Юристы правозащитной организации «Комитет против пыток» направили в Европейский суд по правам человека жалобу на пытки силовиками жителя Нальчика Рустама Кучменова. В России расследование уголовного дела по его заявлению прекращалось шесть раз.
«Юристы неоднократно обжаловали постановления о прекращении уголовного дела, но, к сожалению, национальные суды отказали в удовлетворении жалоб и это прекращение было признано законным и обоснованным. Значит, дальнейшая работа по делу на национальном уровне в России практически невозможна, юристы сделали все, что смогли, и были вынуждены обратиться в международный судебный орган – ЕСПЧ», – рассказала в комментарии для Кавказ.Реалии юрист «Комитета против пыток» Мария Задорожная.
Рустам Кучменов был задержан в июне 2017 года полицейскими, которые вывезли его в управление уголовного розыска МВД Кабардино-Балкарии. Там, по словам пострадавшего, от него требовали оговорить себя и написать явку с повинной, сознавшись в краже. Силовики связали его скотчем, после этого давили на шею, угрожая «отдавить» ее и «сыграть ей в футбол». Затем его пытали током и воткнули в бедро шило, после чего задержанный согласился с требованиями полицейских.
Кучменов подал заявление в Следственный комитет, было возбуждено уголовное дело о превышении полномочий с применением насилия, фигурантом которого стал сотрудник МВД Анзор Ашхотов. С 2019 года расследование дела неоднократно прекращалось.
В октябре ЕСПЧ признал власти России ответственными за гибель в жителя Ингушетии Муслима Куриева, и за гибель в 2010 и 2013 гг. на границе Чечни и Ингушетии нескольких сборщиков черемши из чеченского села Ачхой-Мартан. Также в октябре ЕСПЧ признал российские власти ответственными за похищение модератора оппозиционного чеченского телеграмм-канала Салмана Тепсуркаева и жестокое обращение с ним.
В декабре Европейский суд по правам человека рассмотрел жалобу Романа Бобылева, который утверждает, что подвергся пыткам в 2010 году в волгоградском отделении Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков. Суд счел, что представленные Бобылевым доказательства недостаточны для установления факта пыток, однако признал, что российские власти не обеспечили эффективного расследования его жалобы, и постановил выплатить ему компенсацию в размере 12 тысяч евро.