идите к Черту, продажные шкуры!!!» – написал автор письма (стилистика сохранена, – Прим. Ред.).
В других республиках Северного Кавказа власти выбрали более конструктивную позицию: в ответе из Карачаево-Черкесии правозащитникам сообщили, что «пытки не носят системный характер», омбудсмен Кабардино-Балкарии ответил, что к нему жалобы по теме не поступали, общественная палата Ингушетии поблагодарила «Команду против пыток» за работу.
Администрация Дагестана не получила письмо – оно месяц пролежало в почтовой отделении и вернулось обратно. В МВД по республике сообщили, что с личным составом проводится работа по недопущению жестокого обращения с задержанными.
«Ответ из парламента Чечни нас удивил, это прецедент – за многие годы обращения в органы власти мы ни разу не получали таких грубых ответов. Хотя он и анонимный, но приложен к письму спикера парламента, который, видимо, захотел обозначить отношение к правозащитникам. Учитывая специфику республики и контекст, мы воспринимаем этот ответ как форму давления», – заявила корреспонденту Кавказ.Реалии руководитель северокавказского филиала «Команды против пыток» Екатерина Ванслова.
Правозащитники опубликовали «Арифметику пыток» по северокавказским республикам 26 сентября. Согласно исследованию, в регионе за несколько лет не вынесено ни одного приговора силовикам о превышении полномочий с применением насилия. Самым распространенным видом насилия силовиков к задержанным является избиение руками (в 78% случаев, применялось к 25 людям), также в более половины случаев – 56% (применялось к 18 людям) – речь шла о применении тока, и в 53% (к 17 людям) жертв избивали ногами. Часто методы насилия применяются комбинированно – полицейские могли и избивать, и пытать током.
Бывших полицейских из Северной Осетии Алана Бигаева и Спартака Бузоева, ранее осужденных к четырем и трем годам колонии за пытки и смерть задержанного Владимира Цкаева, выпустили на свободу условно-досрочно.
Городской суд Нальчика назначил по три года условного срока оперуполномоченным старшему лейтенанту Бейсултану Кертову, капитанам Азамату Аккаеву и Тимуру Кетову. Их признали виновными в превышении должностных полномочий.
Работающие на Северном Кавказе правозащитники и адвокаты заявляют, что большая часть наркотических уголовных дел сфальсифицирована самими полицейскими, причём по самым различным мотивам.
Кировский суд Махачкалы в 20 раз снизил компенсацию морального вреда Магомедму Пираеву, который пожаловался на избиение и незаконное помещение в карцер на 15 суток в СИЗО Махачкалы. Вместо запрошенных полмиллиона рублей ему присудили 25 тысяч.