Бывший министр обороны Армении Давид Тоноян, находящийся под стражей более трех месяцев по делу о «некачественных ракетах», сегодня из заключения прокомментировал ряд обстоятельств, связанных с уголовным делом.
Он заявил, что до сих пор проявлял сдержанность в политических процессах и что еще будут возможности представить общественности объяснения по поводу 44-дневной войны.
Тоноян был арестован в конце сентября прошлого года. Ему и Давиду Галстяну, главе компании, много лет поставлявшей боеприпасы Министерству обороны Армении, более известному общественности как «Патрон Даво», было предъявлено обвинение в растрате 4,7 миллиона долларов, так как военное ведомство закупило некачественные ракеты.
«Через некоторое время после поставки ракет часть из них использована не была и была списана с баланса, а остальные вообще не использовались, в том числе во время 44-дневной войны, которая началась 27 сентября 2020 года», — говорится в заявлении СНБ, которое было опубликовано в сентябре прошлого года.
54-летний Давид Тоноян, который почти семь лет занимал пост первого заместителя министра обороны при третьем президенте Армении Серже Саргсяне, а после «Бархатной» революции 2018 года два с половиной года руководил оборонным ведомством в правительстве премьер-министра Никола Пашиняна, в том числе во время 44-дневной войны, из заключения ответил на вопросы СМИ через своих адвокатов.
Он написал: «До сих пор я сохранял сдержанность в отношении участия в политических процессах. Об этом были заявления моих адвокатов. Еще будут возможности представить мои объяснения общественности по поводу 44-дневной войны через комиссии по расследованию, которые должны быть созданы, если, конечно, будут обеспечены объективность и беспристрастность работы последних».
Покидая пост министра обороны 20 ноября 2020 года, через десять дней после окончания войны в Нагорном Карабахе, Тоноян заявил о том, что готов нести свою долю ответственности. Сегодня же он заявил: «Видимое желание найти «козла отпущения», так сказать, витает на политическом поле, но я думаю, что в этом отношении будут сюрпризы».
Бывший министр обороны утверждает, что, несмотря на заявление органа предварительного расследования, указанные ракеты не были просроченными, и что даже во время 44-дневной войны они применялись и решали боевые задачи.
Предварительное следствие по делу о «некачественных ракетах» было завершено СНБ в конце декабря. Подчеркивая, что с момента его назначения весь процесс закупок Минобороны находился под ежедневным контролем СНБ, прокуратуры, Следственного комитета и Службы госконтроля, Тоноян пишет: «Даже завершенное необъективное предварительное расследование не подтвердило, что ракеты были низкого качества или бесполезны из-за невыполнения назначенной судебно-медицинской экспертизы и отсутствия испытаний ракет. Было ясно, что в случае проведения экспертизы применимость ракет была бы подтверждена».
Адвокат Давида Тонояна Сергей Ованнисян сегодня сообщил Радио Азатутюн, что орган, ведущий производство дела, назначил экспертизу ракет еще в июле прошлого года, но в октябре стало известно, что экспертиза проведена не была, против чего протестуют адвокаты Тонояна.
«Проведение экспертизы отклонили прокурор и следователь на том основании, что ответы на вопросы, поставленные этой экспертизой, уже были получены в результате иных юридических действий. Когда предварительное следствие закончилось, мы ознакомились с материалами дела, и выяснилось, что никаких юридических действий по выяснению качества или непригодности ракет предпринято не было. Мы убеждены, что экспертиза проведена не была по причине того, что уже на стадии предварительного расследования выяснилось бы, что ракеты пригодны, и органу предварительного следствия ничего не оставалось бы, кроме как прекратить уголовное дело», — заявил Ованнисян.
Радио Азатутюн сегодня обратилось в СНБ за разъяснениями. На момент публикации ответа из СНБ получено не было. Телефонные звонки корреспондента Радио Азатутюн в ГНКО «Национальное бюро экспертиз» Национальной академии наук в течение дня остались без ответа.
Сейран Оганян, который в 2008-2016 годах возглавлял оборонное ведомство и на протяжении ряда лет являлся непосредственным начальником Давида Тонояна, был допрошен в качестве свидетеля по делу о «некачественных ракетах». В октябре прошлого года он заявил, что указанные ракеты были ввезены в Армению в 2011 году, но Министерство обороны их не покупало, так как выяснилось, что они находятся в неисправном состоянии. По его словам, министерство не закупило 70% поставленной партии, оплатило только за 30%, а непригодные ракеты были доставлены на склад министерства по просьбе поставщика.
«Мы не сочли целесообразным принимать оставшиеся 70% в 2011 году, потому что возникли проблемы с их использованием и неисправностями. Поставщик попросил оставить ракеты на хранении. И даже если бы он не попросил, мы бы не имели права отдать ему эти ракеты, пока у него не было бы второго разрешения – лицензии на транзит для продажи в другую страну», — заявил Сейран Оганян.
Как Радио Азатутюн сообщили адвокаты Давида Тонояна и Давида Галстяна, их клиенты по-прежнему не принимают выдвинутые против них обвинения.
По делу о «некачественных ракетах» под стражей находятся и другие высокопоставленные военные, в том числе Степан Галстян, который в декабре был уволен с поста заместителя начальника Генерального штаба Вооруженных сил Армении.